Рыж (inu_) wrote,
Рыж
inu_

Часть 14: Прогулки по Торнио, Хапаранде, Кеми

Возвращаясь назад я собиралась погулять по всем местам, через которые лежал путь. Горная программа, увы, уже была позади, теперь оставалась только культурная. Но к счастью мне интересна и природа и места обитания человека. Я универсал в этом вопросе.
На севере Ботнического залива, в устье реки Турнеэльвен или Торнионйоки на стыке двух стран Финляндии и Швеции расположено два небольших городка-спутника. Торнио с финской стороны и Хапаранда со шведской. Хапаранда младше, она основана шведами после присоединения Российской Империей Финляндии и потери Торнио.

Новая автостанция, на которую я приехала в ночи, находится в Хапаранде, автобусы от нее отправляются по шведскому времени (и об этом не стоит забывать!), а билеты стоят шведских денег, но туда прибывают и автобусы со Швеции и автобусы с Финляндии.





Общую тематику оформления приграничной территории хорошо характеризуют следующие фотографии. На первой камень, с каждой из сторон которого на разных языках написано слово "Мир":



А в переходе под автотрассой на стенах вот такие таблички:





Выходишь из перехода - на дороге виден указатель:



Когда я пошла гулять, едва ли было 7 утра.
Эта поездка вообще проходила под знаком ранних подъемов и прогулок.
Снимала все подряд: серьезное и несерьезное.
Горка-конь на детской площадке, например, заставила меня в очередной раз подумать какие же они все-таки извращенцы :)))



А вообще ничего особенно красивого ни в Торнио, ни в Хапаранде я бы сказала, что нет, если бы не шпили крыш с одной стороны границы и башня с другой. Ими (плюс еще по паре зданий) ограничивается старое архитектурное наследие обоих городов, но оно стоит того, чтобы туда дойти.

В Торнио шпили принадлежат деревянной церкви и колокольне рядом с ней. Дошедшее до нас здание заменило сгоревшее при пожаре, и было построено в 1696 году:







Когда я шла обратно, то увидела безликую коробку, на которой едва читались контуры от снятых букв "Linja autoasema". Оказывается старый автовокзал был всего в 300 метрах от нынешнего:



А башня со шведской стороны оказалась и вправду башней. Водонапорной :)
Тем самым она пополнила мою коллекцию фотографий водонапорных башен:



Рядом с ней еще пара относительно старых зданий. Одно из них вероятно являлось городской ратушей в прошлом, хотя достоверно об этом я не знаю. Сейчас кирпичное - самый дорогой отель Хапаранды, деревянное - самый дешевый. Стоят на одной площади. Выбирай по карману:







В сквере маленький памятник - сидящая женщина. На ее футболке написано Norrbotten. Кто-то положил ей цветы в руки. Наверное она символизирует собой лен Швеции, к которому принадлежит город Хапаранда:





А еще меня дважды обогнал грузовичок марки "Шевроле":



Впрочем, это была не единственная старая машина, встреченная мной во время прогулки:



На обратном пути около виртуальной границы мне попался вот еще такой памятник. Тоже что-то на тему мира и войны:











Посмотрев Торнио и Хапаранду я уехала в Кеми, откуда ночной поезд должен был увезти меня в Хельсинки. Конец путешествия неминуемо приближался.
В Кеми я думала быстренько пробежаться по городу, не рассчитывая особенно ни на что, просто зафиксировать в памяти и поставить галочку "я это видела" и скоротать оставшееся до поезда время на вокзале, но неожиданно получила от этой прогулки нечто удивительное.

Раньше в жж я уже писала про Йозефа Стенбека. Творчество этого талантливого финского архитектора заинтересовало меня после того, как я случайно увидела кирху его работы в Форсса. После Йоэнсуу и Котки я стала его узнавать. Потом был Приморск что в Ленобласти, и прекрасно сохранившаяся каменная кирха, выполненная в стиле северного модерна - это вообще самое замечательное, что я у Стенбека на сей момент видела. Само собой я интересовалась расположением прочих объектов, и слово "Кеми" задержалось где-то на задворках сознания. Наверное поэтому когда впереди появилась кирха, я посмотрела на нее и подумала - "А не Стенбек ли это?"



С этими мыслями я вошла внутрь. Там почти не было народа, только пожилой мужчина о чем-то разговаривал с женщиной примерное его возраста. Потом она попрощалась и вышла, и его взгляд обратился ко мне. Мы разговорились, и я быстро поняла, что он пастор. Это знание у меня возникло не от слов, которые он произносил, а от того, как он себя вел. Ощущение открытости и интереса к человеку, в котором не чувствовалось ни капли неискренности.
То, что я турист по мне читалось однозначно. Он спросил откуда, я ответила. Потом он дал мне буклет о храме, и наше общение переключилось на архитектуру. "Кто архитектор этого здания?" - спросила я. "Йозеф Стенбек". "О, я предположила это, когда увидела храм!"
С этого момента наш разговор перешел в качественно новое русло. Он удивился и как-то очень обрадовался что мне не просто знакомо это имя, а явно любимо. Я рассказала где и какие работы Стенбека я уже видела, а еще о храме в Ленобласти, а он стал рассказывать мне о внутренней отделке - где дуб, а где сосна, имитирующая дуб, потому, что дуб дерево дорогое, и кучу таких же милых мелочей.
Это был разговор, который наполнил меня каким-то внутренним светом и радостью, а потом мы попрощались, и я вышла на улицу, чтобы поглядеть на храм со всех сторон.













Еще до меня вдруг внезапно, когда я смотрела на вывеску "Центр здоровья", дошло, что когда финны говорят "terve", это значит не просто "привет", а все, как и у нас - пожелание здравствовать.

Что дальше показал мне Кеми?
Еще одно здание дореволюционной постройки:



Камень с резьбой у входа в центр искусств:



Фонтан с рыбами:





Потом я вернулась к зданию ж.д. вокзала, и уже в зале ожидания коротала несколько долгих часов до поезда, казавшихся мне вечностью.







Предыдущие записи по теме:

Часть 01: Вступление
Часть 02: Детали технической и финансовой стороны поездки
Часть 03: Из Санкт-Петербурга в Нарвик, кемпинг Нарвика
Часть 04: Из Нарвика в Å, на край Лофотен (1ая ночевка на архипелаге). Из Å к Reine (2ая ночевка)
Часть 05: Из Reine на пляж Bunes (3я ночевка на архипелаге)
Часть 06: С пляжа Bunes на пляж Horseid через перевал, возврат в Reine (4я ночевка на архипелаге)
Часть 07: Из Рейне в Рамберг и далее в направлении Фредванга (5ая ночевка на архипелаге)
Часть 08: Во Фредванг, кемпинг Фредванга, пляж Квалвика, полночное солнце (6ая ночевка на архипелаге)
Часть 09: остров Вествогёй, музей викингов в Борге, переезд в Кабельвог (7ая ночевка на архипелаге)
Часть 10: Хеннингсвер, картинная галерея Лофотен, пляж Рорвика (8ая ночевка на архипелаге)
Часть 11: Хеннингсвер, галерея Лофотен: художники и картины
Часть 12: Назад в Нарвик, музей IIой Мировой
Часть 13: Поезд из Нарвика в Лулео, автобус в Хапаранду, ночевка в Хапаранде


Продолжение следует.
Tags: Йозеф Стенбек, Норвегия, Финляндия, Швеция, мои фотографии, странствия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments