Тавия (tavia_) wrote,
Тавия
tavia_

Categories:

Что меня цепляет в "Тоске".

Короткое пояснение: "Тоска" - это одна из первых опер, которую я смотрела/слышала во взрослом вменяемом состоянии. Был еще совершенно иномирный и крышесносный "Замок герцога Синяя Борода" Бэлы Бартока, правда, только в аудио-варианте. А потом я заинтересовалась "Тоской", о которой много слышала, и в пересказе которой меня зацепил момент выбора главной героини во втором акте. Тогда я решила посмотреть эту оперу первый раз. Потом - второй, потому что я поняла, как много я не поняла, потом - еще несколько раз, в других постановках.
Зацепила она меня прежде всего историей одного насилия. Да, так получилось, что для меня эта опера прежде всего о насилии, а не о любви. Собственно, в некоторых ее постановках я вижу только любовь Каварадосси к Тоске, "и не более того" ©. Второй акт - это такая задача, которая не имеет для меня однозначного решения.
Второй момент - это Скарпиа. Мне повезло, первого Скарпиа, которого я увидела, играл Руджеро Раймонди. Тут-то наша девочка, то есть я, и попалась. Созданный им образ был настолько силен, что на это хотелось смотреть снова и снова. Потом я увидела еще несколько его Скарпий, и каждый раз это зрелище завораживало. Это была вторая задача "Тоски" лично для меня: развести этику и эстетику, которые неожиданно вошли в конфликт. Дело в том, что с точки зрения моей личной этики поступки Скарпиа - это едва ли не худшее из возможного зла. А с точки зрения эстетики - это действия привлекательного мужчины-хищника, который идет к своей цели.
Третий момент - разные трактовки. Я редко бываю в театре, и ни разу не была на одной и той же пьесе два раза. Я привыкла к кино, и совсем не привыкла к тому, что один и тот же сценарий можно поставить совсем по-разному. Что одну и ту же роль можно сыграть так, что персонаж получится редкостным подонком или удивительно хорошим человеком, и все это - ни на миллиметр не отступая от текста. И вдруг мне это показали. Последняя из виденных мною "Тосок" вообще сдвинула мне мозг: в ней Скарпиа был бывшим мужем Тоски и, в целом, недурным человеком, а Каварадосси - гадом и чуть ли не альфонсом, заводящим шашни на стороне.
Четвертый момент - голос Раймонди музыка. Первый раз я ее словно вообще не заметила. Во-второй - стала вслушиваться. После третьего - неделю крутила в голове отрывки. Не могу сказать, что она мне так уж нравится полностью, но отдельные фрагменты - это нечто.
Да, есть еще пятый момент. Дело в том, что "Тоска" - это совершенно неепическая не эпическая история. Более того, это история, которая, по сути, могла произойти в любом другом месте в любое другое время. Да и наверняка происходила. И это в ней тоже цепляет.
Tags: Спрашивали - отвечаю
Subscribe

  • Дорама "Неукротимый" как ролевая игра

    Вэй Усянь. Приехал на пару с лучшим другом, пообещав тому совместную игру, боевое братство и прочие золотые горы. На второй день игры ввязался в…

  • (no subject)

    tincas: По мнению креационистов эволюция доказывает наличие Бога. Я: Мне кажется, она доказывает наличие у него веселого и безалаберного…

  • (no subject)

    Роскосмос, NASA, Elementaree, Эксмо и Илон Маск спасают Тони Старка :)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments