korvin_ (korvin_) wrote,
korvin_
korvin_

Ъ: "Ведомости" предъявили материалы к оплате

Вчера стало известно, что акционеры газеты "Ведомости" подали в арбитражный суд Москвы иск к компании "РБК – информационные системы" (РБК), владеющей одноименным новостным интернет-сайтом. "Ведомости" требуют взыскать с РБК 257 млн руб. за перепечатку на сайте компании "более ста статей" из газеты "без ссылок на первоисточник". Эксперты в области авторского права высоко оценивают шансы издания в суде, однако сомневаются в обоснованности суммы претензий.
ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа", издатель газеты "Ведомости", в понедельник вечером обратилось в арбитражный суд Москвы с иском к РБК, требуя взыскать с компании 257 млн руб. за нарушение авторских прав. Как говорится в официальном пресс-релизе "Ведомостей", "на сайте РБК в разделе 'Аналитика' было размещено более ста статей из архива газеты без ссылок на первоисточник". "В связи с участившимися случаями незаконного использования публикаций акционеры издания приняли решение отстаивать свои права в суде",– заявляют в "Ведомостях".
Газета "Ведомости" издается ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа". Акционерами ЗАО являются западные издательские дома Pearson (выпускает Financial Times), Dow Jones (издает Wall Street Journal) и Independent Media (принадлежит медиахолдингу Sanoma WSOY). Обороты издания не разглашаются. По оценкам экспертов, годовой оборот газеты составляет около $50 млн.
Группа компаний РБК включает в себя информационное агентство "Росбизнесконсалтинг", телеканал РБК-ТВ, компанию "РБК-Софт", электронные СМИ ytro.ru, CNEWS и другие активы. В 2002 году РБК произвел первичное публичное размещение акций (IPO). Капитализация головной компании холдинга "РБК – информационные системы" составляет около $760 млн.
Как рассказала Ъ пиар-директор "Ведомостей" Елена Быстрова, юристы издания с 2002 года фиксируют размещение на сайте РБК "точных копий статей, в конце которых вместо подписи автора газеты 'Ведомости' стоит копирайт РБК". "На сайте много раз использовались наши ключевые, узнаваемые статьи об экономике, бизнесе и финансах. Подобная популяризация сайта – это просто некрасиво",– заявила она. Госпожа Быстрова объяснила сумму претензий "Ведомостей" "нарушениями в особо крупных размерах". "Мы уже не в первый раз судимся из-за перепечаток. В ноябре этого года мы добились в суде выплаты 2 млн руб. от сайта metall.info, но здесь совершенно другие масштабы",– пояснила пиар-директор "Ведомостей".
В РБК считают, что "оснований для претензий нет". "Нам понятна проблема перепечатки информации из первоисточников, но РБК содержит свой штат аналитиков, и правовых оснований для нарушения чьих-либо авторских прав у нас нет",– заявил Ъ гендиректор РБК Юрий Ровенский. Он сообщил, что в РБК не получали копии искового заявления от "Ведомостей", в связи чем затруднился прокомментировать сумму претензий и действия компании в суде. "Давать какую-либо юридическую оценку ситуации, не видя иска, преждевременно",– заявил господин Ровенский.
Эксперты считают, что шансы "Ведомостей" на выигрыш в предстоящей тяжбе высоки. "Основное правило закона об авторском праве – использование на основании договора. Бесплатное использование тех же газетных статей закон допускает, только если это не ущемляет права авторов, в данном случае 'Ведомостей'. Газете надо лишь представить в суде документы, доказывающие авторство статей, подтвердив свои исключительные права, после чего у суда будут все основания взыскать компенсацию с РБК",– считает начальник юридического отдела компании "Интеллект-консалтинг" Ирина Тулубьева.
Правда, эксперты разошлись в оценках обоснованности компенсации. "Сумма пугает. Мне неизвестно, чтобы суды взыскивали такие компенсации по делам об авторских правах, тем более по перепечаткам,– заявил Ъ глава адвокатской компании 'Усков и партнеры' Вадим Усков.– Не знаю, сколько зарабатывает РБК на продаже своей информации, но в интернете столько денег сейчас нет". Однако госпожа Тулубьева уверена, что "истец может определить любую сумму, а суд сам определит компенсацию с учетом объема нарушений".
Участники медиарынка указывают, что это не первый случай, когда РБК обвиняют в использовании чужой информации. "В 2003 году телеканал РБК использовал биржевые сводки нескольких российских бирж. В результате конфликт был улажен – РБК привел подачу сводок в соответствие с условиями бирж",– рассказала Ъ исполнительный директор Ассоциации распространителей финансово-экономической информации Ольга Ринк. "Проблема воровства информации существует, и она глобальна. Суд – это нормальная практика разрешения конфликтных ситуаций,– считает управляющий директор ИД 'Секрет фирмы' Юрий Кацман.– Чем активнее будут производители контента подавать дела в суд, вести переговоры с нарушителями, тем меньше таких случаев будет".
Любопытно, что в ответ на иск "Ведомостей" РБК разместил на своем сайте обращение к акционерам издания, в котором предложил выкупить у них 100% акций ЗАО "Бизнес Ньюс Медиа", издающего газету, за $56 млн. "Мы с лета ведем переговоры о возможности покупки 'Ведомостей', так что иск призван оказать воздействие на ход переговоров",– сообщил Ъ Юрий Ровенский. Однако в "Ведомостях" Ъ заявили, что "акционеры газеты никогда не вели никаких переговоров о возможности продажи издания и продавать его не собираются". "Это рекламный ход, призванный отвлечь внимание от иска",– считает Елена Быстрова. Это подтвердил и гендиректор "Бизнес Ньюс Медиа" Михаил Дубик, который заявил, что "иначе как шуткой заявление РБК считать не может". "На месте руководства РБК, публичной компании, я был бы более осторожен,– предостерег господин Дубик.– Для публичных компаний это тема серьезная, а здесь ни о чем серьезном речь не идет".

АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments