vasilisk_ (vasilisk_) wrote,
vasilisk_
vasilisk_

Category:

Советский кинематограф для взрослых.

Для очень взрослых.



1. На первом месте, вне всяких сомнений, самый масштабный советский садомазохистский сериал "Огненные дороги", 17-ти серийный мегапроект "Узбекфильма", снимавшийся с 1977 по 1984 год. В первой же серии главного героя, поэта Хамзу, подвешивают за ноги в тенистом саду (чтобы дольше мучился, иначе узбекское солнце быстро превратило бы неистового интеллигента-мазохиста в сушёный урюк), а его же ученики должны не просто смотреть, но и добавлять мук своему учителю игрой на народных музыкальных инструментах. И это только начало. Спойлер - в финальной серии, уже после победы революции в солнечном Узбекистане, недобитые баи, подавшиеся в басмачи, сперва забьют героя камнями, а потом переедут его первым колхозным трактором. Только так можно справиться с беспримерно живучим поэтом, как бы говорят нам создатели фильма. Кроме героя, в фильме разнообразно страдают женщины - его жена, любовницы (в том числе неудавшиеся, например жена некоего могущественного феодала, отчаявшаяся получить удовлетворение своих чувств, бросается с минарета), соратницы по революции и просто угнетённые дочери Востока. Зритель навсегда запомнит забег восточных дам в паранджах до пят, по раскалённым улицам Бухары за полицмейстером, в ужасе отстреливающимся и тщетно пытающимся скрыться в православном храме. Снова спойлер - полицмейстера догонят и забьют до смерти, выживших женщин отлучат от церкви (так положено по тогдашнему закону, хотя в Исламе церкви как таковой нет вообще, есть лишь общины верующих) и отправят на каторгу. Босиком. Из Бухары в Сибирь. В общем, зрители найдут в этом фильме удовольствие на любой, самый извращённый вкус.

2. На втором месте у нас безусловный шедевр советского кинематографа, посвященный целому мазохистскому трудовому коллективу. Фильм "Премия" 1974 года живописует единый порыв бригады, гордо отказывающийся от незаслуженной премии. И не только за себя, но и за весь трест... К сожалению, реакция их коллег на этот мазохистский порыв, а также членов их семей, остаётся за кадром. А жаль, ведь она добавила бы много новых красок в этот невообразимый хэппенинг.

3. Трудовой героический мазохизм присущ в советском кинематографе не только обычным рабочим коллективам, но даже (точнее сказать, в особенности) людям героических профессий, например полярникам. В трёхсерийном блокбастере "Антарктическая повесть" 1980-го года полярники не боятся любых трудностей, подкидываемых им не только природой, но и непростыми отношениями в самом героическом коллективе. И эти разнообразные трудности они разнообразно преодолевают, невзирая на нечеловеческую антарктическую погоду, нечеловеческую антарктическую ледяную пустыню и нечеловеческие морально-психологические условия в их слаженной мазохистско-трудовой бригаде. От незаводящегося на непредусмотренном никакими инструкциями морозе двигателе генератора, до "склонности к приспособленчеству" отдельно взятых соратников и смертельной болезни, которую можно вылечить только на недосягаемой для полярников Большой земле - всё как нельзя лучше приспособлено на этом удалённом континенте для всестороннего морального и физического мазохизма не просто отдельных личностей, но и, как это вообще характерно для лучших жанровых образцов советского кино, целых коллективов.

4. Советское кино не ограничивается отечественным материалом, но смело обращается к мировой классике. В фильме "Человек-невидимка" 1984 года гениальный учёный-экспериментатор Гриффин не только меняет прозрачность своего бренного тела посредством невообразимой химии, но и препарирует пороки общества, в лице как мирных обывателей, так и своего друга - учёного Кемпа. Потрясённый зритель увидит, как разнообразно и всесторонне можно мучиться сперва от химических препаратов, а потом от собственной непонятости и уникальности в косной суеверной среде английской глубинки.

5. Советские кинематографисты беззастенчиво ломали устаревшие жанровые рамки. В самом эпическом советском триллере "Сказка странствий" 1982 года герои и простые люди страдают и мучаются в жуткой средневеково-фэнтезийной обстановке. Весь спектр садизма режиссёра Александра Митты даже просто перечислить было бы затруднительно, настолько он разнообразен, многослоен и полисмысленен.

6. Возвращаясь к простым советским гражданам героических профессий, невозможно не вспомнить фильм 1985 года "Корабль пришельцев". Местный энтузиаст-метеоролог, твёрдо решивший стать жертвой бесчеловечных опытов инопланетян, ведёт к месту падения НЛО группу из Москвы. Но столичные специалисты знают, что на самом деле они идут к месту падения не инопланетного, а вполне земного спускаемого аппарата с очередной собакой, побывавшей на орбите. Чтобы спасти животное для дальнейших научных экспериментов, один из них героически жертвует собственными руками.

7. Нельзя также обойти вниманием такую отраду подлинного мазохиста, как позднесоветские так называемые "музыкальные" фильмы. Телефильм 1987 года "Остров погибших кораблей" буквально перенасыщен не только музыкальными номерами с весьма садистской даже для не слишком утончённого слуха текстовкой, но и неразрешимыми моральными проблемами, без которых, как известно, советская интеллигенция не мыслила настоящую садо-мазо-пати.

8. Некоторые думают, что в перестроечные годы советское кино забросило садо-мазо как таковое, растворив его в унылой и пошлой бытовой чернухе. Это мнение крайне далеко от истины. Например, в 1988-м году был снят сюрреалистический интеллигентский садо-мазо-фильм "Новые приключения янки при дворе короля Артура". Этот шедевр мазохистского кинематографа не поддаётся описанию. В нём советское кино вышло на небывалый уровень как сценарного, так и визуального мазохизма, до которого хвалёному артхаусу ещё расти и расти.

9. Впрочем, и в области артхауса перестроечному советскому кино есть чем похвастаться. Казалось бы, после "Писем мёртвого человека", пресыщенного советского мазохиста-киномана уже ничем не удивить. Но великий Александр Сокуров в 1988-м году снял эпохальное кино по мотивам шедевра братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света" - фильм "Дни затмения". Просто процитирую статью из "Википедии": "Действующие лица: геолог Вечеровский, военный инженер Снеговой и главный герой, детский врач Дмитрий Малянов, попавший в крайне чуждую для него среду и чужой, враждебно настроенный к нему захолустный туркменский город, почти деревню. Будучи доктором, он ежедневно сталкивается с множеством людей и непонятной для него, почти «варварской» азиатской действительностью. Вокруг халупы, развалины, убогие дома из глины и фанеры, пыльные просёлочные дороги, лица без выражений и смысла. Повествование ведётся в полудокументальной манере, где смешаны чёрно-белые (в тоне сепии) и цветные кадры, иногда плавно меняющие цвет, показана жизнь заштатного городка в Туркмении (съёмки происходили в родном городе Сокурова, Красноводске) на берегу Каспийского моря. Вокруг главного героя десятки больных детей, кошмарные картины психиатрической клиники среди выжженной пустыни: человеческой и реальной."

10. Ну и наконец, от масштабных эпических полотен, вернёмся к камерному кино. В том же 1988-м году на экраны СССР вышел фильм, почти всё действие в двух сериях которого происходит в одной комнате. Точнее, в кабинете некоего начальника, в котором безумный изобретатель будет использовать свой пыточный агрегат для невообразимых моральных терзаний, как себя, так и всех окружающих. Знатоки советского кино разумеется уже поняли, что речь идёт о фильме "Мудромер", которым я и завершаю эту великолепную десятку.


Разумеется, тема садо-мазо в советском кино поистине необъятна. Жанр психологического мазо-триллера в кинематографе СССР был поднят на практически недосягаемую высоту и эти достижения наше современное кино, как отечественное, так и зарубежное, вряд ли будет в силах когда-либо повторить. Остаётся последняя надежда - на современное театральное искусство. По слухам, там ещё не всё потеряно.
Tags: культура, стёбное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment