Еретик (heretic___) wrote,

(на старте)
+14С, облачно, сухо
Старт Гоcтиница "Astoria"
Финиш Гостиница "Thon Hotel Fosnavag"
Время старта (местное) 10-50
Пройдено за день, км 309
Пройдено за путешествие, км 4862
Краткий обзор

Очень насыщенный день. Мосты Атлантической Дороги, пещера Церковь Троллей, горный серпантин Лестница Троллей

Сам отчет о путешествии будет вестись в новом формате, который я для себя назвал "Журналом Веселые картинки": вместо того, чтобы писать рассказ и иллюстрировать его фотографиями, буду выбирать интересные фото и писать к ним текст. А то на эпистолярщину вечно времени не хватает... Итак, поехали

ПРИ КЛИКЕ НА ФОТО В НОВОЙ ВКЛАДКЕ ОТКРОЕТСЯ ОРИГИНАЛ

Я не люблю стереотипы, но это - исключение из правил: я твердо убежден, что такая фотография должна быть в портфолио любого человека, который думает, что имеет отношение к автотуризму.
Шоссе Atlantic Road, "Атлантическая дорога", проложено относительно недавно, в 1989-ом, но почти сразу стало одной из визитных карточек Норвегии. Шоссе короткое, менее сорока километров. Но восемь из них связывают мостами несколько мелких островков, и делают его уникальным. Когда проезжаешь эти острова, чувствуешь себя пущенным по воде "блинчиком" - с острова на остров, как по воде, шлеп-шлеп-шлеп. Знаки ограничения скорости здесь вообще не нужны. Все машины, даже местные, едут медленно - пилоты и пассажиры любуются открывающимся видом.
Один из центральных мостов (тот, что на фото) сделан в интересах судоходства довольно высоким. Но всемирно известным его сделала не высота, а его форма - с определенного ракурса он кажется уходящим прямо в небо. Может, по нему отправляются в Вечность души автотуристов? :-) Неромантичные норвежцы прозвали его "пьяным", за что им от меня откровенное "ну как так можно?"

У Куськи теперь такое фото есть :-) Честно заслужила.
С одной стороны Atlantic Road собственно, Норвегия. С другой - Норвежское море. Что это такое - нормальному человеку, далекому от гидрографии, понять трудно. У нас на родине его причисляют к Северному Ледовитому океану. Во всем остальном мире - к Атлантическому. Но в любом случае, ветер с моря дует не детский и холодный, поднимая вполне приличные волны. А еще он приносит запах новых путешествий - в Исландию, Гренландию и на Аляску :-)
Ольга решила, что кидать монетку в море, "чтобы вернутся", это не круто. И посеяла тут "на память" свой телефон, что обнаружилось уже вечером, когда, разумеется, возвращаться было уже поздно. Вот уж воистину - героиня анекдота про русского, который, будучи заперт в абсолютно глухой комнате, один из вверенных ему металлических шариков "сломал, а второй куда-то про@бал"

Ну а теперь - немного мистики. И клянусь, что все рассказанное ниже - правда и ничего, кроме правды.
В 2009-ом мы приехали к Atlantic Road уже поздно и довольно сильно уставшими. Если честно, сваляли дурака по неопытности: были уверены, что без проблем найдем вечером какой-никакой ночлег. Ан нет - ни кемпинга, ни домика, ни комнаты внаем мы так за последние километров пятьдесят и не нашли. Погода и ландшафт никоим образом не способствовали ночевке на пленере в палатках. Ну что делать, неприятно, конечно, но вырисовывалась единственная перспектива: встать где-то в укромном месте и ночевать в машине.
Так что по мостам мы проехали, почти не глядя по сторонам, пообещав себе вернуться на следующее утро и со свежим восприятием их осмотреть. Свернули под крайний мостик на крохотную парковку, в то время совершено пустую. И заснули, как и сидели: я на водительском, Лешка на пассажирском, Кирилл, как самый габаритный - на заднем.
Ночевка получилась та еще. Неудобно, спина затекает, не повернуться. У меня еще и руль с педалями в придачу. Вся ночь прошла в коротких моментах, когда все-таки удавалось заснуть, с последующим пробуждением, переворачиванием, и попытками заснуть снова...

И хотите - верьте, хотите - нет, но в одно из этих засыпаний, приснился мне короткий сон, который я запомнил очень отчетливо. Как будто стою я в каком-то абсолютно темном помещении, а некоторый Голос мне очень раздраженно говорит (как будто я его долго и нубно перед этим о чем-то упрашивал): "Да дочь у тебя родится, дочь! Викторией назовешь!" ну и дальше как-то я понял, что разговор окончен. Проснулся - удивился этому бреду. Во-первых я всегда был уверен, что у меня будет сын и только сын. Во-вторых, мы с Ольгой только начинали думать о детях.
Ну это мы. А получилось так: в Норвегии мы были в начале Мая, а в середине лета я вернулся из командировки и Ольга показала мне те самые заветные две полоски. На тебе. Потом выяснилось, что будет дочь. Я уже реально напрягся, вспоминая это сновидение. Но все-таки решил, что ерунда это все - мы решили дочку назвать Дашкой. Но вот появился на свет детеныш, и позвонила мне Олька из роддома и сказала: "Ну не могу я ее Дашей назвать. Не Даша она". Посмеялись, я напомнил про этот сон и говорю - может, Вика? А что, говорит жена. Даже на Вику она больше похоже, чем на Дашу. Короче шутки-шутками, а вы знаете, чем дело закончилось :-)
Так что вот мы с дочкой Викой на том самом месте, где когда-то случился пробой в реальности и мне ее напророчили. Единственно, что тогда не сообщили - какое это счастье! Дочка. Вика. :-))

Ладно, хватит сантиментов! Тем более, что следующая страничка этого дня не сентиментальная, а чуть ли не героическая :-)
Я люблю полазить по чужим отчетам, даже отправляясь в хорошо знакомые места. Это временами помогает не пройти мимо чего-то интересного. Вот так и в этот раз - совершенно случайно я напоролся в Сети на упоминание про "Пещеру Троллей". Это очень небольшая, но крайне живописная пещерка совсем рядом с Atlantic Road.
Вообще, место какое-то странное в смысле его туристической раскрученности. То есть в начале тропы, ведущей к пещере, есть специальная парковка, на ней - информационный щит, маршрут в первой и последней трети отмечен маркерами. Но если об этом всем не знать - проедешь по трассе и не заметишь.
Кстати, маршрут официально отнесен к "синей", то есть ко второй по сложности, категории. Специальной подготовки не требует, но маленькие дети уже могут не осилить. Прочитав об этом, я мысленно почесал в затылке, мы переобулись (да, у меня есть другая обувь, не только "казаки") и пошли.
Тропинка почти сразу полезла в гору. Причем как таковая, она пропала - мы двигались по каменистому руслу пересохшего ручья. Ни разу не легко

Я не из тех, кто любит красоваться и преуменьшать трудности пройденного. По-моему, это какие-то комплексы. Боязнь того, чтобы кто другой не сказал: "Да что там сложного - легкотня!" А я честно скажу: маршрут для человека, не занимающегося регулярно спортом, тяжелый. В лесу мало того, что по камням надо скакать, так еще и душно; потом лес сменяется зарослями кустарника, куда ни глянь - сплошные ветки. Именно тут Куська стала (единственный раз) поскуливать. Мол, тяжело и скучно. Я не мог не согласиться: с меня пот тек градом, Олька постоянно просила остановиться, перевести дух. Но пришлось улыбнуться и сказать что-то очень нравоучительное, типа "все интересное в жизни дается через труд и пот". Не знаю, что из этого ребенок усвоил, но мы пошли дальше.
Дальше, кстати, стало попроще. И дело не в самой тропинке, а в смысле обзорном. Слева весело забулькала крохотная горная речушка с перекатами и водопадиками. Кусты поредели. Мы получили возможность полюбоваться видами, умыться и утолить жажду прекрасной чистой, хотя и совершенно ледяной, водой. Кстати, как раз тут вниз спустилась большая группа туристов, человек тридцать. Я обрадовался. А то на стоянке было много машин, а толкаться в пещере с кем-то не хотелось совсем

Все таки настрой - великая вещь! Куська после моей агитации, а скорее - просто от того, что теперь слева была интересная речка, поскакала вверх горным козленком, не догонишь! А когда тропинка вывела к скальнику, по которому кто-то скинул веревки с узлами - помогать себе при подъеме, ребенка вообще стало не удержать.
Кстати, скальник так себе, противный. От речки летела мелкая водяная пыль, он был сырым и скользким. Между валунами была влажная глина, которая тоже не способствовала нормальному сцеплению ботинок с камнем. И, судя по характерным следам, наши предшественники тут во-всю скользили. Но нас пронесло.
И, да, тут же мы встретили забавную группу - старика со старушкой и ведущих их экскурсовода. Елки! У нас такие только на лавочках у подъезда сидят, а эти - вон куда забрались!

Фото называется "Уфффф... добрались" Все таки 3 км по такой дорожке - это повод сказать себе, что ты молодец. У входя в пещеру мы встретили спортивного мужичка лет пятидесяти, который обогнал нас в начале подъема. Он уже слазил в пещеру и собирался обратно. Глянул мельком на Куську, шевельнул бровями и вполголоса сказал в мою сторону: "Very good... strong girl!" Ну я просто почувствовал, что мне орден перед строем вручили :-)
Еще тут была какая-то странная парочка. Когда мы пришли, они топтались у входа в пещеру. Когда мы полезли внутрь - двинули следом, почти наступая нам на пятки. Но дойдя почти до конца, на водопад любоваться не полезли, а тут же повернули назад. Чего было ноги ломать - не понятно.

Ну, что. Я надел предусмотрительно захваченный налобный фонарь. Куська включила свой - маленький, сувенирный, подаренный ей на ресепшене одного из кемпингов. И мы гуськом пошли внутрь.
Пещерка, надо сказать, в этом смысле странная. Она совершенно не туристическая. Нет, вы не подумайте - я не прошу сровнять тут все и залить бетоном дорожку. Даже свет не надо проводить. Но хоть цепи-перила можно было кое-где протянуть? А то в некоторых местах там так: по дну течет неглубокий, но все-таки точно по щиколотку, ручей, справа навалены глыбы. Идти по ним можно, только если кто-то (угадайте - кто), влез в эту ледяную воду, подает вам руку и подсвечивает - куда наступать ногой. Потолок в пещере более чем достаточной высоты, но я однажды крепко приложился. Хотя это оттого, что больше светил девчонкам, чем смотрел наверх.
Сама пещерка небольшая, в длину не более ста метров, но изломанная. Я бы сказал - в форме арийской руны "зиг".
Кстати, это не одна пещера, их тут несколько. Но мы в другие не полезли - в одной вообще нет водопада, в другой мне показалось не так живописно. Может, зря. Может, в следующий раз

Короче, мы лезли внутрь. За поворотом тьма накрыла кромешная - спасибо тем, кто написал, что без фонарей тут делать нечего. Плюс еще резко почувствовалась погребная сырость, запахло мокрым камнем, стало весьма прохладно. Куська крепко вцепилась в меня, все таки в первый раз в таком месте. Я вел ее за собой, веселым голосом говоря, что вот... еще чуть-чуть...
И тут я действительно увидел это "чуть-чуть". Из-за очередного валуна показался дневной свет, и в прорезях нагроможденных обломков скал я увидел и услышал его - водопад Церкви Троллей. Единственное, что пришло в голову, и что я тут же озвучил, было "не зря шли"
И действительно - не зря! Ход упирался в естественный колодец, на дне которого был бассейн с потрясающе чистой, какого-то особенного цвета, водой. А сверху, с высоты четырнадцати метров, величественно и тяжело падала вода...

Мы вдоволь полюбовались этим чудом, стоя плечом к плечу на маленькой площадке рядом с "бассейном". Пока девчонки фотографировали, я лихорадочно решал вопрос - лезть купаться или нет? Вроде собирался. Да и народу никого (та самая парочка, как я говорил, сразу повернула назад). Но после подъема я уже остыл, а в пещере было ни разу не жарко. И все-таки я решился. Попросил Куська отвернуться, быстро скинул одежду на руки жене, смотревший на меня, как на сумасшедшего (это у нас нормально, типа комплимента :-)) и полез в воду.
Вода показалась мне даже не ледяной, а какой-то переохлажденной. Я бы не удивился, если бы от моей ноги к краям озерцо ты тут же покрылось льдом. Внутри поднялась мысль - надо бегом, а то решимости не хватит. И я "побежал". Ну то есть как? До водопада было два широких шага, но тут были острые камни, так что я каким-то полуприседом проковылял шагов пять.
И попал в него.
Описать ощущение невозможно. Нет, у меня есть опыт купания в горных водопадах, но в каких-то других, видимо. Там можно было терпеть и ледяную воду, и то, с какой силой она по тебе лупит. А тут - нет! Дыхание не то, что перехватило, а как бы сказать... у организма пропала такая функция, как дыхание. Плюс еще струи водопада реально очень больно били по телу, особенно гулко отдаваясь в голове. Короче, не получилось у меня красивой фотосессии :-))
Я лихо метнулся к берегу, не проведя под водопадом и пяти секунд :-)) И все-таки оно того стоило! Какое это было удовольствие - стоять на камнях, вытираться специально прихваченным для этого полотенцем, и понимать, что ты все-таки сделал это! "Крещение" в купели Церкви Троллей! Ну здорово же, а? :-)

Обратно мы спустились как-то весело и незаметно. Видимо, внутренний "шагомер" уже прикинул расстояние и настроил внутренние системы. Кстати, на том самом скальнике мы встретили группу азиатских туристов, резво поднимающихся вверх по склону. Нам повезло посетить пещеру аккурат между двумя волнами туристов!

Дальше у нас в этот день по плану был осмотр достопримечательностей "с колес", что экипажем было воспринято очень одобрительно. Ибо находились мы на сегодня более, чем достаточно. Итак, мы взяли курс на "Лестницу Троллей"
Если честно, я ехал туда без вдохновения. "Лестница" - это горный серпантин, фото которого выкладывает каждый первый, прокатившийся по Норвегии. Да и что серпантин? Хотите серпантинов - поезжайте в Черногорию. Или Швейцарию. Обещаю, мало не покажется. Но место это для Норвегии знаковое, да и в целом было по пути. Плюс это был должок с прошлой поездки, в Мае 2009-го эта дорога была закрыта, на ней еще лежал снег. Когда я разглядывал эти места на картах, мне бросилось в глаза еще одно местечко, чье название, что называется, "на слуху". Это Стена Троллей. Здоровенная отвесная скальная стена, мечта скалолазов и бейсджамперов. Кстати, многие из них свернули себе здесь шею, подняв тем самым мрачный престиж этого своеобразного аттракциона. Должен признаться, мне показалось, что дорога к Лестнице проходит мимо Стены. Ошибся - на Стену есть свой собственный отворот. Если честно, ни разу не жалею по поводу этой своей невнимательности. А пока я ошибочно принимал за Стену Троллей те скалы, что видны на фото за нашими спинами

Вот она, Лестница Троллей. Узкий зигзаг, поднимающийся вверх, едва заметный на фоне гор. Но мы на нее как-то поначалу и не обратили особенного внимания. Мы во-всю смотрели на водопады, хотя казалось бы, повидали их уже немало и могли привыкнуть.
Нам, конечно повезло - мы попали на активное таяние снегов, и все водопады "работали на полную мощь". Очередной раз, когда человеческие технологии бессильны и совершенно не в состоянии передать все великолепие этой картины. Возможно, в скором времени появятся какие-нибудь 3Д фото со звуком, тогда - да. А пока вам придется просто поверить на слово, зрелище захватывающее. Не забудьте добавить к этому шум стремящейся вниз массы воды... Это реально здорово!

Вот слабая попытка передать атмосферу того места. Но... не то :-(( Надо увидеть все своими глазами, извините за банальность

Налюбовавшись всей этой красотой снизу, мы сели в машину и стали подниматься вверх по Лестнице. Движение, как и на Атлантической Дороге, было очень медленным, и знаки ограничения скорости здесь были совершенно не при чем. Хотелось останавливаться после каждого поворота...

Поднимаясь все выше и выше (кстати, с точки зрения вождения - ничего особенного, нормальный серпантин такого рода; только с автобусами разъезжаться не совсем приятно), мы добрались до самого верха. Оказалось, что поток, питающий один из основных водопадов, наверху "облагорожен": его русло выложили этими широкими "ваннами". Проходя их, вода сливается в один рукав и падает в пропасть...
Здесь особенно заметно, какой необычный, интенсивно-голубой цвет у этой воды. Причем это ее натуральный цвет, он не вызван какой-то голубой облицовкой "ванн"
От туристического центра, который виден на фото, проложены несколько смотровых дорожек, выводящих на площадки со стеклянными стенками, не мешающими обзору.

Вот он, классический вид на Лестницу Троллей с одной из таких площадок. Маленький однопролетный мостик, который мы фотографировали до этого снизу вверх, теперь далеко под нами.
Короче, это место безусловно рекомендуется мной к посещению. Не ради самой Лестницы Троллей, но ради тех стен, по которым она проложена.

В этот вечер мы должны были доехать до островка Рунде, и заночевать там в палатке в кемпинге. Но погода опять стала портиться, и идея о палатке отпала. Мы немного помучили Букинг и нашли отличную гостиницу неподалеку, в городке Fosnavag. Добрались до него уже заполночь и завалились спать, переполненные впечатлениями

Все фото этого дня лежат здесь