Андрей Суворов (suvorow_) wrote,
Андрей Суворов
suvorow_

Category:

Потихоньку расстаёмся с аналоговой ракетой.

Итак, отказ от "Протона" был озвучен уже несколько месяцев назад. Сегодня был сделан ещё шаг на пути отказа от "Союза-ФГ" - ракеты с наиболее архаичными чертами среди всех, эксплуатирующихся сейчас. Одни только электролитические интеграторы чего стоят!
Народ желает знать, почему пересадка всех полезных нагрузок на "Союз-2.1" произошла уже давно, и только пилотируемые корабли тормозили прогресс. Дело тут в том, что в ракете "Союз" несколько разных, автономных (ну, почти автономных) систем управления, которые работают то параллельно, то по очереди.
А в ракете, которые возят космонавтов на орбиту, их ещё на одну больше. Проблема в системе аварийного спасения.
Ещё во времена Р-7, то есть, в середине-конце пятидесятых, было решено, что критерием АВД, то есть, аварийного выключения двигателя, будет отклонение продольной оси ракеты от программного положения на 7 градусов. Это не много и не мало, реальная ракета в полёте отклоняется от программного положения раза в три меньше, чем это предельное значение. Однако, сама Земля поворачивается на 7 градусов всего за полчаса.

Именно последнее обстоятельство вызвало когда-то одну из самых серьёзных аварий в начале эксплуатации ракет, модифицированных под корабль "Союз". После отмены старта логика САС продолжала работать - строго говоря, пока ракета заправлена, а космонавты в корабле, САС должна быть активирована, планируется пуск, или нет. Тот пуск планировался беспилотным - это было ещё до полёта Комарова, закончившегося его гибелью. Но САС была полностью активна, и достаточно автономна. Хотя питание с гироскопов и было снято, хорошие гироскопы продолжают вращаться от 45 минут до пары часов, и на "выбеге" продолжают помнить положение инерциальной системы координат. А стартовая система координат, связанная с Землёй, неинерциальная! И через полчаса после планировавшегося времени отменённого пуска, двигатель САС включился, и оторвав 2 отсека корабля от заправленной ракеты, улетел!

Логику работы САС после того происшествия, конечно, доработали. Но суть в том, что САС продолжает оставаться довольно автономным созданием, ибо ей надо спасать космонавтов и тогда, когда всё остальное уже "не может". Однако, на аналоговой ракете и система спасения была аналоговой. А это значит, что она знала только про программный разворот по тангажу. А в цифровой ракете добавился ещё программный разворот по крену, почти сразу после старта, на вертикальном участке!

САС требовала серьёзных доработок. И на это были нужны серьёзные деньги. И очень страшно отправлять космонавтов на такой модифицированной САС без лётного испытания. Вот сегодня оно и состоялось. А ракете "Союз-ФГ" остался ещё один, последний, полёт. После чего она уйдёт в историю так же, как уже ушли Союз-У, а до этого - Молния-М, самые долгоживущие представительницы семейства Р-7.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments