vasilisk_ (vasilisk_) wrote,
vasilisk_
vasilisk_

Пока во френдленте какая-то хреномуть...

...вернусь-ка я к Магистрали. Давненько я ничего про нее не писал.


В этом выпуске затронем две темы, тесно друг с другом связанные. Война и демография.

Что есть демография на Магистрали? Во-первых, так называемым естественным способом у нас не умирают. В то же время, любая личность в любой момент может покинуть нашу гостеприимную реальность по собственному желанию. Точно так же, любая личность может покинуть некую идентичность(например, страну проживания или скажем этнос) и перейти в другую. Даже базовую ментальность можно поменять, было бы желание. Именно в желание все и упирается в конечном итоге. Причин выхода из идентичности может быть сколько угодно, но их можно объединить в несколько больших категорий.
1) Надоела данная реальность в принципе, уйду я от вас.
2) Надоела своя собственная личность, ну ее нах.
3) Здесь стало плохо, в другом месте лучше.
4) Я стал другим, надо привести внешнюю среду в соответствие с новой внутренней.

Первые две, очевидно, приводят к покиданию Магистрали как таковой, вторая может при этом привести к появлению новой личности, что по сути не отличается от появления этой самой новой личности иными способами. А вот варианты 3 и 4 приводят к смене идентичности, а не реальности.

Пополнение численности некоей идентичности зависит от трех параметров -

а)Привлекательности этой идентичности как среды обитания, причем эта привлекательность может сильно отличаться для:
1) рожденных внутри идентичности и/или воспитанных в ней;
2) еще не вступивших в идентичность;
3) вступивших и некоторое время поживших внутри.

б) Меры, принимаемые самой идентичностью для пополнения своей численности. Эти меры могут принимать любые формы, дело не в этом. Тут имеют значение следующие факторы:
1) Предел насыщения идентичности как таковой. То есть ее эластичность. Она имеет как абсолютное(например, племя, превысившее некий предел численности, неизбежно распадается на несколько племен), так и относительное(пределы роста в единицу времени) численное значение.
2) Предельный темп обработки/переработки новых членов идентичности, имеющий вид функции от ряда переменных(плотности поселения, уровня пассионарности в данной конкретной общности и т.п.). Этот темп заведомо ограничен пределом насыщения.
3) Прямые и косвенные затраты на рост численности идентичности и их эффективность.

в) Удержание идентичностью своих и инкорпорированных членов. Здесь факторов может быть очень много, решающее же значение имеет то, насколько идентичность в целом чувствительна к давлению внешней среды. Другими словами, какое именно внешнее воздействие приводит к существенным изменениям притока и оттока членов идентичности и какой характер носит эта зависимость. Простейший пример - "модная" по какой-то причине идентичность зависит от внешней информационной среды очень сильно, а ориентированная на некий внутренний фактор(любой почти несменяемый фактор самоопределения) идентичность от внешней среды почти не зависит.

Кардинальное отличие мира Магистрали от нашего - возможность смены некоторых базовых факторов самоопределения(например цвет кожи, базисный менталитет и т.д.) и малое влияние чисто силовых методов, вроде геноцида. Да, можно уничтожить некую общность. Но во-первых, Магистраль большая, всегда найдутся некие "реконструкторы" и постараются ее восстановить в той или иной форме. А во-вторых, убитые все равно возродятся где-то и если захотят, то снова соберутся в другом месте и заживут как раньше.

Полностью динамики развития идентичностей и их классификацию я здесь не рассматриваю, это слишком большой объем. Одних только базовых форм идентичностей, классифицируемых именно по демографической динамике, прикидочно не меньше полумиллиона. Их так много потому, что существенным фактором является не только саморазвитие идентичностей и их внутренняя динамика, но и взаимодействие с существенно иными идентичностями и существенно разными внешними средами. То есть, к примеру, если в нашем мире некие этносы исторически развиваются почти одинаково(по причине общей бедности разнообразия внешней среды), то на Магистрали в неких достаточно актуальных ситуациях они будут иметь совершенно различную динамику развития.

* * *

Перейдем к войне. Итак, допустим у нас произошел конфликт между идентичностями, в ходе которого каждая из них имеет свои цели. Если эти цели ограниченны, то есть касаются спора из-за некоего местного ресурса(вне зависимости от природы этого ресурса, от территориального до внимания внешних СМИ, например), то они в принципе достигаются вполне привычными военными или иными методами, тут особой разницы с нашим миром нет. А вот если эти цели носят решительный характер, такой как полное уничтожение иной идентичности либо полное лишение этой идентичности чего бы то ни было(например, опять же, доступа к некоему ресурсу), то достичь такой цели исключительно сложно и чисто военными методами эта задача нерешаема. Невоенными она может быть нерешаема тоже. Достижимость таких целей зависит только от свойств самой вражеской идентичности и от нашего умения работать с этими свойствами. Манипулирование противником дает ощутимый бонус и в нашем мире, но здесь в принципе можно обойтись и без этого, если у нас есть избыток сил(к примеру, мы можем просто уничтожить всех врагов и не понести при этом неприемлемых потерь). А вот на Магистрали это невозможно.

Каковы же методы блокирования либо уничтожения идентичностей? Все они делятся на три подтипа:

1) Уничтожение самого центра идентичности, ее информационного ядра. Например, лишение его смысла. Для блокирования идентичности метод тоже работает, в этом случае смысл лишается не тотально, а на некоей территории. Пример из нашей реальности - "историческая" земля обитания некоей общности и земля, воспринимаемая как "чужая". За пределами некоей территории селиться правильному члену данной общности нет смысла.

2) Воздействие на демографическую динамику враждебной идентичности. Например, идентичность, пополняемая за счет притока извне, может после неких акций утратить привлекательность для новых членов и тем самым перестать расти или даже сократить численность. Есть и весьма неочевидные методики, например, можно внедрить в идентичность привлекательность формы высокоплотных поселений(городов вместо хуторов, условно говоря) и тем самым резко снизить потребность в территории для жилья, что сильно уменьшит для данной идентичности мотив цепляться за сохранение большой площади расселения.

3) Использование критически важных для идентичности информационных конструктов - идеологем, фобий, мечты и т.п. Другими словами, можно обосновать некое требование таким образом, что в рамках идентичности оно станет императивным. Тут исторических примеров можно привести сколько угодно, по сути история большей частью из них и состоит. Иррациональные стремления либо страх чего-то, что каким-то образом связано с самим содержанием идентичности("мы, христиане, обязаны освободить Гроб Господень!", "Мы, коммунисты, не можем допустить частную собственность на средства производства!"), являлись, являются и будут являться основными факторами, влияющими на взаимодействие идентичностей с окружающим миром. Закрепив на крючке правильную приманку, можно поймать любую рыбу - хоть карася, хоть акулу.

Итак, действительно влияющие на мир Магистрали войны(и иные столкновения), будут связаны с манипуляцией идентичностями. По Сунь-Цзы, сохранение своей идентичности важнее, чем разрушение или изменение вражеской. Но при этом именно на сохранении своей идентичности могут сыграть враги, если будут действовать по третьей схеме. Другими словами, жесткие идентичности изначально весьма уязвимы. Чем неизменнее критерии идентичности, чем резче ее границы, тем легче такой идентичностью манипулировать или даже уничтожить ее. В то же время, размытые идентичности имеют тенденцию терять себя и без всякого вражеского воздействия, да и влиять на них тоже несложно, правда, несколько иными методами. Если твердый орех удобен для раскалывания молотом, то облачко нельзя расколоть или рассечь, зато очень просто развеять или переместить куда угодно легким ветерком.

Поэтому на Магистрали рулят идентичности:
а) Неочевидные и не фиксируемые простыми методами и способами.
б) Тензорные, с возможностью быстрой смены весовых коэффициентов.
в) Динамические, меняющие внутреннюю структуру по непредсказуемому для внешнего наблюдателя закону.

Легко заметить, что со стороны все эти идентичности либо ненаблюдаемы, либо нефиксируемы как цельная идентичность. Так например, этнограф легко отличит зулуса от эскимоса, но вряд ли сможет отрефлексировать процесс взаимодействия общности "готы-натуралы-любители байдарочного спорта" с общностью "фрики-линуксоиды-анимэшники". Причем это самый простой случай, здесь идентичности даже еще не тензорные и к тому же в большой степени статичны.

К какому же классу можно отнести идентичность руководства Магистрали? Очевидно, что эта идентичность фиксируема(по крайней мере изнутри) и не тензорна. Разве что, некоторая динамичность ей присуща, но не настолько, чтобы быть сильным игроком на этом поле. Отсюда следует, что руководство Магистрали в такого рода конфликтах в качестве одной из сторон не участвует, ибо неминуемо потерпит поражение в противостоянии с любой сильной(в указанном смысле) и агрессивной идентичностью. В то же время, оно вполне может выступать в качестве рефери и следить за правилами. Ибо по тем же самым причинам, сильные идентичности хранить какой-либо неизменный кодекс не могут, не говоря уже о том, чтобы транслировать его вовне.
Tags: Магистраль
Subscribe

  • сказочка

    Давненько рассказок не писал. И во френдленте тоже сказки про драконов и витязей почему-то пропали. Попробую восполнить этот пробел. — Эй,…

  • Зарисовочка по мотивам мира Кошкина.

    Писатель И.Кошкин в своём ЖЖ давно разрабатывает концепт весьма любопытной реальности, получившейся после открытия порталов в другие миры. А мне…

  • Байка околохристианская.

    Мир есть текст. Некий человек постоянно думал об Иисусе. Но думал он о нём плохо - всё время размышлял, чем молодой человек занимался до своего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments