Андрей Суворов (suvorow_) wrote,
Андрей Суворов
suvorow_

Categories:

Дельта Вэ (ΔV) и звездолётики.

В фильме "Отроки во Вселенной" есть любимейший ляп. Он не киноляп, он физический. В начале полёта, где-то, через несколько месяцев бортового "сжатого" времени, "Заря" пролетает мимо Проксимы Центавра. В нашей, неальтернативной, Вселенной, такое, к сожалению, невозможно. Фотонный звездолёт, да и не только фотонный, любой "разумный" звездолёт, при полёте к другой звезде может пролететь лишь мимо тех, которые рядом по лучу зрения. Причём, что такое "рядом", зависит и от видимого с Земли углового расстояния между звёздами, и от углового расстояния, видимого со звезды-конечной цели на Солнце и звезду-промежуточную цель.
Если всё хорошо, и промежуточная цель примерно посредине между конечными точками маршрута, то пролёт такой звезды почти ничего не стоит, в смысле времени путешествия.
Допустим, одна звезда отстоит от другой на один градус. Если она посредине, то и со звезды-цели тоже будет виден один угловой градус. Удлинение пути по такому маршруту будет ничтожным, меньше, чем на 1/6000, но, чтобы после близкого пролёта промежуточной цели довернуть до конечной, скорость потребуется изменить на уже порядочную величину, примерно на 3,5%. Это немало, но вполне сопоставимо с коррекциями на межпланетных траекториях нынешних космических аппаратов. Например, для полёта к Луне с околоземной орбиты нужно добавить к орбитальной скорости 3080 м/с. И во время перелёта обычно планируется две коррекции по 50 м/с, что в сумме даёт изменение скорости в 1,5%.
Звездолёты прицеливать несколько легче, чем химические ракеты, летающие по "кривым" гравитационным траекториям, основная проблема там в определении истинной скорости звезды-цели - нам же нужно прилететь не в ту точку, где мы сейчас видим звезду, а в ту, где она будет, когда мы до неё доберёмся. И, если лучевую компоненту скорости определить можно очень точно, то трансверсальную - намного хуже. Но, в общем и целом, на коррекции хватит десятых долей процента топливных запасов. Если мы собираемся полностью затормозить звездолёт у звезды-цели, и выйти на орбиту вокруг неё, то на торможение нужно будет столько же ΔV, сколько на разгон возле Солнца. Хотя топлива на это, понятно, в соответствии с уравнением Мещерского и формулой Циолковского, уйдёт гораздо меньше.
Если мы одним кораблём собираемся исследовать действительно близкие звёзды, например, Проксиму и Альфу Центавра, вот тогда возникнут проблемы - после Проксимы придётся повернуть на угол больше 45 градусов, а, значит, потратить всё топливо, предназначенное на торможение, и дальше добираться до Альфы черепашьим темпом, может, что и столько же лет, сколько уйдёт от Солнца до Проксимы.
С другой стороны, если лететь сразу к Альфе Центавра, то потом относительно несложно перенаправить звездолёт к Бете Центавра. Если у Альфы не тормозиться, конечно, но, даже и в таком раскладе, до Беты Центавра лететь очень долго - она почти в 100 раз дальше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments