la_rochelle_ (la_rochelle_) wrote,
la_rochelle_
la_rochelle_

Category:
  • Music:

Музыкальный ликбез

Помнится, не раз и не два спорили мы с bylly о контр-теноре и фальцете. Вот накопала на Хоруме, а туда перетащено было давным-давно с какого-то вокального форума:

«Контртенор - это не "разработанный фальцет". Его ставят, как и любой "нормальный" голос. Большинство настоящих контртеноров пело так всю свою сознательную жизнь, с детства. Это их естественный голос, в то время как фальцет, если немного обобщить, это эдакий "спецприём", который используется для создания определённого эффекта и на эстраде, и в опере. Поэтому нельзя назвать полноценный голос, каковым является контртенор - фальцетом.
Есть и другой момент. Сейчас контртенора в моде, и любой фальцетист называет себя контртенором. Более того, многие профессионалы называют фальцетистов контртенорами.
Современный контрaтенор - это тот, для кого фальцет является способом извлечения основных нот рабочего диапазона (можно заметить, как иногда внизу некоторые, если умеют, подмешивают естественный голос, но это только дополнение, не основной диапазон). Если же основной рабочий диапазон построен на естественном (не фальцетном) звукоизвлечении - они тенора (не контратенора), даже если изредка на верхах подмешивают фальцет.
Конечно, многие вокалисты (особенно в еще не преклонном возрасте) умеют петь фальцетом. Но редкость, чтобы были одиноково успешны и как теноры, и как контратеноры. Все же, чтобы оба диапазона были равного (и ХОРОШЕГО) качества - таких примеров найти трудно. Потом контратенор, много поющий естественным голосом, рискует сильно ухудшить свой фальцетный диапазон.
"Естественный", в данном случае не оценка, а только противоположность фальцетному. Falsetto по итальянски - фальшивый в смысле неестественный. Т.е. он извлекается не прямо (естественно), а особым образом - как флажолеты на струнных (или передувания на духовых)....»

И еще:

«Часть контртеноров согласны с тем, что они поют фальцетом. Остальные же отграничивают себя от фальцетистов (Ковальский, Безинских, Шолль). Механизм у фальцета и у контртенора почти один и тот же, и разница между ними заключается в естесственности и лёгкости (для вокалиста) пения контртенором. Фальцетить может каждый певец, но постоянно петь высоко может лишь контртенор. И хоть, контртенор и представляет из себя эдакий естественый "природный" фальцет, обладателей его достаточно мало, чтобы не приравнивать его к обычному, имеющемуся у каждого певца фальцету.
Фальцетом действительно может петь кто угодно, хоть бас, но как правило, звук получается бедный обертонами. У контратенора звук богатый и диапазон, техника.»

Я лично для себя отличаю контр-теноров от тех, кто «голимо фальцетит», по одному простому признаку: если вокалист внизу звучит тембрально так же, как наверху, он контр-тенор, если по-разному – значит наверху тупо включает фальцет.

Фредди Меркьюри, покойник, тоже был контр-тенор, кстати, - непрофессиональный, конечно, что называется, поставленный от природы. Такие голоса – большая редкость.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments