Ринон (rinon_) wrote,
Ринон
rinon_

Словарь. Таинство. Обряд. Традиция.

Необходимо различать Таинство, обряд и местную традицию церковной общины (про устойчивые заблуждения я здесь говорить не буду). Таинство - это суть и смысл происходящего взаимодействия человека и Бога, грубо говоря, это то, что происходит. Не совсем верно считать, что Таинств в Церкви всего семь - это формалистическое воззрение в Православной Церкви недавнее, где-то с 16 века, проникло в Православие благодаря увлеченности западной, католической богословской мыслью. Традиционным и естественным для Православия является знание, что все, происходящее в Церкви с человеком - есть Таинство, и сама Церковь, ее бытие и смысл являются Таинством - Таинством Тела Христова. Центральное и смыслообразующее Таинство в Церкви - это Евхаристия, Причастие Тела и Крови Христовых, приобщаясь которых, человек соединяется с Христом и телом, и душею - с тем, чтобы с Ним и Им жить в мире и  - в себе и собой созидать грядущее Царствие Божие, мир исцеленный. Именно поэтому и в этом ключе обретают смысл все прочие священнодействия Церкви, они построены вокруг Евхаристии и ею питаются в основе, таким образом, невозможно именно по сути, а не формалистически, отделить в Церкви Таинства и как бы  "менее значимые" священнодействия, разве что по принципу "Евхаристия и все остальное". Лучше всего об этом пишет о. Александр Шмеман.

Обряд - это внешняя форма Таинства. Если таинство - это то, что происходит, то обряд - это то, как (не по сути, а по действиям) происходит. Собственно само по себе слово "обряд" значит "одежда". Обряд - это одежда, одеяние Таинства. Для чего обряды четко и строго расписаны, до малейшей мелочи? Именно для того, чтобы дать полную свободу каждому молящемуся, участнику богослужения, всему собранию - освобождая их от зависимости от наличия или отсутствия вдохновения у священнослужителя или того, кто проводит богослужение, а так же от зависимости от того, в каком именно настроении священнослужитель. Церковное богослужение очень богато самыми разными, даже внешне противоположными интонациями, и все участвуют в нем на равных, нет более и менее ценных участников в очах Божиих. Поэтому грустен человек или счастлив, просит он, благодарит или просто внимает, впитывает - он легко найдет именно свою струю, именно для него звучащие слова в любом богослужении. Всегда. Именно поэтому и чтецы читают без интонаций в церквях - их этому учат специально, чтобы они не давили своим восприятием текста на всех присутствующих, чтобы каждый мог услышать текст по-своему. Таким образом, обряд - это одеяние, форма Таинства, неизменная именно для того, чтобы Таинство было всегда узнаваемо, было всегда собой, и и чтобы оно всегда было общим делом, для каждого участника, а не формой саморвыражения священнослужителя (как во многих протестантских деноминациях).
Ну а местные традиции церковного народа - это особенности, с которыми совершаются обряды, или особенности благочестия - драгоценные исторически и для местной общины важные, но догматически совершенно никакой важности не имеющие.
Tags: словарь
Subscribe

  • Можно ли православной женщине носить брюки?

    Можно ли православной женщине носить брюки? Савва Игорь, прот. Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не…

  • Словарик

    Вот приходится слышать негодование по поводу высказываний некоторых духовных лиц, что пожары и бедствия нам - за грехи. Все дело в этой черточке. Я…

  • Еще о языке.

    И нравах. Вот мне тут пришлось прочесть такое объяснение необходимости носить в храм особую одежду - например, традиционные юбку-платок (тогда как по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments