Life (life___) wrote,
Life
life___

Мозг ребенка и его эмоциональное развитие

Оригинал взят у getnewpost в Мозг ребенка и его эмоциональное развитие

В октябре прошлого года я посмотрела прекрасную лекцию Т.А. Строгановой "Ребёнок: развитие, обучение и аутизм".  С этого момента для меня началось увлекательнейшее путешествие чайника психолога в мир исследований работы человеческого  мозга. Недавно модераторы попросили меня немного поделиться с сообществом чудными открытиями, подготовленными нам духом просвещения, чтож  - охотно делюсь!

Лекцию очень рекомендую, кстати,  всем заинтересованным, ну   или хотя бы первые полчаса из неё. Я сейчас в принципе все то же самое перескажу своими словами, но лекция совершенно великолепна, в первые полчаса Татьяна Александровна рассказывает основные вводные, которые хорошо бы знать про формирование нервной системы и мозга ребенка. Вторые полчаса посвящены аутизму, а потом еще час ответам на вопросы аудитории, в том числе затронуты такие животрепещущие темы как ранее развитие, изучение иностранных языков в детстве, некоторые вопросы ухода за младенцами, например Татьяна Александровна  развенчивает миф о вреде укачивания. В общем, лекция очень хороша, в частности, для меня она послужила великолепным подготовительным материалом к началу чтения книги Сью Герхард, которую я  тоже сейчас буду активно цитировать и пересказывать своими словами.

Начну со своей любимой картинки :)


На ней изображена динамика плотности синаптических контактов в трех участках коры головного мозга ребенка - в первичной зрительной коре, первичной слуховой коре и в префронтальном участке( Т.А. Строганова её использует в лекции)

Каждый кто посмотрит на эту картинку, в первую очередь обратит внимание, что  у детей плотность синаптических контактов значительно ВЫШЕ, чем у взрослых. То есть, развитие нейронной сети связей в мозге не идет линейно и поступательно, и зрелость того или иного участка коры мозга наступает не тогда когда  количество связей достаточно увеличится, а тогда, когда оно достаточно сократится. И через такую кривую  проходит каждый участок коры мозга, причем максимальный темп этих процессов наращивания-сокращения связей приходится на первые 3-4 года, когда через точку максимума могут проходить сразу несколько участков коры головного мозга, устанавливая связи друг с другом и с другими отделами мозга.

Проще говоря, прежде чем мозг ребенка станет мозгом взрослого - он очень, очень отличается от мозга взрослого! Там идут процессы, которые в мозге взрослого уже не идут, там возникают такие особенности восприятия мира  - которые мы, взрослые, даже не можем вспомнить из собственного детства, и тем более - нам трудно их понять.
В частности, каждый участок коры мозга, переживающий резкий рост нейронных связей,  рождает у ребенка свой специфический период особенной восприимчивости и особенных потребностей, т.н. период сензитивности к тому или иному виду стимулов, ощущений или человеческих взаимодействий. И естественно, в эти периоды и поведение ребенка значительно изменяется, раз изменяются восприятие и потребности.

Начнем с возраста 1 год - обратите внимание на графики выше, вы легко заметите что в возрасте примерно одного года на графиках прорисовывается сразу два экстремума - в первичной зрительной коре количество связей начинает быстро падать, а в первичной слуховой - расти. Это - кризис года. Вот он, красивый и наглядный, и  тут должно стать стыдно тем детским психологам, которые в 2014 году все еще смеют утверждать, что никаких возрастных кризисов нет,  а есть только ошибки воспитания.  Возрастные кризисы,  - как изменение восприятия мира, ведущее к изменению реакции на привычные стимулы и к изменению поведения в привычных ситуациях, не только существуют, но  даже обнаруживаются на МРТ :)

Здесь на графике, к сожалению, не отображена динамика плотности нейронных контактов в еще одном  важном участке коры мозга - в орбитофронтальном участке(  или глазнично-лобная зона, как он назван  в книге Сью Герхард ) Сью Герхард ооочень много внимания уделила в книге развитию этой зоны, ибо она обладает рядом важнейших для человека свойств -  например, связывает  друг с другом ощущения из сенсорных зон коры(к которым как раз относятся первичная зрительная и слуховая зоны)

В глазнично -лобной зоне в возрасте одного года тоже быстро растет количество нейронных связей и их пик приходится на период примерно между годом и полутора годами, то есть количество связей там в период кризиса года достаточно большое и близко к максимуму, но еще не начало сокращаться.

Что это все значит,  для нас - родителей и детских психологов? :)

Это значит что у ребенка в этом возрасте меняется восприятие - благодаря уменьшению контактов в зрительной коре и увеличению в глазнично-лобной, ребенок начинает видеть  образы, выделять последовательности. В гештальт-психологии есть для этого явления емкое понятие - "формирование гештальта"( Т.А. Строганова в лекции говорит о способности видеть цельные зрительные паттерны). То есть ребенок начинает не просто глазеть по сторонам и обращать внимание на то, что само бросается в глаза - яркое, движущееся и т.п.  - он начинает видеть все иначе, по новому;  он видит зрительные паттерны и связывает их с другими ощущениями - звуковыми, тактильными. А так как количество связей в слуховой коре как раз растет - ребенку  действительно важно, чтобы ему называли все словами, чтобы на зрительный паттерн у него накладывался еще и словесный.
Так мозг годовалого ребенка активирует и  укрепляет связи между сенсорными участками и глазнично-лобной корой, что, кстати, порождает приятные ощущения и уравновешивает эмоциональное состояние ребенка.  На некоторых детей этот механизм действует настолько сильно, что одно только проговаривание и озвучивание происходящего способно успокоить ребенка и отвлечь его от неприятных ощущений. Так формируются связи между глазнично-лобной зоной и лимбической системой мозга - миндалиной, гиппокампом, гипоталамусом. Эти связи помогают установить новый способ регулирования эмоционального состояния , Сью Герхард всячески его расхваливает и превозносит в книге. Со временем у ребенка будет не только возможность отреагировать теми или иными реакциями на стимулы извне - обрадоваться, расплакаться, напасть или убежать( и тому подобные реакции парасимпатической разрядки), но и получить эмоциональную  разрядку через  общение, взаимодействие с окружающими, разделить с ними свои эмоции или разделить эмоции окружающих. Этот механизм Сью Герхард описывает как надежный механизм стрессового регулирования, предотвращающий застревание в стрессе и негативные последствия от него.  Так у ребенка появляется новая сфера - сфера отношений, где возникают свои потребности и свои источники ресурсов, для удовлетворения других потребностей.

И еще, помните рекомендации не показывать ребенку мультики как минимум до достижения им двух лет? Эти рекомендации основаны как раз на повышенной плотности контактов в первичной зрительной коре, так как для ребенка мультфильмы являются слишком сильной стимуляцией. Наверное, многие мамы замечали, что ребенок  в этом возрасте и даже в более старшем сразу же просит грудь, стоит сесть смотреть телевизор или кинофильм. (я даже случай отлучения ребенка по этой причине знаю :-() Это происходит потому, что  видеоряд для ребенка в этом возрасте является слишком сильной стимуляцией(представьте себе, каково было бы вам смотреть кино на огромном экране, в ускоренном режиме и в слишком ярких, кислотных цветах). А сосание является не только способом успокоиться, но и способом, с помощью которого мозг ребенка производит обработку и интеграцию сенсорных стимулов - зрительная кора мозга испытывает сильное возбуждение и этому возбуждению нужно куда то уйти, чем то упорядочиться.

На сегодня пока все, но как говорится, "продолжение следует..." :)
В следующей части поговорим о двухлетках и тех потрясающих изменениях в работе мозга, которые приводят к рождению личности человека.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments