Около десяти лет назад мне сказали фразу, которая меня очень задела: "хороший человек - не профессия". И у меня складывается ощущение, что все эти годы я так или иначе пытаюсь опровергнуть это утверждение уважаемого мной человека.
Началось все с замечательной серии книг Deadline, в которых хорошим людям уделяется достаточно много внимания. Затем собственный опыт показал, что вокруг хороших людей собирается дружный и сплоченный коллектив, который скорее намерен работать работу, чем играть в подковерные интриги. Иногда достаточно было просто присутствия хорошего человека, не взирая на его работоспособность. То есть, оценивая ситуацию даже в материальной выгоде - наличие хорошего человека в команде увеличивает реальный выход продукта команды, порой в несколько раз ускоряя процессы и сокращая затраты на проект намного боьлше, чем зарплата хорошего человека.
С другой стороны, хороший человек должен работать. Это важно. Пусть с самой низкой производительностью, но он должен быть частью команды, понимая суть работы и не отвлекая от работы других. Как только хороший человек начинает думать, что его профессия - хороший человек, он перестает быть хорошим человеком, а начинает мешать процессам, становясь скорее тормозом, чем катализатором. Это очень интересный парадокс, на который стоит обратить внимание в будущем.
Сейчас очень модно говорить про
EQ. Наверное, хороший человек - это человек с высоким EQ, но не обязательно лидер. И я уверен, что в любой команде для успеха должен присутствовать как минимум один такой хороший человек. Вопрос только в том, как его найти или воспитать в своем коллективе, особенно в современных условиях, когда все меняют работу раз в несколько лет. Отследить влияние конкретного человека на команду становится очень сложно, значит нужно искать другие способы выявления таких людей.
И да, хороший человек никогда не заменит правильно построенной работы, нормальной постановки задач, удовлетворительных условий труда и жизни. Но он всегда позволит избежать развала команды или хотя бы сильно замедлить процесс. Хороший человек - это необъятная сфера для изучения в рамках управления персоналом. Вот только при нынешнем бесструктурном подходе ко всему в подавляющем числе компаний, хорошие люди не нужны, они только мешают управлению хаосом.