korvin_ (korvin_) wrote,
korvin_
korvin_

Ъ: Штрафной удар

С 1 января 2006 года отменяется презумпция невиновности налогоплательщиков, а налоговые органы наделяются правом взыскивать налоговые штрафы в бесспорном порядке. То есть без решения суда. Причем делать они это будут по собственному усмотрению в отсутствие каких-либо законодательных процедур досудебного урегулирования налоговых споров. Соответствующий президентский законопроект вчера бюджетный комитет рекомендовал к принятию во втором чтении.
До сих пор попытки отменить презумпцию невиновности налогоплательщиков, предусмотренную Налоговым кодексом (см. справку на стр. 14), сопровождались волной протеста как со стороны налогоплательщиков, так и в Госдуме. На сей раз вышло иначе. Отмену презумпции невиновности инициировал президент. Администрация президента под лозунгом разгрузки судов от налоговых дел на "копеечные" суммы предложила ввести внесудебный порядок взыскания налоговых штрафов на мелкие суммы – до 50 тыс. рублей с организации и до 5 тыс. рублей с индивидуального предпринимателя. Так как штрафы непосредственно не направлены на восстановление нарушенного имущественного права государства (в отличие от взыскания налоговых недоимок, которые представляют собой суммы не уплаченных в бюджет налогов) и являются дисциплинирующей мерой воздействия на нарушителей налогового законодательства, наложение штрафа предусматривает наличие вины проштрафившегося. До сих пор в соответствии с Налоговым кодексом установить вину, а также оштрафовать налогоплательщика мог только суд. В случае же взыскания штрафов во внесудебном порядке по решению налогового органа при отсутствии возражений со стороны налогоплательщика, а именно это предложила президентская администрация, ни о какой презумпции невиновности не может быть и речи. Причем не только для организаций и индивидуальных предпринимателей, на которых направлен законопроект, но и для всех без исключения граждан. Презумпция невиновности отменяется как таковая.
Как ни странно, но и депутаты, и предпринимательские объединения первоначально эту идею поддержали. Тем более что администрация президента в лице советника президента Вениамина Яковлева и зампреда бюджетного комитета Андрея Макарова (они представляли в Госдуме законопроект в первом чтении) публично обещали, что в законопроекте обязательно будут указаны четкие процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, призванные ограничить произвол налоговиков и защитить права налогоплательщиков.
В частности, в заключении думского бюджетного комитета отмечалось, что налогоплательщик получит право лично участвовать в процессе урегулирования налогового спора, а не будет ставиться перед фактом привлечения к ответственности уже после того, как деньги были списаны с его счета в бесспорном порядке, как это зачастую происходит сейчас при взыскании налоговых недоимок (см. справку).
Однако вчера депутаты под давлением администрации президента, которую представляли Вениамин Яковлев и Артур Муравьев, замруководителя главного правового управления президента (где, собственно, и готовился законопроект), пошли на попятную. Бюджетный комитет одобрил девять поддержанных президентской администрацией поправок (их подписал и от своего имени внес зампред бюджетного комитета Евгений Федоров). Ни в одной из них не оказалось ничего о процедурных моментах досудебного урегулирования налоговых споров и списании штрафов с налогоплательщика во внесудебном порядке. А поправки зампреда бюджетного комитета Андрея Макарова, устанавливающие такие процедуры, комитет отклонил. По настоянию администрации президента, которая предложила решать все процедурные вопросы в рамках не президентского, а правительственного законопроекта, касающегося совершенствования налогового администрирования и упорядочивания проверочной деятельности налоговиков (его Госдума приняла в первом чтении 7 октября).
"Вы считаете нормальным, что мы соглашаемся разрешить налоговым органам взыскивать штрафы самостоятельно, не устанавливая при этом никаких процедур?" – поинтересовалась у представителя правительства председатель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. "Мы считаем, что процедуры – это предмет регулирования нашего законопроекта. Разрыв между вступлением в силу его и президентского (депутаты, скорее всего, не успеют принять правительственный законопроект в окончательной редакции до 1 января 2006 года.– Ъ) будет незначительным. Всего один-два месяца",– заявил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин. "Значит, удваивать ВВП мы теперь будем за счет штрафных санкций?" – не унималась госпожа Бурыкина. Но этот вопрос остался без ответа.
Предпринятая на заседании налогового подкомитета (оно состоялось утром) попытка парламентариев в сложившейся ситуации сохранить в Налоговом кодексе положения, устанавливающие презумпцию невиновности налогоплательщиков, на вечернем заседании бюджетного комитета провалилась после того, как Артур Муравьев сообщил депутатам, что такое предложение разрушит концепцию президентского законопроекта. Для налогоплательщиков это означает то, что впредь определять их вину будет не суд, а налоговые органы. И даже если впоследствии их претензии окажутся необоснованными, на налогоплательщике уже будет висеть клеймо нарушителя закона.
Кроме того, депутаты поддержали поправку о наделении органов Пенсионного фонда правом взыскивать с налогоплательщиков в бесспорном порядке недоимку, пени и штрафы по страховым взносам в фонд. Причем без каких-либо ограничений по срокам. "Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (замруководителя) территориального органа Пенсионного фонда после истечения срока исполнения требования об их уплате",– гласит законопроект. Иными словами, когда угодно. Хоть через 10, хоть через 20 лет. "Они ведь будут делать это не в свою пользу, а в пользу пенсионеров",– привел решающий аргумент Вениамин Яковлев. Кстати, аналогичным правом президентская администрация предлагала наделить таможенные органы. Но не стала настаивать, и это предложение депутаты все-таки отклонили.
Недоумение у парламентариев вызвали и президентские поправки, касающиеся переходных положений законопроекта, предусматривающие, что поданные до 1 января 2006 года иски о взыскании налоговых штрафов суды обязательно должны рассмотреть. "Это нужно, чтобы у судов не возникало желания трактовать новый закон и вернуть эти иски, ссылаясь на то, что при урегулировании этих споров не были соблюдены досудебные процедуры",– пояснил Вениамин Яковлев. Получается, что возможность такой трактовки советник президента не исключает. В этой ситуации налогоплательщики вообще могут лишиться права на судебную защиту – суды просто не будут принимать их иски, отправляя налогоплательщиков договариваться с налоговиками. Тем не менее и эта поправка была одобрена.
Ъ будет следить за развитием событий.
ГАЛИНА Ъ-ЛЯШЕНКО


Презумпция невиновности, которой больше нет
Пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса: "Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда".
Фразу "установлена вступившим в законную силу решением суда" законопроектом предлагается исключить из Налогового кодекса.


Как депутаты обещали исправить президентский законопроект
Из заключения бюджетного комитета Госдумы на законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательства РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров":
"Для того чтобы на стадии взыскания отсутствие спора с налогоплательщиком было очевидным, необходимо, чтобы лицо, привлеченное к ответственности, не только получило информацию, что в отношении его вынесено решение, но и активно участвовало бы в производстве по делу, дабы можно было представить аргументы... Только всестороннее рассмотрение дела на стадии привлечения к ответственности, равно как и учет позиции налогоплательщика, позволит руководителю налогового органа вынести справедливое взвешенное решение, снижающее потребность оспаривать его в суде со стороны лица, привлекаемого к ответственности. В этой связи представляется необходимым усовершенствовать процесс производства по налоговым правонарушениям путем детального прописывания всех процедур, что позволит создать реальный механизм гарантий прав налогоплательщиков...
Производство о налоговых правонарушениях должно включать: возбуждение дела (составление акта проверки или подготовка иных документов проверки, из которых привлекаемое к ответственности лицо может понять, в чем состоит суть претензий к нему со стороны налогового органа); рассмотрение и разрешение (рассмотрение материалов проверки должно осуществляться в присутствии привлекаемого к ответственности лица); обжалование решения, в том числе его мотивировочной части (возможность судебного или внесудебного обжалования)".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments