Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

cofe

Обобщение, классификация, четвертый лишний

По просьбам.

С методической точки зрения в этой теме есть две разные задачи и, соответственно, разные варианты ответа.
Первая задача основная - это жесткая классификация. Тогда всё должно быть в рамках "обобщения-классификации", с одним верным вариантом ответа. Нужно уметь объединять предметы по разным общим признакам (цвет, размер, форма и т.д.). Знакомые многим игры "Логический поезд", "Дуо" - тоже на эту тему. Затем, на основе умения объединять, хорошо видно то, что не подходит (лишний объект).
Необходимо правильно, внятно, немногословно объяснить ребенку сам принцип. Малыши сначала просто слушают ваш короткий ответ-объяснение, потом начинают сами показывать и называть лишний объект с _вашим_ последующим объяснением. Старшие дошкольники, приобретя определенный опыт, понимая алгоритм, думают, формулируют точный ответ и объяснение уже сами.
Распространенные ошибки:
- ждать правильного и точного ответа от ребенка, не научив его этому;
- некорректность задания, когда возможны разные варианты ответа.

Вторая задача направлена на развитие креативности. И задача другая, и ответы другие. Лишним может быть любой объект из четырех, необходимо только найти обоснование. Это задача второго уровня. Тоже нужно сначала ребенку всё объяснить, показывать на самых разных примерах. Когда он поймет, то сможет искать уже свои объяснения-обоснования.

С теми, кто только начинает делать такие задания, не стоит смешивать две задачи сразу, сначала необходимо решить первую.
cofe

Симон Соловейчик. Воспитание похвалой

Симон СОЛОВЕЙЧИК
Воспитание похвалой


Не бойтесь хвалить детей – на похвалах они растут, словно на дрожжах. Как правило, мы испытываем дефицит одобрения. В три года нас хвалят каждую минуту, в пять лет – каждый день, в двадцать – хорошо, если раз в году. Грудного ребёнка мама хвалит беспрестанно: он и сосёт хорошо, и спит хорошо – вот молодец, вот хороший мальчик! Малыш не понимает слов, но то, что его хвалят, – это он наверняка чувствует! Познание морали начинается с того, «что такое хорошо», а не с того, «что такое плохо». Цель похвалы одна: побуждение к нужному действию. Поэтому лучше не хвалить ребёнка вообще: «Какой хороший мальчик!» Всегда стоит прибавить и объяснение, отчего же хороший: «Всё съел, сам лёг спать, тихонько играет, сам положил кубик на кубик...» Даже когда ребёнок делает что-то не так, мать находит, за что можно похвалить, и именно на это обращает внимание. Сын застегнул пальто, перепутал все пуговицы и петли, одна пола ниже другой, но мать не говорит ему: «Неряха», а говорит: «Молодец! Сам застегнулся! Всё так хорошо получилось, только одна пуговка не в ту петлю попала!»
А если ребёнок хвастается, напрашивается на похвалу?
Collapse )
НГ

Зачем нужна школа

Интересная статья olegmakarenko.ru, которую хочется сохранить в своем журнале.
==============================

Шведская парта, или зачем нужна школа


Давайте, коллеги, задумаемся, а зачем, вообще, нужна средняя школа? И, главное, кому она нужна? Мы как-то уже привыкли, что все дети посещают школу, и это нужно даже не нам, а самим детям. Однако нет ли здесь изрядной доли лицемерия? На мой взгляд, есть. И я собираюсь сегодня показать, какие на самом деле у нас есть причины, чтобы мучать ребёнка в течение десяти лет, пока он не может сопротивляться.



Зачем школа нужна родителям


Родителям школа нужна, в первую очередь, чтобы можно было в неё сдать детей. Как багаж в камеру хранения. Ведь работать-то надо, верно? А оставить ребёнка часто не с кем.

Кстати, забавно, что мало кто убеждён в необходимости детских садов. Детские сады часто воспринимаются как неизбежное зло -- "уж лучше в садике, чем с бабушкой". Однако школа уже считается чем-то святым, и, даже если мать не работает, в школу дети идут всё равно.

Ну и, конечно, детей отдают в школу, как машину в автомастерскую -- на тюнинг. Чтобы детей "прокачали". И родители, как завзятые стритрейсеры потом меряются детьми: "Мой на золотую медаль идёт. А мой уже в МГУ поступил". Согласитесь, ребёнок, который хорошо учится -- это весомый повод для гордости.


Зачем школа нужна государству


Государство идёт родителям навстречу, и создаёт условия для дневного содержания детей. Сейчас не восемнадцатый век и, с точки зрения государства, женщины должны работать. А раз так, нужно создать женщинам место, куда они смогут сдать своих детей, и, убедить женщин, что это делается для их же пользы.

Видели детскую комнату на входе во многие супермаркеты? Сдаёшь ребёнка, и бродишь по магазину пару часов, спокойно делая покупки. Вот так и школа: сдаёшь ребёнка, и спокойно идёшь на работу.

И, разумеется, как и в супермаркетах, государство активно рекламирует детям то, что считает нужным. То есть, государство пытается обеспечить детям патриотическое воспитание. Обратите внимание -- я не говорю, что патриотическое воспитание -- это плохо. Я просто рассказываю, зачем нужны школы государству.


Зачем школа нужна самим детям

Collapse )
===============================
upd
Согласна с aqva, что пункта "зачем школа нужна учителям" не хватает. Если следовать логике статьи, можно сказать, что учителями, психологами иногда становятся для решения собственных проблем.

Я не могу сказать что статья мне понравилась или, что она не понравилась. Она мне именно интересна. Быть может как раз открытой провокативностью. А поскольку провокативность открытая, это дает возможность не "вестись" на провокацию, а думать и искать свои аргументы в ответ на каждый пункт.
Но да, опять же соглашусь, тема болезненная.

book

Книжное

Очень интересное и полезное учебное пособие, в этом учебном году проверила его с детьми. Рекомендую.




Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина

Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет.

Рабочая тетрадь
Методические рекомендации
Издательства: Теревинф, Генезис, 2006 г.
http://www.ozon.ru/?context=detail&id=4123473
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2636890/
http://www.ozon.ru/?context=detail&id=2637805&partner=fb




Подробнее в home_school_ng
http://home-school-ng.livejournal.com/43154.html


cofe

Продолжаю тему о школе


Продолжаю тему о школе, начало здесь .

Когда я говорю о токсичности нашей школы для ребенка 6-7-8 лет, я имею в виду формальный подход, прежде всего.
От формального отношения к человеку
- личность ученика растворяется, она никого не интересует;
- такое чувство, что до школы у ребенка жизни не было, его воспринимают с нуля;
- его успехи/неуспехи - личное дело самого ребенка и его родителей и т.д.
Collapse )

cofe

Мойдодыр и Айболит

Была в гостях, зашел среди взрослых детных людей разговор о русском языке, о словотворчестве, о словах и о Мойдодыре.

Скажите, когда и как вы поняли, что это за имена такие "Мойдодыр", "Айболит"?:)

1) сами заинтересовались, когда вам в детстве читали и спросили;
2)родители не дожидаясь ваших вопросов объяснили;
3)не интерсовались, никто не объяснял, поняли сами уже будучи достаточно взрослыми;
4)поняли, читая Чуковского своему ребенку.

cofe

Наказание. Этимология.

(читая ленту и вздрагивая)

О детях. Что такое наказание, зачем оно?

Наказание - от слова "наказ", "наставление". По моему мнению, это самое верное определение, хотя оно в словаре Ожегова помечено как устаревшее и просторечное.
Наставление или наказ не дают сгоряча, не выбирая выражений и средств.
Ну и какой наказ мы даем ребенку, когда вымещаем свое плохое настроение? или когда _автоматически_ повторяем испытанное самими в детстве или виденное у других?
Вот именно здесь вопрос, "зачем?", обращенный к самому себе, будет очень кстати.
cofe

Интересно, кто-нибудь из моих друзей везет с моря домой, как я, мешок камней?:)



Море, пляж... Волны выносят на песок яркие, сверкающие камешки. Я иду вдоль берега, смотрю, беру, придирчиво рассматриваю, что-то оставляю, что-то без сожаления бросаю в воду. Народ присматривается к моим действиям, любопытствует, кто-то пристраивается рядом, так, на всякий случай, а вдруг ...?:) Но сразу понимают, что это мои личные заморочки, отчаливают, оставляя меня с моим "богатством". Но у виска пальцем не крутят, типа, у всех свои причуды.
Красивые камешки мои высыхают, покрываются белым налетом, тускнеют, надо бы их бросить в море, но нет, я-то знаю, что в Москве, далеко-далеко от моря они опять будут выглядеть красиво, а если настроиться, можно даже и запах морской уловить.

Когда пора собирать чемодан домой, муж предлагает мне сначала оставить все эти камни и "не тащить через границы". Потом - хотя бы уполовинить. Соглашаемся примерно на треть. Снова перебираю, отбираю, упаковываю.

Дома я их высыпаю в мешочек или в коробочку. Чтобы они не лежали "сувенирами" (терпеть не могу бесполезные пылесборники "на память"), я их задействую в играх с детьми. Вот в таких, например.

Интересно, кто-нибудь из моих друзей везет домой, как я, мешок камней?:)

cofe

О прописях для дошкольников

Когда я вижу прописи на бумаге в мелкую (!) клеточку, а в эти клеточки надо точно вписывать цифры, буквы, рисовать разные фигурки, я очень расстраиваюсь. Эти прописи совсем не подходят для обучения практически всех детей 4-5-6 лет. Они мелкИ, зрение жалко, эта строгая регламентация убивает на корню желание ребенка работать, навыки формируются с трудом. В общем, слезы.:(

Следуя девизу "критикуя, предлагай!", я буду размещать те издания, которые мне понравились.
Вот, к примеру, прописи, с которых можно начинать учиться писать цифры:



дальше

cofe

Сначала научи, а потом требуй

О практических делах.

Сначала научи, покажи _как_, подскажи, подстрахуй, а уж потом жди от ребенка самостоятельности в этом деле.
понимаете?!
А если ребенка не учил, но хочешь и ждешь от него того или этого, откуда ж "тому" или "этому" взяться?:) В наших мечтах наш ребенок как бы по умолчанию всё умеет делать хорошо и быстро, просто не всегда хочет. Но кто его этому учил? Мечта прекрасная как сон... - ага, это она.:)

Можно говорить правильные общие призывные слова на выбранную тему, но они редко подвигают ребенка к ожидаемым действиям. Нужна учебная практика под руководством взрослых, чтобы научиться, а умение потом перейдет в навык.

Конкретно об этом говорю в журнале Домашняя школа НГ для дошкольников