Следующая запись | Предыдущая запись

Три человека из всего состава по итогам тренировочных выходов решили наверх не ходить. Они остались в базовом лагере и готовили чай тем, кто спускался.

Остальных руководитель похода разбил на две группы (большую и маленькую): тех, кто идут быстрее и тех, кто идут медленнее. Вторые выходили на час раньше первых. Во второй группе была я. Я могла идти быстрей, но принципиально не хотела, потому, что на адаптационных выходах вверх поймала для себя тот темп движения-дыхания, который позволял мне вообще не останавливаться для отдыха. Это меня всем устраивало, потому, что когда я вхожу в удобный мне ритм, то могу держаться в нем очень длительное время. Впрочем останавливаться мне пришлось неоднократно и подолгу - чтобы ждать второго участника, темп с которым не совпадал настолько, что в ожидании я начинала замерзать. Инструктор нашей группы шел в одном темпе с задним, потому, что в самом начале движения, когда он отправил первым того, кто идет медленнее всех, и сам пошел на замке, то мы очень быстро стали терять верный курс движения и тропу. Поэтому он сказал идти первой мне. Но обо всем по-порядку.

Итак, хроника восхождения:

Старт был в 00.30.
После того, как стало ясно, что нас уводит с тропы вправо, инструктор поменял очередность в группе, сказав мне идти первой. Так мы прошли самый пологий участок самого края ледника, где по промытым в фирне руслам бежит множество речек. К ночи все это подмерзает и почти нет звуков несущихся потоков. Этот участок мы прошли довольно равномерно, но он довольно полог. Потом тропа стала читаться однозначно, и с нее уже нельзя было уйти ни вправо, ни влево, одновременно начался первый взлет. Когда минут через 10 подъема я обернулась, то увидела, что выше их метров на 15. Впрочем все мы были в расстоянии хорошего визуального контакта, и я не стала останавливаться чтобы подождать, тем более, что инструктор крикнул мне "Оля, иди". В общем до скал Ленца нет никакой возможности свернуть или уйти куда-то не туда, тропа протоптана очень основательно. Я и пошла.
В какой-то момент посмотрела назад - внизу шевелились огоньки - наша вторая группа и другие готовились выйти на гору.
Я шла, периодически оглядывалась. Расстояние между нами все увеличивалось. После очередного взлета я перестала видеть вообще все огоньки и встала на горе в полной тишине и одиночестве. Второй участник нашей группы отстал настолько, что их с инструктором огни не были видны из-за крутизны рельефа на данном участке, остальные подошли к первому взлету и перестали быть видны с этой точки.
Я решила подождать.
Ощущение, возникшее у меня в тот момент было фантастическим, пожалуй я помню его предельно четко, это чуть ли не самая яркая картинка со всего восхождения - я первая на горе в эту ночь. Впереди никого нет - только темные очертания вершин под луной и яркое звездное небо. Я выключила фонарь, чтобы в полной мере вобрать в себя этот момент. Под ногам вниз бездонная чернота. Ни огонька. Только огни дальних городов где-то на горизонте. Полное, безграничное спокойствие. Покой и свобода.
Однако стояла я так минут 10 и никто не появился.
Тут я что-то забеспокоилась. За них, ессно. Неужели они так сильно отстали. Включила налобник, продолжила ждать. 2 огня появились еще минут через 5. Метрах в 40 внизу. Я за это время успела призамерзнуть и пошла наверх. Снова оторвалась. В итоге под нижними Ленца подождала их окончательно, потому, что дальше одна идти настолько в отрыве не собиралась - не знала дороги, и мы туда не ходили. Глотнув у скал чая мы двинулись дальше в тройке.
К тому времени наша вторая группа и часть восходящих из других групп нас уже обогнала, и их фонари служили ориентирами куда идти. Поэтому, когда первый участник нашей группы снова попросил его обойти, я сделала это и уже понимала, как продолжать подниматься. Снова оторвалась.

Скоро сквозь темноту стало видно откуда ждать новый день и солнце:

Сфоткала и себя так, чтоб в объектив попала западная вершина:

Под верхними Ленца я увидела два статичных огня. Когда я туда дошла, то обнаружила двух участников нашей второй группы, ушедшей вверх. Приключилась горняшка, они собирались спускаться. Я остановилась, и мы все стали ждать руководителя нашей группы. тут я подумала, что вот, наверное и все, мой подъем закончен. Они добрались минут через 15. Было решено, что наш главный поведет их вниз. Что вниз пойдет и второй участник нашей группы даже не обсуждалось. Инструктор спросил меня что я думаю. Я ответила: "Вы руководитель, как скажете, так и будет". "Но ты хочешь вперед?". "Да". Он посмотрел на меня так внимательно и говорит: "Ты хорошо идешь, будь только аккуратна, хорошо?".
Я забрала у него рюкзак с чаем и перекусом и мы разошлись - они вчетвером вниз, я - вверх.

Я поднялась над скалами Ленца, и тут случился рассвет! Рассветная западная вершина, и солнце, выступившее из-за облака - это что-то!!!
Впрочем, как и небо с Млечным Путем до этого...

Стало круче. Вообще рельеф становится круче уже от нижних Ленца. Тропа ответвилась в сторону вправо - с этого места над скалами ленца можно уйти на седловину и на западную вершину.
Потом начался тягун, длинный и муторный, обрамленный скальными выходами по обеим сторонам. Впереди, в верхней его трети я увидела людей, нас обогнавших, трех из которых я опознала как участников нашей второй группы.
Я шла и считала. Не от какой-то необходимости - просто скучно бесконечно идти вверх, шаг за шагом, переставляя одну ногу за другой. Да и не легко в общем :)) Один ботинок в кошках - 2кг.
Счет рулит - он задает ритм, как и дыхание - так проще.
Впрочем физически сил и так хватало, и я была абсолютно уверена, что их хватит и до вершины. И мне было абсолютно спокойно одной.
Но когда до верхней трети тягуна добралась и я, в состоянии что-то поменялось. Внезапно, как по щелчку.
Еще на взлете изменения в самочувствии, я поняла - ага, вот оно! Здравствуй горняшка, добро пожаловать. Вот ты, оказывается, какая. 5200.
В теории я знала о ней все, на практике ничего. В особенности реакции своего организма, и как будет меняться самочувствие дальше - это самое главное. Мои личные ее симптомы выражались в двух фактах: болит голова и начинает тошнить. Других я так и не поймала. Дышать, что самое интересное, было также легко, сердце никак не отозвалось, голова не кружилась.
Я остановилась и приняла решение наверное еще до того, как остановилась. Оно было мгновенным и абсолютно лишенным любого сожаления. Идти вниз. Сзади никого в этот день больше нет, как оно будет развиваться у меня дальше я не знаю за отсутствием опыта, как, например, я буду спускаться, если поплывет координация, и когда это может произойти. Наверх с этой точки еще 1,5-2 часа ходьбы.
Пошла не по прямой, как вверх, а траверсами с плавным понижением. Крутизна склона в том месте будьте-нате. Оступишься и вперед как на санках, скалы Ленца, когда доедешь будут неплохим трамплином :)))
Решила - спущусь до нижних скал, сниму рюкзак, отдохну, выпью чая.

К низу тягуна вдруг осознала, черт, что это я, даже фотки не сделала. Жаль, поздняк, спустилась уже, но все же не критично. Достала фотик, немного поснимала.

Вверх:

Вправо:

Вниз:

Я - зеленая :) Даже через балаклаву видно:

За час спустилась до нижних Ленца, сняла рюкзак, откупорила термос.
Чая я, конечно, попила, после чего блевала под Ленцами только влет :)))
Однако, после этого мне стало ощутимо лучше. Может стоило сделать это сразу?

Сделала еще одну фотку себя любимой, уже не такую зеленую:

Посидела - пошла вниз. К базовому лагерю мне было уже почти хорошо. Правда ощущение выжатого лимона - о!, это тоже очень запомнившееся мне состояние. Выпила таблетку от головной боли и рухнула спать.

Все восхождение-спуск заняло у меня 9 часов 56 минут.
HR сред. = 135
HR max = 166.
сожгла 5160kcal

Выводы, к которым я пришла:

1) Весь опыт исключительно положительный. Получила очень много инфы о своем физическом состоянии и о том, в каких высот мой организм начинает выдавать реакцию на нехватку кислорода

2) Я все правильно делаю в плане тренировок, дальше работать, изучать методики и опыт других людей, выводить свою методику подготовки.

3) Индивидуальный график высотной адаптации. Двух таких дней мне мало. На тренировочных выходах обязательно за пятерку, неплохо было бы переночевать на Ленца, дней 5 - было бы самое то. Восхождение в след. раз начала бы от скал.

4) Проистекает из п.3 - есть ненулевая вероятность того, что для удобства доставки груза и заброски поехав с группой в след. раз, а они ходят на Эльбрус регулярно, наверх я пойду одна и адаптироваться буду по своему собственому графику.

5) Облегчать и совершенствовать снарягу.

6) Подумать, что на башку и шею - голова мерзла в шапке и капюшоне.

7) Расширить знания о горняшке - профилактика, механизмы развития, подавления, безопасное нахождение с ней на высоте, сколько можно продолжать подъем и т.д.

8) я туда все равно залезу :) и не только туда.

На этом о восхождении какбэ все :)

Предыдущие записи по теме:
Эльбрус: 05_Высотная адаптация_день 2
Эльбрус: 04_Высотная адаптация_день 1_На скалы Ленца
Эльбрус: 03_2ой ходовой день_К подножию горы
Эльбрус: 02_1ый ходовой день_Прогулка на "Грибы"
Эльбрус: 01_Заброска, поляна Эммануэля

Продолжение следует.

naiwen
Sep. 6th, 2014 10:31 am (UTC)
ты невероятно крута! И обязательно залезешь на самый верх!
inu_
Sep. 6th, 2014 11:09 am (UTC)
ой, спасибо :) Я очень буду стараться :)
63r
Jan. 10th, 2016 08:03 pm (UTC)
Эльбрус - это наша семейная мечта:) мы страстно хотим там побывать и подняться с подножия хотя бы до границы ледника, а вы такая молодец! я бы забоялся идти один. все посты про Эльбрус очень интересные и полезные, спасибо!