Последнее время (но на самом деле ещё с 1980-х, когда стал очевиден провал красного проекта) многие писатели-фантасты и просто диванные коммунисты постоянно пережёвывают вполне банальное суждение: «У нас (имеется в виду как Россия, так и весь мир) сейчас нет позитивного образа будущего, а значит нет и будущего». Что является откровенным враньём. На протяжении почти всей истории Человечества у практически всех сообществ этот самый позитивный образ будущего отсутствовал. У греков с римлянами: «Позади остался Золотой век, сейчас дела так себе, дальше будет только деградация». Тут можно цитат накидать, но любому человеку, хоть чуточку знающему античную литературу, они и так известны. У христиан впереди было царство победившего Антихриста и Конец Света. У европейских язычников оба счастья в одном флаконе: постепенная деградация и в конце Рагнарёк.
То же самое было и весь 20-й век после ПМВ, если брать общемировой культурный мейнстрим: «Скоро будет тотальная война с применением ОМП (до Второй Мировой в качестве такого выступал супер-газ, который убьёт всех невзирая на противогазы), все умрут. Кто выживет, позавидует мёртвым. Раньше была высокая культура, а сейчас сплошная пошлость, закончится это полной дикостью, поэтому даже без войны чем дальше, тем будет хуже».
Были всего два сколько-нибудь заметных исключения за всю мировую историю, оба совсем недавние. Европейский оптимизм конца XIX века и советский оптимизм, длившийся с самой революции и вплоть до распада СССР. Оба закончились катастрофой, причём не просто экономической или культурной, а полным распадом старой системы и сборкой новой из остатков прежней.
Так что как раз наличие ясного образа позитивного будущего, как доказала историческая практика на наглядных примерах, является предвестником неизбежной системной катастрофы того социума, в котором этот самый позитивный образ живёт.