dark

Робертс про Брина

Всё тот же Робертс - про Дэвида Брина:

Есть, например, много поклонников творчества Дэвида Брина, но никто не может утверждать, что он сделал какое-либо формальное новшество в технической эстетике фантастики. Множество толстых томов его последовательности «Возвышение» [«Прыжок в Солнце» (1980), «Звёздный прилив» (1983), «Война за Возвышение» (1987), «Риф яркости» (1995), «Берег бесконечности» (1996), «Небесные просторы» (1998)] пыхтят, словно приводимые в действие двухтактными двигателями, бросая людей, генетически сконструированных разумных дельфинов и шимпанзе и многие чужеродные виды вместе в сюжет, построенный вокруг предпосылки, что виды могут быть подняты к более высоким состояниям сознания, процесс, начатый ныне исчезнувшими Прародителями. Чтение романов — вполне разумный способ скоротать время, а масштаб и изобретательность велики. Но это не особенно достойные книги.

dark

Робертс про Черри

Авторитетный Адам Робертс [не путать с Робертом Адамсом!] про К. Дж. Черри (которая, как известно, в 9 лет решила стать писателем и с тех пор занимается только этим):

Её фантастическая слава происходит от многочисленных, очень длинных космических опер, которые она пишет обильно и которые часто имеют текстуру вспененного полистирола. ... Всё, что она написала, иногда кажется, складывается в единую амбициозную будущую историю, напоминающую Нивена или Хайнлайна. Восход (или закат, в зависимости от вашего взгляда) этой любви к величественности — «Сытин» (1988), огромный зиккурат романа, более тысячи страниц фламандской болтовни о клонах, андроидах и людях. Книги, подобные этой, свидетельствуют об общей тенденции, которая становилась всё более заметной в 1980-х и 1990-х годах: всё больше и больше страниц, всё более толстые корешки, как будто качество можно измерить прежде всего количеством. Но единственное формальное новшество в книгах Черри — скалярность: всё больше и больше, сюжеты громоздятся на сюжеты, мириады персонажей. Бесспорно, тот факт, что она способна строить в таком масштабе и связывать каждый монументальный блок в более крупное здание своей будущей истории, свидетельствует о значительном техническом мастерстве. Но её прозаический стиль сер и утомителен, характеристики старомодны, и в романах мало что есть, кроме различных историй. Жизнь слишком коротка, а вечность едва ли достаточно длинна, чтобы прочитать все книги К. Дж. Черри.

dark

Роберт Маккаммон. Слушатель / Слышащий

Сравнение старого и нового переводов «Listener» Роберта Маккаммона:

Переводов всего два:
1. «Слушатель», перевод Натали Московских (до того перевела несколько романов Маккаммона) и Елены Беликовой; перевод доступен в Интернете и в издании «Клуба КЛФ» (2018 года).
2. «Слышащий», перевод Андрея Третьякова (прежде Маккаммона не переводил), издан «Азбукой» в 2021 году.

Название — Listener.Collapse )

dark

Что не так с действиями Белоруссии

Казалось бы - Белоруссия, посадив в Минске самолёт для ареста врага государства, поступила так, как это принято во всем мире - см. например случай с самолетом президента Эквадора, который заставили сесть в Австрии для ареста врага американского государства.

Но нет.

За каким-то хреном (от большого ума кого-то из высокопоставленных лиц) всё это стали выдавать за реакцию на сообщение о бомбе. Из-за этого получилось, что белорусское государство (представитель воли проживающего на территории Белоруссии народа) нагло врёт. Именно это и вызывает возмущение у Европы. Враньё представителей государственных структур демонстрирует, что некая группа лиц захватила право делать высказывания от имени белорусского народа и принимать решения от его имени по тем вопросам, по которым не была уполномочена. По сути именно такое состояние и называют "режимом".

Надо если уж сажать самолет с врагом государства - то честно и открыто, не скрывая своих действий и опираясь на свои полномочия. А если нет таких полномочий - то нечего выпендриваться. (Не уверен, что в Белоруссии есть лицо, совмещающее такие задачи и полномочия, но если нет - это проблема следственных органов, требующая решения. Вероятно, такое решение принял президент, у него есть все нужные полномочия, - но если так, то пусть так прямо и скажет, президент не имеет право врать своему народу.)

Единственный способ возврата ситуации в правовое поле - провести официальное расследование, установить, кто именно виновен в информационном подлоге (кто принял решение, что надо выдавать посадку самолета за борьбу с терроризмом), и наказать его по всей строгости белорусского закона (его действия как минимум антигосударственные, как максимум его можно счесть террористом).

Близкая к этому тема - антидопинговый скандал. По сути он заключается в следующем: если спортсмен, участвующий в международных открытых соревнованиях, принимает какие-то вещества, то это должно быть официально оформлено, и если эти вещества не приемлемы для данного вида спорта - для их приема должно быть официальное открытое обоснование. Сокрытие приема каких-либо препаратов - это то, чего любой публичный спортсмен должен избегать.

С другой стороны - посмотрите на призывы белорусской "оппозиции": надо закрыть стране экспорт, отключить от межбанковских переводов и т.п. С кем они борются? Это оппозиция президенту или стране? Судя по таким призывам, это не борцы с "режимом", а борцы с независимостью Белоруссии. (Ну или СМИ тиражируют в основном эпатажные заявления.)

dark

самиздат

Меня спросили, что такое "самиздат"? (т.е. определение)

Формальное определение такое: самиздат отличается от официального издания возможностью приобрести это издание для произвольного лица без соблюдения каких-то особых условий (в идеале - просто проходя мимо). Исходя из текущего состояния книжной торговли я пользуюсь таким критерием: наличие книги в официальных [интернет-]магазинах. То есть, например, почти все книги "Ридеро" (типографского сервиса) - это самиздат.

Если нужно вынести формальное суждение, самиздат это или нет (например, при номинировании книги на какие-то премии), я использую следующий прагматический критерий:

Если книга продается (или продавалась какое-то время) в интернет-магазинах "Озон", "Лабиринт", "Бук-24" или другом сопоставимого масштаба (т.е. список интернет-магазинов открытый) или в сетевых [не в Сети!] книжных магазинах ("Буквоед", МДК и т.п.), или в значимых крупных магазинах (типа "Библиоглобус", главное что не в маргинальных) - то это не самиздат. Всё остальное - самиздат.

dark

Про «Литрес-Яузу»

Самое «больное» место всех средних и мелких издательств – это дистрибуция (торговля). Любой мелкий издатель – это заодно и книготорговец (либо он «при ком-то», иначе не выживает). Любое крупное издательство – это прежде всего сеть распространения. Именно ради этого ряд средних издательств объединились с крупным издательством «Азбука» в группу «Аттикус». Сеть распространения – это налаженная система взаимодействия с книготорговыми организациями и книжными магазинами, и поддержание её – сложная задача для среднего издательства, а для мелкого – невозможная. Поэтому издателям приходится пользоваться чьими-то услугами для того, чтобы книги попадали в магазины, что удваивает, а то и утраивает их стоимость для покупателя (но не даёт никакого дополнительного дохода издательству и авторам).

Компания «Литрес» давно уже стремилась стать заодно и издательством, к этому дополнительно еще подталкивали и авторы, недовольные издательской политикой «АСТ-Эксмо», и желание закрепить отношения с авторами, достойными бумажной публикации, ибо при чисто-электронной публикации прямые отношения с «Литресом» не самая выгодная схема. (Выгоднее «зайти» через стороннего мелкого издателя, который будет распространять не только через «Литрес».) Но налаживать систему дистрибуции физических товаров – мягко говоря совсем непрофильная задача для интернет-компании.

Посмотрим, какие есть примеры решения этой проблемы.

У издательства «Т8 RUGRAM» тоже по сути нет своей налаженной дистрибуции, но есть отдел дистрибуции, уже научившийся работать с сетью «Лабиринт» (и старающийся работать не только с ней). «Лабиринт» это самая доступная для среднего размера издательств сеть, но наценки в ней выше, чем у большинства других книготорговцев. При этом «RUGRAM» издаёт (с прошлого года) почти все топовые позиции Литнета, и тиражи (в идеологии Т8 это = продажи) даже в этих условиях достигают 3 тыс. экз. [напоминаю, что Т8 – это стартовый тираж 50 экз. плюс допечатки по мере потребности].

Издательский сервис «Ридеро» не имеет своей дистрибуции (книги, за очень редкими исключениями, только можно заказать по технологии «печать по требованию»), поэтому книги «Ридеро» отсутствуют в продаже, а со времен прецедентного судебного процесса, который вёл ВААП по поводу авторских прав на книги Солженицына (произведения писателей СССР могли издаваться за рубежом только через ВААП, при этом юрисдикция определяется местом первого издания произведения, и ВААП настаивал, что советский самиздат – это издания) известно, что произведенные по чьему-то личному заказу книжные изделия не признаются международным сообществом за издание (публикацию) произведения; изданием может считаться только товар, поступавший в свободную продажу.

Казалось бы, очевидный выход для «Литреса» – договориться с одним из своих владельцев («Эксмо»), но это по каким-то причинам не удалось. Но зато удалось найти боковой отнорок, позволяющий в попасть в сеть распространения издательского дома «Эксмо» – через издательство «Яуза».

«Яуза» (под различными брендами, такими как «Яуза-пресс» и «Яуза-каталог») – это не принадлежащее группе «АСТ-Эксмо» издательство, но как бы «под крылом», имеющее свою издательскую политику (согласованную со старшим партнером) и не имеющее самостоятельной дистрибуции (и потому получающее очень скромный доход). Полезность такого партнера для крупного издательства в следующем: по рекомендации сотрудников крупного издательства «Яуза» время от времени издаёт книги, которые были оценены как интересные для читателей и привлекательные для покупателей, но которые крупное издательство опасается издавать из-за юридических рисков (из-за политики или по другим причинам), но продажа которых через свою сеть рисков почти не несёт (например, пропаганда наркотиков будет крайне рискованной и в этом раскладе). Польза для крупного издательства здесь в сохранении отношений со своими постоянными авторами и в появлении в своей сети распространения «вкусных» позиций. Во всяком случае, так когда-то это сожительство сложилось, сейчас никаких «рисковых» проектов в «Яузе» я не вижу.

С «Яузой» «Литресу» договориться удалось. Первые четыре книги совместного проекта были презентованы на ярмарке в сентябре и попали в книготорговую сеть издательства «Эксмо». И тут же выяснилось, что совладелец «Литреса», издательство «Эксмо» считает, что "Литрес" не должен быть издательством, его дело – только электронка. Нажали на «Яузу», запретили дистрибуцию книг «Литреса» через сеть «Эксмо», «Литресу» не удалось утвердить рекламные бюджеты на издаваемые книги (но в целом это был «скандал внутри семьи», все пострадали в основном морально).

Однако при этом «Яуза» – действительно независимое издательство, доля в котором у «Эксмо» равна нулю, и запретить ему сотрудничать с «Литресом» нельзя (ну или этот запрет должен как-то компенсироваться). Однако для такого сотрудничества «Яузе» и «Литресу» пришлось создать свой отдел книжной дистрибуции (которого прежде не было). К счастью, благодаря пандемии до 50% продаж стал давать интернет, «Озон» и «Лабиринт» сотрудничают с «Литрес.Яузой» вполне охотно, сильно поднялись продажи книг через «Вайлдбериз», да и книжные магазины в принципе не отказываются (сейчас книги «Литреса» продаются в «Читай-городе», «Буквоеде» и МДК), просто условия менее выгодные для издателя. На текущий момент даже при отсутствии рекламной поддержки тиражи в 2 тысячи полностью продаются (не все; и это не Т8 – мелкие допечатки невозможны). Так что проект выглядит вполне жизнеспособным.

С интересом жду дальнейшего развития событий.

dark

снова про проду

Некоторые почему-то восприняли предыдущее (про проду) как нападки на сайты, эту проду публикующие

Прода на текущий момент – высшая форма прогиба литературы под потребителя. Сайты, публикующие её, используют это для привлечения внимания к своему контенту, который состоит не только из проды. Все сайты, специализирующиеся на безбумажной литературе, по сути пока нарабатывают (хотя, возможно, уже наработали) тот гумус, на котором что-то может вырасти (возможно, уже растет). Я вижу, что авторы более консервативного типа уже давно обратили внимание на популярность сайтов с продой и пытаются на них публиковаться, выдавая уже написанные романы за проду (потому что это налаженный механизм, а другой механики привлечения внимания никто не предлагает), но получается у всех скорее плохо (кроме, наверное, авторов, специализировавшихся на сериалах – у них закос под проду иногда проходит удачно). Да и в целом популярность проды несколько переоценена, хорошо зарабатывают немногие (высокий доход у десятка-другого авторов; весьма умеренный у двух-трех сотен; остальные обеспечивают им подтанцовку) – думаю, сайты проды уже достигли максимума собираемого на ней дохода, и дальнейшее их развитие зависит от того, удастся ли привлечь внимание и удовлетворить потребителей литературы другого типа.