Магистер (magister_) wrote,
Магистер
magister_

Categories:

Отчего Карантин?

(и почему в одних странах он есть, а в других его нет)

Введение Карантина во многих наиболее развитых странах создаёт впечатление, что Карантин был абсолютно необходим. Несогласные с такой необходимостью в качестве альтернативы могут предложить только теорию, что Карантин введен по сговору между государствами, – что выглядит уж совсем фантазией. Но на самом деле причины введения Карантина совсем другие. [Для начала я разделю «причину Карантина» и «причину введения Карантина», как совершенно разные понятия.]

Причина введения Карантина – в том, что оказалось сильнейшим соблазном для любых государственных структур, тяготеющих к власти.

Вкратце о разнице между властью и управлением в государственных органах. [Про разницу между властью и управлением в целом я ранее уже не раз писал, не буду здесь повторяться.] Если государственный аппарат осуществляет исключительно управление, то государственные чиновники – это менеджеры, осуществляющие оптимальное управление общественными ресурсами проживающих на данной территории. Если государственный аппарат осуществляет власть, то чиновники – назначенные властью лица, осуществляющие контроль за порученными им общественными процессами в интересах объекта власти. В реальности государственный аппарат любой страны сочетает в какой-то мере и власть, и управление, а в целом в мире происходит постепенная замена власти управлением.

Когда случилась эпидемия в Ухане и китайские власти ввели строгий контроль за передвижениями граждан, то чиновники, причастные к подобным функциям в других странах, несомненно задумались над вопросом: «А мы способны осуществить такое?» И затем: «А это нужная функция?» Совершенно очевидно, что в России установить строгий карантин и запретить передвигаться всем, кроме тех, кому это предварительно позволено, в нынешней конфигурации государственного аппарата – невозможно (без содействия населения). С точки зрения государственного аппарата как механизма управления это пока невозможно, как органа власти уже невозможно.

Если функция признана государственным аппаратом нужной, то возникает соблазн: «Давайте мы тоже попробуем». Ситуация для отработки почти идеальная: имеем опасную эпидемию, но не настолько, чтобы ошибки чиновников привели к реально катастрофическим последствиям. Как мы видим, не только Россия, но и Европа и многие другие страны не смогли удержаться от этого искушения. То, что мы сейчас наблюдаем в России – это грандиозные, на всю страну учения на случай реально серьезной угрозы (нынешняя – просто опасная, не торопитесь снимать маски и идти брататься на улицу), осуществляемые при добровольном содействии большинства населения. Обратите внимание, карантина в стране нет (он так и не был объявлен), действует режим добровольной самоизоляции. И он действительно добровольный. Но при этом за его нарушения наказывают, хотя и не сильно. (Сильно предполагают наказывать лишь тех, кому реально предписали изоляцию как носителям инфекции.)

Такая тренировка выгодна государственным структурам, тяготеющим к власти (в основе работы которых лежит не компетентность, а преданность) и невыгодна структурам, относящимся к управлению (повышается нагрузка за тот же прайс – что противоречит принципам управления). Формально она должна быть выгодна всем госструктурам и привлеченным коммерческим структурам (переработки должны дополнительно оплачиваться), но в условиях, когда еще сильна власть, этого часто не происходит – например, больницы получают директивные указания, как правило не подтверждаемые финансовым обеспечением для их выполнения. Будучи в конце 90-х годов прошлого века в Одессе, я случайно узнал, что там в тот момент объявлена эпидемия. «А, да не обращай внимания, – прокомментировал местный житель, – у нас каждый год эпидемию объявляют, потому что зарплаты врачей низкие, а в период эпидемии положены надбавки». Нынешняя же эпидемия как раз врачам оказалась крайне невыгодной – им просто приказали работать больше. Мне кажется, функция Карантина вполне возможна и при управлении – как согласованное решение всего населения конкретной территории, но для этого у нас управление еще недостаточно развито.

Насколько нужной окажется эта функция государственного аппарата (возможность введения полноценного Карантина) – покажет время. В ближайшие несколько лет последует аналитика и досоздание структур и правовой базы (чтобы введение Карантина или другого чрезвычайного положения не находилось в противоречии с законами и нам не приходилось узнавать о каких-то крайне важных установках, типа «всем носить перчатки», исключительно из заявлений чиновников в прессе). А сейчас как раз хорошо видно, кто старается быть хорошим чиновником и ради строгости Карантина лоб расшибёт, а кто предпочитает оставаться человеком. В этом смысле не могу не отметить положительно действия московских властей: пропуска даются всем, кто об этом попросит, почти по любому поводу, разрешены любые пешие перемещения, и все меры контроля направлены именно на склонение к самоизоляции. И было обещано, что полиция будет штрафовать только уж совсем «разбушевавшихся» (по сути за мелкое хулиганство). Кто-то может сказать, что это не карантин, а профанация, но на самом деле это трезвое понимание, чего можно проконтролировать, а чего лучше (пока) не пытаться.

Из отрицательного могу отметить, что институт волонтерства, как он работает на Карантине и вообще как его пытаются развивать в России, базируется на принципах власти: волонтер добровольно и смиренно приходит к работодателю, не просит зарплаты, но только работы, и его поощрение (финансовое или грамотами и медалями) зависит от волюнтаризма чиновника. Тогда как в дикой природе волонтерство - это продажа своего труда или времени не за деньги, а за опыт или другие плюшки.
Кроме того, я искренне полагаю, что расходы коммерческих компаний ради общественного интереса (для благополучия общества в целом), понесенные ими по требованию представляющих общественный интерес структур, подпадают под главу 50 ГК РФ и должны возмещаться (зачитываться в качестве уплаты налогов) в полном объеме.

В целом мое восприятие происходящего (итого): Карантин – это учения по гражданской обороне на случай крайней опасности, проводящиеся на фоне реально существующей опасности, их задача – дальнейшее создание технической и правовой базы для введения на ограниченных территориях режима чрезвычайной ситуации.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments