ketzer_ (ketzer_) wrote,
ketzer_
ketzer_

Categories:
  • Mood:
  • Music:

мишель уэльбек

в свое время мишель уэльбек своими "элементарными частицами" неплохо взболтал мне мозги. "платформа" получилась несколько более слабой, а быть может, просто более предсказуемой. в москве купил сборник его эссе и вот пишу тут то, что более всего поразило меня в концепции данного писателя. самое интересное, что я не вполне согласен с его идеями, однако их глобальность и стройность, логичность, меня покорили.
современное общество в произведениях уэльбека напоминает огромный супермаркет, где каждому человеку вполне открыто присвоена меновая стоимость. эпоха информатизации привела к тому, что каждый человек представляет собой лишь некоторый набор цифр (возраст, вес, рост, годовой доход, количество отработанных часов). имея возможность оценивать себя с помощью несложных арифметических показателей, мы быстро приспособились к прорывам в технологии. однако поскольку современные технологии меняются с устрашающими темпами, современная цивилизация создает человека, лишенного какой-либо эмоциональной или интеллектуальной сущности, показательны в данном случае многочисленные курсы смены и повышения квалификации. и в самом деле, что требуется от обезьяны? нажимать на кнопочку, а этому можно научить и на курсах. человек в таком обществе рассматривается лишь как продукт цивилизации, и быт целиком и полностью приспособлен для повышения продуктивности каждого отдельного индивида. мменно поэтому, по мнению уэльбека, у нас не просто рыночная экономика, а рыночное общество, то есть такая цивилизация, в которой вся совокупность человеческих взаимоотношений рассматривается сквозь призму простого цифрового подсчета, учитывающего такие категории как привлекательный внешний вид, новизна, соотношение цены и качества. становится понятно, что все связи (любовные, дружеские, деловые) сводятся к этике потребления.
идеологической и политической базой такого мировоззрения стал экономический глобализм, который заявил о себе как о неизбежном будущем человечества, это к посту Achenne об электричестве и его отсутствии, предлагая терпеть тяготы и страдания во имя будущего человечества. возвращение к такого рода теориям Уэльбек расценивает как признак усталости. само понятие «прогресс» утратило свой первоначальный смысл и стало источником возникновения «шутовских идей», типичных для периода растерянности. активное внедрение в представления аллюзий, насмешки, юмора быстро привело к выхолащиванию искусства и философии, превратив их в риторику. современное общение безлично, потому что пропущено через деформирующий фильтр юмора, который в конце концов истощается, оборачиваясь трагической немотой. трагизм, характерный для 20ого века, возникает в тот момент, когда смешное перестает осознаваться таковым.
понятие личности рассеивается также благодаря и логике супермаркета, которая предусматривает распыление желаний; поэтому человек супермаркета органически не может быть человеком единой воли, единого желания. более того, у современного человека, происходит снижение интенсивности желания, и как следствие, заметен недостаток индивидуальности. интересно, что последняя по времени попытка придать смысл человеческому существованию – это, по мнению писателя, реклама. Она имеет целью не только возбудить, разжечь желание, но и самой превратиться в желание, однако все ее методы характерны для морали прошлого, которое уже потерпело крах. поэтому в современном мире, как его отражает Уэльбек, человек обречен на формальное участие в нежеланной жизни.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments