vba_ (vba_) wrote,
vba_
vba_

Categories:

Но любим мы его не за это

Кто-то у меня в ленте френдов (уже не помню, кто, а лезть искать лень) посетовал, что на смерть Любимова откликнулось много текстов о том, как он противостоял власти, и мало текстов о том, что он сделал для театра.

Мне кажется, что автор этого замечания и прав, и неправ одновременно. Прав он в том, что о вкладе Любимова в театральное искусство действительно сейчас не так много пишут. А неправ в том, что о противостоянии Любимова и власти сегодня тоже не многие страницы расписаны.

И это логично. И о том, и о другом сейчас писать обширно, это Капитана Очевидность лохматить. Лишний раз.

История уже все расставила по своим местам. Хорош ли, плох ли был Любимов персонально, он сделал Театр на Таганке, что было огромным явлением для своего времени. Это зачеркнуть невозможно, какие бы конфликты потом ни были у Любимова с кем бы то ни было. И все последующие истории с обидами, скандалами, отъездами и прочими проблемами это все события микроскопические по сравнению с тем, что Любимов делал для Театра в 60-х – начале 70-х годов.

Мой тезис состоит в том, что надо не поддаваться соблазну мерить большие дела прошлого текучкой последующих времен. Влияние такой текучки хорошо можно видеть на примере Высоцкого. Уж кем только не выставляли Высоцкого после его смерти, и каким-то немыслимым бунтарем, и ниспровергателем советской верхушки, и диссидентом, и предтечей демократии... При том, что он и близко не был фигурой, которую вылепили задним числом, разрывателем пут, как на памятнике. Был же Владимир Семенович достаточно советским человеком и даже очень советским человеком и, доживи он до сегодняших дней, вполне мог с одобрением говорить "Крымнаш".

Но при этом был он автором гениальных стихов и песен, что затмевает все остальное. Ну а что конфликты у него с властью были, так это от того, что у глубоко талантливого человека не может не быть конфликта с властью, которая претендует на контроль таланта. И если бы власть, даже весьма тоталитарная, меньше бы контролировала Высоцкого, у того вообще разногласий с властью бы не было, может быть, за исключением небольших стилистических.

Поэтому, как бы ни повел себя дальше Высоцкий (вплоть, повторяю, до очень вероятного ныне крымнаша), это никак не зачеркнуло бы его гениального прошлого. То же касается и Любимова. Он сделал в свое время огромное дело, и спасибо ему за это.

...и сотвори ему вечную память.
Tags: Фигуры прошлого
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не ищет легких путей...

    Юзер sapojnik пишет уже стопицотый пост о том, что ковидная эпидемия - фейковая, а вакцинация не нужна, поскольку совершенно не защищает…

  • Франция-Россия: где жить и умирать

    Мама скончалась в среду, не дожив полугода до своего 100-летия. Этим постом я хотел бы выразить благодарность Франции, где мама прожила последний 21…

  • (без темы)

    В 1801 году Фридрих Вильгельм издал манифест, в котором призывал ускорить вакцинацию против натуральной оспы (коровьей оспой) и регламентировал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Recent Posts from This Journal

  • Не ищет легких путей...

    Юзер sapojnik пишет уже стопицотый пост о том, что ковидная эпидемия - фейковая, а вакцинация не нужна, поскольку совершенно не защищает…

  • Франция-Россия: где жить и умирать

    Мама скончалась в среду, не дожив полугода до своего 100-летия. Этим постом я хотел бы выразить благодарность Франции, где мама прожила последний 21…

  • (без темы)

    В 1801 году Фридрих Вильгельм издал манифест, в котором призывал ускорить вакцинацию против натуральной оспы (коровьей оспой) и регламентировал…