Еретик (heretic___) wrote,

11 Августа, Вторник
пройдено за день: 397 км
всего за путешествие: 3060

В отличии от предыдущих дней, когда я в основном говорил о городах, этот почти полностью посвящен природе. Да какой!! Про себя я называл его "Два водопада". Я в кои-то веки возьму на себя смелость рекомендовать всем читающим залезть по ссылке, приведенной в конце этого поста, на Яндекс-фото и посмотреть все фотографии этого дня. Ибо такую природу невозможно испортить даже моим антагонизмом к фотографированию. А также - на официальный сайт заповедника Плитвицкие озера, там профессиональные фото и обзорное 10-минутное видео (ссылка есть в самом посте). Да, кстати, я многие фото в этой поездке дублировал и на фотоаппарат и на смартфон, ибо кто из них заглючит, я не знал, вероятность глюков была, а терять фото вообще – очень не хотелось.

Итак, Мостар. Город, про который я вообще ничего до этого не слышал. Но город симпатичный, правда немного слишком туристический. Название не то происходит, не то и означает Старый Мост. Тот самый, который планировалось осмотреть. Мост вроде соединял христианскую и мусульманскую части города, поэтому всеми рассматривался, как символ мира и добрососедства. Именно поэтому во время недавней войны по нему прицельно лупили из танков. Мост выдержал более 70 (!!!) попаданий, после чего все таки рухнул в реку. После заключения мира, Мост было решено восстановить. Причем для преемственности водолазы подняли со дна реки множество фрагментов того, разрушенного. И эти фрагменты были использованы при реконструкции.

Проснувшись по утру, я обнаружил в своем номере аж два балкона и немного с них полюбовался пейзажем. Да, фонарный столб мешает, но спиливать его для одного фото мне показалось нелюбезным по отношению к хозяевам

Далее хотелось сфотографировать мост в пейзаже. Для этого пришлось расплатиться, сесть за руль, с одной узкой улочки свернуть в еще более узкую и упереться в местный рынок. Оставил машину просто поперек всего, включил аварийку, широким жестом обозначил, что я на пять минут и пошел любоваться. А что? Очень красиво. А во времена, неизбалованные изящной архитектурой так и вообще смотрелся шедевром. Да, и лицо у меня не «недовольное», а сощуренное от света – забыл натянуть любимую бейсболку

Мост вблизи. Кстати, у местной молодежи есть своеобразный спорт – прыжки с моста. То ли они так мелочь из туристов добывают, то ли перед местными красотками красуются – не знаю, при мне не прыгали. Но пишут, что мало того, что мост высокий, так еще и речка мелкая и вода ледяная в любое время года. Так что вид спорта небезопасный.

А вот вид с Моста на город. На мой взгляд, колоритно.

Мимо этого банкомата я не мог пройти. Очень, как теперь принято говорить, «мимиммишно». Если кому не видно, на бумажке написано: «NO MONEY, SORRY!»

Ну и хватит о городах! «За мной, читатель!» На природу, к водопадам!

Что особенно приятно в автопутешествии – так это абсолютная свобода действий. Никто тебя не подгоняет и никто не заставляет оставаться там, где тебе не нравится, больше необходимого. На боснийские водопады Кравице я отводил себе полчаса, прочитав в Сети, что они небольшие и компактные. Я провел там по факту около двух часов и не жалею ни об одной минуте.

Вот они, вид сверху, от парковки. Дальше – либо пешком, либо за денежку. Деньги не вопрос, но захотелось размять ноги. Повинуясь какому-то странному позыву, я взял в руку шорто-плавки. Очень это я правильно сделал.

Спускаемся вниз. По фото кажется, что далеко, но на самом деле – минут десять. И видим вот такую красотищу:

Причем, хочу вот на что сразу обратить внимание. Все мы знаем, что водопад – это когда речка течет по скалистому руслу, а скала вдруг «ой, все!». Но посмотрите внимательно на эти водопады: слой почвы, располагавшийся ближе всего к краю скалы, с которой падала вода, стал потихоньку сползать с нее. Ну, как челка со лба. Какая-то часть земли вымывалась, но эта «челка» продолжала спускаться вниз, держась силой корневой системы растений. И вода теперь падает вниз через эту «челку» - правда, не так стремительно, но зато пропитавшись запахом леса и горячего солнца. Вообще, какой-то полинезийский пейзаж, по моим представлениям

Спустившись вниз, я с разочарованием обнаружил, что место это не только туристическое, но даже пляжно – туристическое. На теплую мелкую воду и окружающую живописность съехалось немало народу… Я расстроился, но потом присмотрелся. Основная масса туристов роилась возле пляжика и ресторанчика. Там совсем рядом падают несколько потоков, так что есть, где пофографироваться.

А у дальней «стенки», что на фото за моей спиной, народу очень мало. Приободренный этим открытием, я переоделся в шорты, оставил небольшой кулек с пожитками под присмотром седоватого бармена и уплыл туда, где меньше народу. При ближайшем рассмотрении все оказалось еще лучше. Несколько больших валунов как ширма отгораживали водобои от взглядов остальных людей. А чтобы забраться под тамошний водопад пришлось даже немного напрячься – камни там скользкие, течение воды сбивает с ног, временами от водяной пыли не продохнуть. Зато результат окупился сторицей!! Я подставил спину под мощный поток воды, который немилосердно стал ее дубасить, а я постанывал от удовольствия, подставляя под струи то одни, то другой бок. Потом, когда тело загудело от подобного массажа, я скользнул ближе к скале и стал любоваться невиданным доселе зрелищем – как мир отделился от меня дрожащей водяной завесой, пронизанной Солнцем. Так я и игрался с водопадами. Долго, минут сорок. Пока совершенно изнеможенный и разнеженный, не решил, что, пожалуй, хватит. Кстати, чтобы дать вам представление о силе падающей воды: я попробовал поднять прямую руку от колена вверх через водопад. Пришлось приложить такое усилие, что еще пару часов потревоженные связки гудели, как будто я их растянул на тренажере.

Немного обсохнув, я в прекрасном настроении поднялся вверх, к СВ и в этом знаковом месте налепил на борт очередной шильдик с флагом Боснии и Герцеговины.

Через десяток-другой километров уже была граница, и Хорватия. Опять таки, граница заняла от силы пять минут. Я поинтересовался – правда ли, что нужно регистрироваться в полиции? Ну, разумеется – ответил мне пограничник. «Вот не было печали» - подумалось мне, но поскольку у меня было еще 48 часов, выкинул эту ерунду из головы. Мне предстояло проехать хороший кусок по Хорватии и осмотреть Плитвицкие озера – как свидетельствовали фотографии, найденные в Сети, просто что-то невероятное по красоте.

Но сначала была дорога. Просто посмотрите, какая прелесть

Проехать 300 км по такой дороге - это не труд, это наслаждение. Горы никогда не примелькаются, за каждым поворотом открываются новые, захватывающие виды, и сам наполняющий салон воздух полон ароматами нагретых камней и незнакомых растений.

При подъезде к Озерам меня несколько напрягло то, что по обеим сторонам и без того неширокой дороги были бампер к бамперу припаркованы десятки автомобилей. Места на парковке у них нет, что ли? - напрягся я. Но место на парковке как раз было, но платное. Если честно, абсолютно не хотелось выезжать обратно и искать, где приткнуться в длиннющей веренице охотников до халявы. Да и время было уже к четырем дня. Так что я припарковался, кинул в рюкзак бинокль и бутылку воды и пошел в сторону кассы. На стенке и вообще везде, где можно, были нарисованы предлагаемые маршруты. Они различаются по длине и, соответственно, по времени прохождения. Я выбрал себе маршрут "C" на 8 км. Девочка на кассе посмотрела на меня с сомнением и сказала, что парк закрывается в 9 вечера и я могу не успеть. 8 километров за пять часов не успеть?! Только если в инвалидной коляске и одной рукой. Вот карта маршрута с официального сайта

Маршрут С.jpg

Маршрут начинается там, где ВХОД №1. Ты проходишь от кассы несколько десятков метров и замираешь, увидев вот это:

спускаешься по очень извилистой дорожке, напоминающей горный серпантин, постоянно отрывая от нее взгляд, чтобы посмотреть на открывающуюся панораму озер с потрясающе бирюзовой водой

далее сворачиваешь с основного маршрута направо, по указателю "Большой водопад". Он прекрасен

