ветка

Диалог


— Что-то предельно безблагодатное и потому безрадостное, подавляющее. Все та же игра ума. Слепая игра в мире, в жизни – власти и отказа. Ни та, ни другой при этом тоже не знают, во имя чего и для чего они действуют. Все то, да не то, но в чем «не то», определить трудно. Пожалуй, просто в неверии. Он развенчивает мифы, теории, упрощения, и все это как будто верно. В целом, однако, впечатление такое, что вообще ничего нет, кроме совершенно бессмысленного копошения людей, выдумывающих все время новые дискурсы. Никакого воздуха, ничего, о чем можно было бы порадоваться или о чем попечалиться. Самое страшное в современном закате культуры – это иссякание вместе с культурой скромности, чувства иерархичности, знания пропорций. (А. Шмеман. Дневники. 4, 8 февраля 1977 г.)

— Все изображаемое да будет преображено; все, что выражено, да станет воплощенным. Это звучит мистическим заклятием, но это и есть тайный закон всякого искусства, несоблюдение которого, вольное или невольное, сознательное или нет, карается нескончаемым хождением по мукам. Художник проваливается из ада в худший ад, странствуя из сырой действительности в мир развоплощенных форм и возвращаясь опять к образам, жаждущим преображения. Никакой ум и талант, никакие знания одни его не спасут, не помогут найти животворящее, утраченное им слово. Преображение не есть операция вычисляющего рассудка, оно есть чудо, и воплощение — чудо, еще более чудесное. Верно это не только о понятиях преображения и воплощения, определяющих творческий путь художника, но и о понятиях, относящихся к законченному произведению искусства. Если в художественном произведении противоположности не совмещены, оно распадается на составные части; если они недостаточно противоположны, оно оказывается вялым и пустым. Уже в его творческом ядре совмещаются необходимость и свобода, личный выбор и надличное предопределение. (В. Вейдле. Умирание искусства.)

ветка

(no subject)

В античной трагедии действовал (в полном смысле этого слова) только Рок; античная трагедия делала упор на высказывание Рока, герои пытались своими поступками «отвечать», вести диалог, но Рок, помимо их воли, включал эти поступки в свой монолог, делал судьбы людей словами и фразами своего высказывания.
Со времен Ренессанса центр внимания был перемещен на «монолог» человека, направленный на преодоление косной материи мира, на подчинение его загадочных законов практическим целям. Мироздание перестало быть участником диалога и превратилось в тяжкое обстоятельство человеческой деятельности. Возродившийся после Средневековья Рок был осмыслен как частное условие человеческой жизни, упрямое, как жестокий тюремщик. Поэтика театра стала строиться не на взаимоотношениях людей с целостным мирозданием, с высшим содержанием жизни, с тайной бытия, а на взаимоотношениях отдельных людей – узников одной тюрьмы – между собою.

… один удивляется и даже возмущается тем, что, убив младенца-царевича и узурпировав престол, не может купить за «злато» и «новые жилища» любовь народа; другой, набив сундуки золотом, за которое пролит целый «потоп» «слез, крови и пота» должников, последними словами честит свою совесть – «незваного гостя», «докучного собеседника», «заимодавца грубого», «эту ведьму» – и умирает оттого, что мальчишка-сын уличил его во лжи; третий, отравив друга, приходит в ужас от светлой мысли, которая всякого обыкновенного человека должна обрадовать и обнадежить: а может быть, рассказ о преступлении Микеланджело всего лишь «сказка» – «и не был Убийцею создатель Ватикана?»; четвертый, употребив всего себя на погоню за большим состоянием, обманув чувства и надежды девушки, запугав до смерти беззащитную старуху, вверив свою судьбу магическим силам, кончает тем, что «не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

В. С. Непомнящий


Питер Брейгель Старший. Две обезьяны на цепи. 1562 г.
Берлин. Государственный музей.


ветка

(no subject)

Мощные работы Петра Кончаловского 20-х годов на выставке «Другие берега» в Музее русского импрессионизма в 2021 г. Понятно, что типичная парижская школа, но такой свежести, чисто живописной темпераментости «Вдоль по Питерской :) » еще очень-очень поискать! Фото крупно увеличиваются в отдельных окнах.


Collapse )
ветка

(no subject)

Цигаль А. В.
Портрет писателя В. Гроссмана, 2007 г.

Фотографировал на выставке в РОСИЗО в 2021 г. и одно фото из сети.


Collapse )
ветка

(no subject)

Выставка Мавриной в Третьяковке в 2021 году.
Её графика 30-х годов - лучшее, что там было.


Collapse )
ветка

(no subject)

Карамян З.К.

Павел Флоренский, 2012 г.
Ангел, 2000 г.

Фото с выставки творческих мастерских скульптуры в Москве, 2021 г.


Collapse )
ветка

(no subject)

Вадим Джиоев, г. Владикавказ.
Современные работы основанные на народной осетинской пластике из металла.


Collapse )
ветка

(no subject)

Линогравюры 60-70-х годов Гурия Захарова (1926–1994) с проходящей сейчас в Третьяковке большой выставки. Покажу, на мой взгляд, наиболее гармоничные, сложившиеся и завершённые. Насколько я понимаю, это портреты жены и всё связанное с жизнью его семьи в городе и деревне.


Collapse )
ветка

Ивонцин Алексей Владимирович

Современный мастер резьбы по дереву из Архангельска. Работы пропорционально выверенные. Органичные, литые формы, чистые и естественные как прибрежный валун или птичье яйцо. Воспринимаешь их квинтэссенцией пластичности. Целомудрие природной органики, что может быть прекраснее и... труднее для воплощения. Очень бережное отношение к пластической форме. Совершенно не похоже на Талашкино, Врубеля, вообще модерн, точнее противоположно им именно в силу естественного характера пластики. Сходным образом работали мастера греческой архаики, к этому так стремился Генри Мур. Похоже, что в современном изобразительном искусстве традиционные художественные ценности как целостная и живая система сохраняются преимущественно у художников говорящих на языке «примитива». Утилитарно-декоративные вещи этого народного архангельского мастера по своим художественным достоинствам сейчас являются скульптурой в гораздо большей степени чем собственно современная авторская скульптура.


Collapse )