?

Log in

No account? Create an account
тайю (太夫) и ойран (花魁) - японские куртизанки - Cat's Cradle

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

February 7th, 2010


Previous Entry Share Next Entry
10:09 am - тайю (太夫) и ойран (花魁) - японские куртизанки
Случилось так, что я недавно рисовала тайю. И пришлось разбираться:  что, собственно говоря, должно быть на картинке





Эти женщины отличались прекрасными манерами, разбирались в искусстве икэбана и чайной церемонии, умели поддержать изысканную беседу, музицировали и танцевали, но в отличии от гейш, основная задача которых заключается в том, чтобы делать клиенту красиво)), ойран и тайю оказывали вполне определенные услуги.



При этом статус их был куда выше, чем у гейш. Некоторым тайю удавалось сделать головокружительную карьеру, достигнув уровня  чиновника 5-го ранга (= землевладелец-даймё или госпожа кошка :)



Не удивительно, что столь значительная персона никуда не выходила одна.
Куртизанку всегда сопровождала свита:
- две девочки-ученицы камуро, на одеждах которых было указано имя хозяйки или название заведения,
- служанка
- слуга с зонтом

(1909-1915)


Тайю были самыми высокооплачиваемыми куртизанками Киото. Их "коллеги" из Эдо именовались ойран. Однако, разница между заключалась не только в месте жительства

"За прошедшие века идеал красоты и женщины в Японии менялся несколько раз. Изначально это был эстетический принцип "суй", построенный на чувствительности, интуитивности, наслаждении жизнью, привнесении во все детали свой жизни изящных искусств, смирении перед судьбой и в то же время приоритете красоты и любви перед любыми проявлениями материального - тот самый принцип, который родился в период Хэйан при дворе. С развитием городской культуры Эдо (Токио) концепция поменялась, и вместо изысканной суй пришла эстетика "цу" - эстетика декадантского кича и гламура, добродетелями которой было следование вечноизменчивой моде и одновременно создание ее изобретениями чего-то нового и уникального, чего ни у кого нет, безоглядное пользование всеми возможными материальными благами (знаменитый "плавающий мир" в который погружаются, чтобы унестись от реальности), роскошь и богатство.
Тайю были продуктом первой концепции, а когда она в Эдо стала невостребованной и тайю в Эдо не осталось (последней в 1761 году ушла Ханамурасаки из Тама-я), то из второго ранга, коси, выдвинулись тюсен и ёбидаси тюсен, наделенные привилегиями тайю и занявшие верх иерархической лестницы в отсутствие последних... Они, в целом и составили группу, называемую "ойран". Несмотря на то, что, скорее всего, последние женщины ранга тайю из Ёсивары следовали моде, чтобы сохранить клиентов, и не поддерживали концепцию "суй", можно сказать, что в современном понимании тайю - это куртизанки высшего ранга из Симабара и в прошлом - из Симмати, исповедующие эстетическую концепцию "суи", а ойран - это куртизанки из Ёсивара, появившиеся там после исчезновения тайю из более низких рангов, воплощающие собой гламур и роскошь "цу" (**)


ойран


Как и гейши, ойран и тайю жили в веселых кварталах и встречались с клиентами в чайных домиках. Им полагались двухкомнатные апартаменты и личные служанки.
На застольях 18-19 веков тайю-сан была подлинной королевой, в то время как гейши суетились вокруг, подливая вино гостям.

Искусствовед Светлана Рыбалко так описывает свои впечатления от встречи с тайю:
"Таю церемонно и с потрясающим чувством собственного достоинства поклонилась нам так, будто прочертила незримую, но ощутимую границу. Серые пиджаки затихли. После чего она медленно опустилась на циновки. Переливающийся шелк утикаке бесшумно лег правильным полукружием вокруг нее, она чуть приподняла подбородок, тихо звякнуло серебро заколок, словно театральный звонок, возвещающий о начале спектакля.
Она не была похожа на обычных японок, с не сходящей с лица и такой обаятельной улыбкой. Она не ловила взгляд собеседника, не стремилась предугадать, прочувствовать, прочесть желание или вопрос. Она вообще не стремилась… Выражение ее лица не было надменным, но к ней как нельзя лучше подходило определение, вложенное Львом Толстым в уста Пьера Безухова об Элен – "она не удостаивала нравиться" (*)


(Тайю Фурисодэ и Усугумо. Киото, 2008)

Клиентами их становились только очень богатые люди, однако одних денег было не достаточно: куртизанка пользовались известной свободой и вполне могла отказать клиенту. Кроме того, прежде, чем тайю соглашалась на любовное свидание, обычно требовалось несколько встреч



Излишне упоминать, что все ее наряды - подлинные произведение искусства. Они носят роскошные парчовые накидки утикакэ (одежда знатных женщин, сохранившаяся до наших дней в традиционном костюме невесты), несколько длинных кимоно, подол которых подбит валиком из ваты - чтобы красиво лежал на полу

Пояс оби куртизанки  завязывают спереди, чтобы подчеркнуть свою аристократичность - с таким бантом на груди невозможно выполнять какую-либо работу, да и руки полагается прятать под этим узлом.
Надо сказать, что обычные проститутки тоже завязывали оби спереди, но тут уж роль играли простые соображения удобства :)



В прическах куртизанок сразу бросается в глаза обилие шпилек.
Тайю  носят на двух шпильках длинные красные нити, к которым прикреплено по подвеске.

конец 1930-х г


Основное отличие причесок тайю от ойран состоит в том, что тайю часто использовали более вычурные украшения - кандзаси. Суммарный вес этого великолепия мог достигать 3 кг:



в случае с ойран - все немного проще:


Воротник кимоно тайю слегка отогнут справа, показывая красную подкладку:



Куртизанки белят лицо - верхняя губа выбелена, нижняя подкрашена.
На шее сзади три полоски:




Кроме того, по старинной традиции, тайю чернят зубы.

Пояс оби тайю завязывают особым узлом - в форме сердца:

У ойран богато украшенный оби свисает свободнее:

На этой фотографии все правильно, но... это вовсе не куртизанка - перед нами
актер кабуки Накамура Утаэмон IV :)
Кроме того, оби может быть завязан бантом (в т. ч. у начинающих тайю) или скатан спереди в валик
 

Обувь тайю - очень высокие гэта с тремя зубцами 



У ойран они бывают еще выше и часто снабжены соломенной стелькой

Еще один отличительный признак куртизанок - обувь они носят на босу ногу:



"Мы таким образом проявляем уважение к клиенту. Таю - это очень высокий ранг и клиенты, особенно новички, теряются при виде таю.
Поэтому как бы ни был великолепен костюм, таю всегда босиком, чтобы таким образом поставить себя чуть ниже перед клиентом"
(из интервью тайю Кисараги) (*)


Приподнимая подол верхнего кимоно при ходьбе, куртизанки делают это правой рукой - в отличии от майко:

тайю




характерные для ойран высокие гэта и прическа

Рядом с такой женщиной любой самурай мог почувствовать себя как современный бизнесмен в обществе топ-модели
Разница в росте хорошо видна на этом старинном рисунке, изображающем торжественную процессию ойран:

 

 тайю


Ойран (1890-е)


Поклонники были готовы на все, лишь бы привлечь их внимание:

"В самую цветущую пору веселого квартала в городе Эдо один старый любезник, по имени Сакакура, дарил своим вниманием тайфу Титосэ. Она очень любила вино, а на закуску предпочитала всему соленых крабов, что водятся в реке Могами на востоке. Сакакура велел одному художнику школы Кано написать золотой краской на маленьких скорлупках крабов герб с листьями бамбука. За каждую надпись он платил серебряную монету и круглый год посылал Титосэ крабов с такой надписью.
А в Киото один кутила, по имени Исико, полюбив гетеру Нокадзэ, посылал ей первой раньше всех новинки моды и всякие редкости. Он придумывал ей небывалые наряды, например покрасил ее осенние косодэ в «дозволенные цвета» и выжег на них круглые отверстия, чтобы сквозь них сквозила алая набивка. Что только он не изобретал для нее! Тратил на одно платье по три тысячи моммэ серебром.
И в Осаке тоже один человек, по прозвищу Нисан, купив на время гетеру Дэву из дома На гасакия, решил потешить свою возлюбленную и развлечь веселых девиц с улицы Кюкэн, скучавших оттого, что у них по случаю осени было мало гостей.
В саду цвел куст хаги, днем роса на его ветках просыхала, так его обрызгивали водой, чтоб она блестела на кончиках листьев, точно капельки росы. Дэва была глубоко взволнована…
– Ах, если б под сенью этих цветов нашел убежище олень, стонущий в тоске по своей подруге… Я бы не устрашилась его рогов. Как бы мне хотелось на него поглядеть воочию!
– Что может быть легче! – воскликнул Нисан и приказал немедленно снести заднюю половину дома и посадить тысячу кустов хаги, так что сад обратился в цветущий луг. Всю ночь напролет жители гор в Тамбе ловили по его приказу оленей и ланей. На другое утро он показал их Дэве, а после дом был отстроен заново.
И так безумно поступают люди благородного происхождения, лишенные тех добродетелей, какие должны быть им особенно присущи!

("История любовных похождений одинокой женщины", 1686 г.)

Куртизанки не раз вдохновляли художников укие-э

Mizuno Toshikata (1866-1908)

Сейчас  профессия переживает не лучшие времена
В 1957 проституция в Японии была официально запрещена, веселые кварталы ликвидированы.

Ойран исчезли навсегда

 

Гейши пережили этот кризис сравнительно легко, со временем превратившись в один из символов национальной культуры.
Тайю повезло меньше. Теперь им оставалось только чистое "искусство" - сфера гейко. Впрочем, и здесь они сохранили свой собственный стиль:

"Одзашики с таю или гейко различаются в стилистике. Наверное, сложно это описать. Это как если бы один сценрий играли разные театры - разные по языку, эстетике, стилистике... На одзашики с таю есть человек типа тамада, он работает на разогреве, снимает напряженность, потому что таю - как царица сидит на главном месте, ведет себя сдержанно и достойно. Это другой балет. Гейко и майко в сравнении с ней более раскованны, и они вместе с клиентами. Не знаю, как это объяснить лучше - таю не смешивается с клиентами. А дальше - у каждого свое искусство - разные костюмы, разная походка, движения..." (*)

тайю (1920-е)



Сейчас традиция постепенно угасает, оставаясь на театральных подмостках, в образах массовой культуры ( таких )), в уличных шествиях, привлекающих толпы туристов

(современная "ойран")

В настоящее время осталось всего несколько тайю, некоторые из них достигли почтенного возраста, оставшись последними хранительницами исчезающих традиций: 
последние тайю 
Роль девочек камуро в торжественных выходах теперь играют дочери их знакомых,  Ханагумо Тайю вышла замуж за канадского фотографа  Питера Макинтоша  и открыла бар в Киото...

И все-таки они остаются живой легендой, ведь как сказал  более трех столетий назад Ихара Сайкаку:

Тот, кто видел прекрасную новую гетеру
в Симабаре, уже не захочет смотреть
ни на пурпурные листья клена,
ни на полную луну,
ни на одну обычную женщину



P.S.
 рассказ о Ёсино Тайю (одной из самых известных тайю 17 в. и о церемонии в ее честь)
(*) - Статья С.Б. Рыбалко - Япония неотправленные письма
(**) по материалам сайта http://hanamachi.mybb3.ru

(22 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:vonema
Date:February 7th, 2010 07:56 am (UTC)
(Link)
Как интересно! Прочла на одном дыхании.
Похоже на древнегреческих гетер!:)
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 7th, 2010 08:29 pm (UTC)
(Link)
Спасибо! Да, похожи: иногда так и переводят, вместо "куртизанок"
[User Picture]
From:wendu_nir
Date:February 7th, 2010 11:14 am (UTC)
(Link)
Очень интересно. Спасибо.
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 7th, 2010 08:30 pm (UTC)
(Link)
спасибо:) вот что получается из простого вопроса: как должна быть одета девушка на картинке
[User Picture]
From:altairlin
Date:November 7th, 2010 05:11 pm (UTC)

заглянула...

(Link)
как Вас понимаю!
У меня знакомство с тайю/ойран, правда, случилось через получение информации о гейшах.. и то, что я собирала "по крупинкам" - собралось у Вас в единое..
[User Picture]
From:irondragonfly
Date:February 7th, 2010 12:40 pm (UTC)
(Link)
Прически повергли в ужас. Наверное, ужасно было тем, кто склонен к мигрени: тут и просто в хвост-то волосы бывает больно собрать, а у них такое... Как представила - стянутый пучок и три кило шпилек, так скулы свело.
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 7th, 2010 08:31 pm (UTC)
(Link)
Брррр :))))
[User Picture]
From:goffersa
Date:February 7th, 2010 02:50 pm (UTC)
(Link)
печальная красивая статья.
хотел спросить: почему выбеливали верхнюю губу? что символизировали полосы на шее?
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 7th, 2010 08:05 pm (UTC)
(Link)
полосы на шее: я читала, что изначально их символика была связана с женскими половыми органами. На практике, три полоски - это очень "парадный" вариант побелки )) - как правило, их две или нечто вроде полукруга

Губы - маленький ротик считался красивым, вот его и старались сделать меньше. Молоденькие майко (ученицы гейш) красили только нижнюю губу в центре, старшие майко - красили и верхнюю и нижнюю, но только по центру.
Зрелая гейша - красила обе губы (надеюсь, я ничего не перепутала)))Судя по всему, чем меньше помады, тем более юной (и как следствие - привлекательной) должна казаться девушка, вот тайю и использовали этот метод. :)
[User Picture]
From:goffersa
Date:February 7th, 2010 09:41 pm (UTC)
(Link)
да, про губы логично.
про полосы интересно: к какому периоду восходит традиция? не было ли это первоначально клеймением позорной профессии?
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 8th, 2010 04:51 pm (UTC)
(Link)
по поводу версии о первоначальной символике полосок ничего больше сказать не могу, а что касается "позорной профессии", то этого точно быть не могло. Во-первых, в Японии к проституции относились намного терпимее, чем на западе.
Конечно, определенные ограничения были: так, например, обитательницам появившихся в 17 в. веселых кварталов запрещалось покидать их (кроме как ради любования сакурой и вместе с клиентом)

Еще с эпохи хэйан знать на пирах развлекали юные танцовщицы сирабёси

"Приготовили целые горы яств и напитков. Снова приехали вчерашние танцовщицы. Было особенно оживленно и шумно, ведь пир давал сам государь. Старшей танцовщице преподнесли золоченый кубок на подносе из ароматного дерева, а в кубке - три мускусных мешочка, младшей - один мешочек в кубке из лазурита на золоченом подносе. Веселились, пока не ударил полночный колокол, а когда Юная Хризантема стала опять плясать, все запели песню: "Раскололось пополам изваяние бога Фудо у священника Соо...", когда же дошли до слов: "Наш епископ весь во власти нежной страсти, грешной страсти...", дайнагон Дзэнсёдзи бросил на меня многозначительный взгляд; мне и самой кое-что вспомнилось и стало так страшно, что я сидела, словно окаменев. Напоследок все пустились в беспорядочный пляс, и вечер закончился среди разноголосого шума"
("Непрошенная повесть")
Развлекали, естественно, не только танцами.
А в интересующий нас период обитательницы веселых кварталов становились героинями бесчисленных пьес (молодой человек влюбляется в девушку из Ёсивары, денег, чтобы выкупить ее, у него нет, и они вместе совершают самоубийство), что касается художников, то в эпоху Эдо возник целый жанр бидзин-га - изображение красавиц, и дамы на этих гравюрах отнюдь не были добропорядочными матронами)
Естественно, от хорошей жизни в этот мир попадали редко, однако и присущего европейскому обществу взгляда на куртизанок как на "падших женщин" здесь не было
[User Picture]
From:goffersa
Date:February 8th, 2010 05:21 pm (UTC)
(Link)
наверное, в моем вопросе стоило заменить "клеймение позорной профессии" на "знаковость", или кавычки хоть поставить..
я имел ввиду, что традиция может восходить корнями еще к тем временам, когда устраивались не чайные церемонии, а "попойки чифирем", по аналогии.
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 8th, 2010 06:19 pm (UTC)
(Link)
По крайней мере, в эпоху хэйян лица уже белили, а ойран и гейш еще и в природе не было. Не знаю, как тогда красили шею, все-таки под прическами благородных ничего не было видно, но вряд ли эта традиция связана именно с проститутками. Если найду какую-либо информацию, обязательно напишу
[User Picture]
From:galenel
Date:February 7th, 2010 04:38 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за рассказ!
Но вообще ужас конечно - такие тапки, столько грима и такая тяжелая прическа... И если смотреть с точки зрения мужчины, пришедшего за конкретикой, то пока ее разденешь и отмоешь от грима...чтобы...ну вы поняли... ночь-то уже и пройдет :-)))
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 7th, 2010 09:13 pm (UTC)

этот смутный артобъект желания :)

(Link)
срочно за конкретикой можно и к служанке, а тут... элитный досуг :-)))

Когда я впервые увидела фотографии, мне в первый момент тоже стало жутко: одно дело - гравюры, совсем другое - знать, что художник не преувеличивал. Как они в жару выживали? Даже при условии, что грим наносился к вечеру. Дама фасона "наш ответ китайской опере" )))

Логика здесь, судя по всему, следующая: чем больше в куртизанке от произведения искусства, тем она "прекраснее". К ней приходят, чтобы на некоторое время погрузиться в изысканный идеальный мир красоты, да и общение с такой дамой - показатель статуса и тешит самолюбие клиента. Кроме того, если европейцы привыкли видеть в привлекательной женщине определенные физические черты, то о японской красавице в средневековой литературе, как правило, писали, что у нее белая кожа и длинные волосы, а дальше переходили к подробному описанию костюма:
"Ею хотелось бесконечно любоваться, с нею Сагоромо не мог сравнить ни одну из виденных им дам. На белое платье было надето другое, неяркое, бледно-фиолетового цвета..." (Повесть о Сагоромо)
В этом смысле тайю - настоящая "красавица" :)
[User Picture]
From:ingolwen
Date:February 7th, 2010 05:31 pm (UTC)
(Link)
Благодарю за прекрасный материал:). Сами любим Японию, и слова-понятия для нас не новы, и Сайкаку мы читали - но такой изумительной коллекции фотографий еще не видали! Разрешите сделать перепост к себе?
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 7th, 2010 06:32 pm (UTC)
(Link)
спасибо за ваш отзыв!
конечно утаскивайте, если хотите )))
[User Picture]
From:ingolwen
Date:February 7th, 2010 06:35 pm (UTC)
(Link)
Домо аригато, утаскиваю:).
[User Picture]
From:espeil
Date:February 9th, 2010 12:01 am (UTC)
(Link)
Спасибо! Оч. интересно.
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 10th, 2010 06:58 pm (UTC)
(Link)
Спасибо! :)
[User Picture]
From:der_blinker
Date:February 10th, 2010 08:11 am (UTC)
(Link)
тема дзуру не раскрыта:)
[User Picture]
From:tamit_
Date:February 10th, 2010 06:45 pm (UTC)
(Link)
а с этим - к Кавабата Ясунари, это ведь у него "Сэнба дзуру" )))))))

> Go to Top
LiveJournal.com