любоваться им можно очень долго... Единственно, что отравляет жизнь - коллеги по цеху, туристы. Тут, в самом начале всех маршрутов, их особенно много. Эти вездесущие мелкие японцы со своими селфи палками, эти неповоротливые громоздкие немцы, эти, мать их, соотечественники с криками "Наааадь! Да наааадьбля!! Сфоткай меня, прикинь я щас на эту хрень залезу!" Много родителей с колясками - а дорожки здесь выложены стволами небольших деревьев, так что коляски подпрыгивают и раскачиваются, маленькие дети орут (я их понимаю прекрасно!). Короче, всем совет на будущее - приезжайте рано утром на открытие парка, пока еще большинство народу спит, и будет вам счастье!

Но все равно то, что ты видишь по сторонам, стоит того.

Водя потрясающая. Этот невозможный бирюзовый оттенок, эта прозрачность, эти стайки рыб, суетящиеся у самого берега! Непередаваемо, честно. Вообще, эти озера - как расположенные одна за другой на ступеньках лестницы тарелки. Вода переливается из верхней ниже, ниже и ниже. Поэтому здесь очень много водопадов различной высоты и постоянный шорох льющейся воды.

тропинка выводит к пристани, откуда регулярно отходят паромы - на карте виден их маршрут. Тут последнее испытание для мизантропа. В ожидании парома туристы тут накапливаются и роятся в специально построенных для них кафе. Пиво, шум, столпотворение. Надо встать к этому муравейнику спиной и смотреть на озера - это помогает. Хорошо, что паромы отходят регулярно и снуют туда-сюда очень резво. Мне так вообще повезло: я был последним в очередной партии туристов, а не первым в следующей, как это обычно бывает :-)

Путешествие на кораблике занимает от силы полчаса. А дальше - вообще все прекрасно. Основная толпа народу сваливает в направлении выхода номер два, и на маршрут встают более подготовленные и более малочисленные компании (великий русский язык - "более малочисленные"). Тут вокруг озер уже ведут грунтовые тропинки, только на подъемах облагороженные досчатыми настилами. Тропинки эти проложены таким образом, что сначала тебя выводит на панораму очередного озера

а потом ты обходишь его и проходишь мимо водопада, это озеро образующего

рыбы полно и тут. Причем, в основном это мальки сантиметров по пять-семь, но заплывают и такие экземпляры, которые каждый был бы не против увидеть в тарелке. Ну а вода - она и тут, как в сказке

вот на этом месте я не удержался. Прошел по настилу вверх, подальше от туристов, лег на пузо и, черпая горстью, вволю напился этой воды. Еще все время прогулки по озерам меня не покидала мысль о том, как удачно, что утром я вволю наплавался под такими водопадами. А то меня так и тянуло бы искупаться здесь - но на Плитвицких озерах купание запрещено.

Вот, пожалуй, и все. Очередной виток тропинки вывел наверх, на остановку местного шаттла, который и довез меня почти до парковки СВ. "Почти" - потому, что пришлось еще немножко потопать пешком, бросая прощальный взгляд на озера:

Фото для памяти и наглядности:

Я обогнул большую, голов в тридцать, группу русских туристов, делая вид, что не понимаю их варварского наречия. Купил магнитик в сувенирном, сел за руль и проехал несколько километров да заранее облюбованного кемпинга

Отдал на ресепшене паспорт, спросил - как быть с регистрацией. Девочка разъяснила, что они сами снимут копию с моего паспорта и отошлют ее в ближайшее отделение полиции - мне ни о чем беспокоиться не нужно. Обрадованный, я прокатился по кемпингу, выбрал местечко у кромки леса, но с электроснабжением и разбил палатку. В этот вечер я позволил себе небольшую слабость: не скал кашеварить сам, а пошел и поужинал в местном ресторане, весьма неплохом (если не брать во внимание забывчивых и не сильно расторопных официантов). После ужина я еще часик посидел, потягивая местное пиво, и глядя на все ярче прорисовывавшуюся надо мной картину ночного неба. А еще потом дошел до палатки и уснул без задних ног, с четким осознанием того, что это был один из самых насыщенных и интересных дней за весь этот отпуск

Вот ссылка на фото, размещенные на официальном сайте заповедника Плитвицкие озера Видео - на той же странице, ссылка слева

Все фото этого дня лежат здесь