Синьора (signora_) wrote,
Синьора
signora_

Categories:

Алексей Иванов, "Сердце Пармы"

Прочитала я намедни роман Алексея Иванова «Сердце Пармы». Далось это мне крайне нелегко :-)) Первой реакцией было захлопнуть книгу и настучать по голове тому, кто мне ее посоветовал. Потому что начинается она так:

Зеленое золото Вагирйомы тускло отблескивало сквозь прорези в кожаном шатре, расшитом понизу багрово-красными ленточками. Шатер стоял на помосте, укрепленном на спинах двух оленей, что устало шагали за конем хонтуя. Позади остался длинный извилистый путь от родного Пелыма: через многие хонты своей земли, через священное озеро Турват, на жертвенники у Ялпынга, по отрогам Отортена и на полдень по Каменной Ворге до самых Басегов. К тому времени, как Вагирйому довезли до Чусвы, у Асыки уже собрался сильный отряд в семь десятков манси. Оставив плоты у последнего павыла перед устьем Туявита-Сылвы, хонтуй повел караван лесами напрямик к Мертвой Парме.

А продолжается так:

«Вот чамья последнего кана Судога, который двести с лишним лет назад разметал монгольские тумены в устье Чусвы, в битве при Чулмандоре, - сказал пам. - Канская тамга на его иттарме...»

По Вычегде, по Кельтьмам тяжелые лодки проползли мимо облысевших круглых быганов сквозь глухую рамень и речные буреломы и вывалились в Каму.


Первое ощущение, возникающее при попытке пробраться через эти языковые дебри – подозрение, что тебя наебали. Кажется, автор сам выдумал все эти увтыры, чувалы и тамги. Прочитав первые пять страниц, я закрыла книгу, перевела дух и полезла в интернет с мыслью: «Если сейчас я этих слов там не найду, и не смогу их расшифровать, то читать дальше эти бредни не буду». Велико же было мое удивление, когда оказалось, что это не издевательство автора (хотя и оно, конечно, тоже ;), такие слова на самом деле есть, и, простите за выражение, вогулы вкладывали в каждое из них вполне конкретный смысл.

Что ж, пришлось читать дальше.

Следующим неприятным открытием было для меня собственное вопиющее незнание географии родного края. В школе по этому предмету у меня была твердая пятерка, кроме того, я несколько лет работала журналистом в разных туристических изданиях, и писала материалы не только о заграницах, но и о красотах Якутска или там, положим, Байкала. Поэтому по дефолту считала, что уж с чем с чем, а с географией у меня проблем нет, хотя бы по сравнению с окружающими. Но сравнивать себя с каким-то абстрактным «общим уровнем» - плохая идея, и я убедилась в этом, читая «Сердце Пармы». Оказывается, родившись и прожив некоторое время на Урале, и исходив его в походах, я с трудом представляю себе, какие реки текут по Пермскому краю (похоже, мои знания ограничились Чусовой да Камой), какие там есть горы, насколько далеко от Перми до Березников, где находятся Чердынь и Ныроб, и т.д. И уж даже признаться стыдно, где на карте мне представлялся Ханты-Мансийск. Твердая, уверенная двойка.

Таким образом, второй причиной, по которой я решила продолжить чтение, продираясь через этот мрачный словесный бурелом, была надежда слегка улучшить свои географические познания. К стыду своему сказать, я только сейчас, изучая подробные карты родного края и сопоставляя их друг с другом, окончательно поняла местонахождение перевала Дятлова, хотя о самой этой истории знаю столько же, сколько себя помню, и прочитала в свое время много разных рассказов, повестей и легенд касательно этой таинственной гибели.

Собственно, это и есть главное – и самое интересное - в книге, которая очень порадует любителей истории и географии. А ее нехитрый сюжет вращается вокруг насильственного обращения в христианскую веру коренных пермяков, у которых были свои верования, идолы и шаманы. Разрушение капищ, насаждение огнем и мечом веры Христовой, и всё такое, знакомое нам по учебникам истории. И то, что там не писали – как местные жители сопротивлялись: одни тихо уходили в еще большую глушь лесов, другие принимали бога руссов, вытесывали его из дерева, и ставили рядом со своими идолами (а чего, пусть стоит, как все) и совершали перед ним такие же жертвоприношения, как и перед своими старыми, темными, странными богами, которых эта глухая земля породила в незапамятные времена. А третьи – как один из главных героев романа, одержимый князь вогулов Асыка (между прочим, реально существовавший персонаж, посвятивший всю жизнь борьбе с завоевателями) – шли на пришельцев с Руси войной.

Алексею Иванову хорошо удалось совместить скрупулезное бытописание с древними богатырскими легендами, тошнотворно реалистичные сцены побоищ с захватывающими дух описаниями подвигов. При этом произведение хоть и написано нарочито замшелым языком, по сути своей является абсолютно современным, и сразу понятно, что его написал современный автор, изрядно порефлексировавший о нелегкой судьбе Родины :-) Ибо основных тем в нем две: 1) Как тяжело честному и совестливому человеку жить на Руси, в окружении мздоимцев, рвачей и подхалимов 2) Жестокость, непримиримость и несимпатичность РПЦ. И главные злодеи – это попы, кто бы сомневался. Куда уж современнее :-)) Все остальное – загадочные древние божества с труднопроизносимыми именами, географические подробности, в которые мало кто будет вникать, древние легенды манси, и т.д. – что называется, для антуражу. Стоило ли так стараться?) По мне так стоило, но не уверена, что это популярная точка зрения.
Tags: чтиво
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments