Обобщение, классификация, четвертый лишний
По просьбам.
С методической точки зрения в этой теме есть две разные задачи и, соответственно, разные варианты ответа.
Первая задача основная - это жесткая классификация. Тогда всё должно быть в рамках "обобщения-классификации", с одним верным вариантом ответа. Нужно уметь объединять предметы по разным общим признакам (цвет, размер, форма и т.д.). Знакомые многим игры "Логический поезд", "Дуо" - тоже на эту тему. Затем, на основе умения объединять, хорошо видно то, что не подходит (лишний объект).
Необходимо правильно, внятно, немногословно объяснить ребенку сам принцип. Малыши сначала просто слушают ваш короткий ответ-объяснение, потом начинают сами показывать и называть лишний объект с _вашим_ последующим объяснением. Старшие дошкольники, приобретя определенный опыт, понимая алгоритм, думают, формулируют точный ответ и объяснение уже сами.
Распространенные ошибки:
- ждать правильного и точного ответа от ребенка, не научив его этому;
- некорректность задания, когда возможны разные варианты ответа.
Вторая задача направлена на развитие креативности. И задача другая, и ответы другие. Лишним может быть любой объект из четырех, необходимо только найти обоснование. Это задача второго уровня. Тоже нужно сначала ребенку всё объяснить, показывать на самых разных примерах. Когда он поймет, то сможет искать уже свои объяснения-обоснования.
С теми, кто только начинает делать такие задания, не стоит смешивать две задачи сразу, сначала необходимо решить первую.
С методической точки зрения в этой теме есть две разные задачи и, соответственно, разные варианты ответа.
Первая задача основная - это жесткая классификация. Тогда всё должно быть в рамках "обобщения-классификации", с одним верным вариантом ответа. Нужно уметь объединять предметы по разным общим признакам (цвет, размер, форма и т.д.). Знакомые многим игры "Логический поезд", "Дуо" - тоже на эту тему. Затем, на основе умения объединять, хорошо видно то, что не подходит (лишний объект).
Необходимо правильно, внятно, немногословно объяснить ребенку сам принцип. Малыши сначала просто слушают ваш короткий ответ-объяснение, потом начинают сами показывать и называть лишний объект с _вашим_ последующим объяснением. Старшие дошкольники, приобретя определенный опыт, понимая алгоритм, думают, формулируют точный ответ и объяснение уже сами.
Распространенные ошибки:
- ждать правильного и точного ответа от ребенка, не научив его этому;
- некорректность задания, когда возможны разные варианты ответа.
Вторая задача направлена на развитие креативности. И задача другая, и ответы другие. Лишним может быть любой объект из четырех, необходимо только найти обоснование. Это задача второго уровня. Тоже нужно сначала ребенку всё объяснить, показывать на самых разных примерах. Когда он поймет, то сможет искать уже свои объяснения-обоснования.
С теми, кто только начинает делать такие задания, не стоит смешивать две задачи сразу, сначала необходимо решить первую.