korvin_ (korvin_) wrote,
korvin_
korvin_

Видимая фига рынка

Дмитрий Бутрин
Специальный корреспондент издательского дома «КоммерсантЪ»
Газета.ру


Рассуждения о несовершенстве дикого рынка и благотворности государственных программ коррекции ошибок механизма, складывающегося из миллиардов индивидуальных действий, подчиняются своим законам. Обыкновенно этих рассуждений много в сфере прогнозов, и касаются они в основном будущих опасностей. Когда же дело доходит до реальности, претворяющиеся в реальные действия рассуждения отчего-то начинают выглядеть сущим идиотизмом. К тому же рынок – феномен лукавый и не лишен своеобразного чувства юмора. Над адептами исправления ошибок рынка он издевается нетривиально. Например, историю изобретателя из Саксонии Кристиана Коха и его замечательного механизма KDV 500, который стал в октябре одним из главных развлечений европейских зубоскалов из желтой прессы, можно смело считать оскорбительно-насмешливым жестом невидимой руки рынка в адрес Еврокомиссии.
В принципе никто в Европе не ждал серьезного роста цен на нефть и энергоносители так, как многочисленные «зеленые».

Логика их рассуждений была весьма проста. С повышением цен на нефть цены на нефтепродукты, а также на электроэнергию и газ, в достаточной степени привязанные к главной мировой цене – цене барреля, также пойдут в рост. Это вызовет к жизни научные исследования в области альтернативных источников топлива и энергии, а также увеличение инвестиций в реализацию соответствующих проектов. Далее, используя политические механизмы и административное давление на бизнес, возможно исправлять ошибки рынка в виде экологически неприемлемых проектов, поддерживая, в том числе на средства налогоплательщиков, строительство экологически чистых электростанций и запрещая разными способами – от Киотского соглашения до безумно сложного и запутанного административного регулирования – то, что выглядит экологически опасным. При цене нефти $12 за баррель, как правило, на создателей электростанций на коровьем навозе и использователей энергии приливов смотрят как на неопасных сумасшедших или, что чаще, как на расторопных любителей государственного финансирования частных интересов. При цене $60 за баррель в этой логике интерес к дорогостоящим и спорным с экономической точки зрения проектам экологически чистой энергии должен расти, а значит, возможностей строить райские зеленые кущи станет больше.

В целом логика таких рассуждений в основе своей является рыночной. Фокус лишь в том, что

реальный объем спроса на дорогую и экологически чистую энергетику, впервые ставший существенным после топливного кризиса 70-х, очевидно, очень сильно преувеличивался.

Всякий, кто видел, например, Голландию из окна самолета в ясную погоду, не может не вспомнить, что основным элементом приморского пейзажа там являются целые поля ветряков, большая часть которых построена под патронатом государства и с его финансовым участием. То есть некоторый спрос и на биотопливо, и на ветроэлектростанции, и на иные подобные вещи есть. Но этот спрос многократно преувеличен государственным вмешательством в механизмы рынка.

Основной надеждой «зеленых» в этой связи являлся рост цен на нефть. Когда наконец эти арабы, нигерийцы и русские в жадности своей доведут главную цену до заоблачных высот, тут будет нам и биодизель, и автобусы на водородном топливе, и электромобили, и зарастут озоновые дыры, и парниковый эффект сменится ледниковым или чем-то таким экологически безопасным, как вегетарианский organic food с индийскими специями.

Не буду утверждать, что 55-летний Кристиан Кох, исходя из его интервью немецкой Bild, с 25-летнего возраста в собственном коровнике изобретающий аппарат для превращения бытового мусора в нефть, сильно рассчитывал на рост цен. Но в принципе от $60 за баррель он мог ждать только самого хорошего. Например, 6 октября комиссар Еврокомиссии по предпринимательству и промышленности Гюнтер Фейхойген заявил, что разработки в области альтернативных видов энергии будут поддерживаться ЕС из собственного бюджета. Речь явно идет об исправлении ошибок рынка.

В принципе само существование Кристиана Коха, уже несколько лет как эксплуатирующего свой аппарат KVD 500 и получающего из него аналог дизтоплива ценой около $0,27 за литр (солярка стоит в ФРГ $1-1,2), подтверждает, что и без государственного вмешательства такие разработки ведутся, но, исходя из реальных масштабов спроса, в основном в коровниках народными умельцами. Ну и, конечно, в государственных лабораториях тоже, но это не в счет: частные лаборатории, движимые голым расчетом, в массе считают эти занятия надуманными, но это ж не повод отказаться от «зеленой идеи»?

Кох вполне бы мог претендовать на грант Еврокомиссии, если бы не корреспондент Bild. В конце концов, если президент Франции Жак Ширак две недели назад публично заправил собственный автомобиль какой-то дурно пахнущей дрянью под названием «биодизель», изготовленной из рапса, то отчего бы KDV 500 не может быть описан популярнейшим изданием ФРГ в качестве спасения от высоких цен на нефть?

Что произошло дальше, неизвестно. Может быть, Кох не понравился корреспонденту Bild, приехавшему в коровник в Саксонии за интервью. Может быть, корреспондент неудачно пошутил. Может быть, он увидел в коровнике Коха нечто эстетически неприемлемое. Но статья вышла под заголовком, утверждающим, что Кох предлагает делать биодизель из дохлых кошек. Четыре дохлые кошки на 100 км автомобильной прогулки – в четыре раза дешевле, чем на заправке Shell. Ура.

Немецкая пресса взвыла от возбуждения. Пересказ интервью с Кохом заполнил на следующий день все желтые издания ФРГ. Как водится, щелкоперы немедленно дополнили его важнейшими подробностями. Например, что восемь-десять дохлых кошек в аппарате Коха можно легко заменить одним трупом нищего. Что живыми кошками тоже можно заправлять бензобаки. Что Кох уже проехал на несчастных животных то ли 110, то ли 170 тыс. км – с тщательным подсчетом того, сколько кошек пришлось изобретателю для этого собрать и почем он мог бы купить дохлую кошку. К середине недели об аппарате, позволяющем ездить на кошках и бомжах, уже сообщал российский телеканал ТВЦ, причем уже на полном серьезе сетовал на арийскую жестокость, нам, русским, невместную. К концу недели Кох прислал в Bild требование об опровержении. Bild, то ли неуклюже извиняясь, то ли продолжая редакционную линию, опубликовал статью «Так возможно ли ездить на дохлых кошках?», снабженную, увы, фотографией анонимного котенка. В статье редакция признавалась, что корреспондент пересчитал энергоэффективность KDV 500 в дохлятину по собственному почину, но не признавала этот пересчет некорректным и неполиткорректным, да и вообще недоумевала, что это Кох завелся. Вторая волна статей о кошках, Кохе и биодизеле идет до сих пор по всему миру, и не исключено, что представители общества любителей животных уже сейчас толпятся у злополучного коровника, желая проверить, не топит ли Кох свой VolksWagen безгласной животинкой.

За этой злобно-веселой полемикой в прессе само изобретение Коха оказалось окончательно утопленным. В принципе чего-то подобного следовало ожидать. Рассказы о чудесном биотопливе в европейских СМИ, активно пропагандирующемся сотнями и тысячами экологически озабоченных чиновников, в последние 20 лет настолько достали европейского обывателя, что адекватной реакцией на очередного изобретателя такой технологии и при цене нефти $120 за баррель может считаться только покручивание пальцем у виска. Скорее всего, после истории с дохлыми кошками биодизель в ЕС еще несколько месяцев будет предметом насмешек, равно как и изобретатели такого рода, к которым, впрочем, претензий нет: они просто занимаются своим делом.

Впрочем, рыночная экономика способна не только на асимметричный медийный ответ на попытки госвмешательства, но и на решение проблемы дорогих энергоносителей.

Так, согласно большинству прогнозов, в том числе прогнозу агентства IEA, к 2025 году доля биотоплива в энергобалансах ведущих стран мира будет существенно сокращаться, равно как и доля ветроэлектроэнергии. А стратегический выбор в энергоносителях мир будет делать между газом и углем: либо поставки газа на мировой рынок из стран Персидского залива в виде LNG, по трубопроводам из России, Алжира, Ливии, Египта и Норвегии, будут резко расширены, либо будут изобретаться более эффективные установки для сжигания угля. Прогнозы также ожидают в случае сохранения относительно высоких цен на нефть стабильный рост числа атомных электростанций – главного пугала всех «зеленых» от Сеула до Марселя, хотя в общем пока человечество не изобрело более экологичного и чистого способа производства электроэнергии, если не брать в расчет явные следствия государственного бардака на Чернобыльской АЭС, в Кыштыме и на Три-Майл-Айленде (три крупных инцидента за всю историю атомной энергетики). Экологического рая не получается, даже в США интерес к строительству АЭС резко возрастает. Можно видеть в происходящем мировой заговор, можно – свидетельство того, что мир идет к концу. Мне же в этом видится лишь подтверждение того факта, что рынок реагирует на все достаточно адекватно, в случае необходимости сметая предрассудки и не позволяя силам «зеленого добра» и союзной социал-демократии превратить Европу в бесконечный адамический луг с редкими кустиками конопли посредине.

Второй бензиновый кризис за последние 50 лет мир преодолевает гораздо более адекватно, нежели первый.

Что же касается пресловутого биодизеля, то и тут невидимая рука рынка демонстрирует ответ почти юмористический. Крупнейших успехов в области производства биодизеля достигли не там, где государство готово поддерживать экологических изобретателей на госсредства уже лет десять, а в Латвии, недавно вступившей в ЕС и пока потратиться на это не успевшей. Сразу несколько латвийских компаний начали в 2005 году строительство производств по изготовлению биотоплива из рапса и сои. Сырье, впрочем, предполагается закупать не у сверхсубсидируемых еврофермеров, а в Белоруссии и на Украине. Внутри самой страны использовать биодизель латыши особенно не спешат: все будущие объемы бурды, аналогичной, с одной стороны, дизтопливу, с другой – самогону, будут ориентированы на рынки Германии и Бенилюкса. Причем уже сейчас компании предлагают европейцам не обольщаться: цены на биодизель будут лишь чуть-чуть меньше цен на обычный дизель.
Что же касается несчастного Кристиана Коха, то его судьба, похоже, незавидна. На прошлой неделе в интервью одной из немецких газет он имел неосторожность заявить: «Кошки при производстве биодизеля мной не использовались, разве что лягушка попала...» Тема лягушек пока осмысливается СМИ – надо полагать, в первую очередь французскими.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments