?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

elegantchikova затронула интересную тему.

Цитирую фрагмент и свой отклик
>>В миллион раз проще играть самой, чем обьяснять другим, как это делается. Тем более, когда у тебя с детства "руки сами ложились" на любой вид техники, никаких никогда проблем не было и, грубо выражаясь концерваторским жаргоном, ты с пелёнок- "мешок с октавами".
А этим трудно всё. И самое сложное,-это врубиться, а чего там вообще сложного, да ещё потом обьяснить, как эту трудность преодолеть...>>

Верно подмечено!
Да, это действительно сложно.
Как, как понять человеку (педагогу), имеющему абсолютный слух, в чём может быть, к примеру, трудность написания диктантов и пр. у ученика, не обладающего таким слухом и как объяснить себе самой и ребенку, что нужно делать, чтобы эти трудности преодолеть.

Иногда родители или педагоги рассказывают на семинарах или в конференциях о своих трудностях, а я задумываюсь, так как у меня и у моих детей *таких* сложностей не было. За годы работы накопился, конечно, опыт моделирования различных ситуаций, и это выручает.

Если тебе самому в этой области многое очень легко давалось, то надо очень потрудиться, чтобы все это понять. Нужен опыт, педагогическое чутье, желание искать для этого конкретного ученика те способы, которые *ему* подойдут.
Или понять и принять для себя, что не каждый талантливый музыкант (исполнитель, музыковед и т.п.) может стать по-настоящему хорошим практикующим педагогом. Это разные профессии. Как не каждый актер может стать хорошим режиссером. Далеко не всегда тождественны понятия "знать, уметь самому" и "уметь учить других этому".

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
fischele
Jun. 25th, 2005 08:13 pm (UTC)
Очень верно подмечено! Причем такая ситуация - "проще сделать, чем объяснить" - встречается и тогда, когда ты сам что-то учил, причем, может, в свое время это у тебя и не с первого раза получилось, но потом развил тот или иной навык до автоматизма (у сороконожки спросили, как она умудряется ходить всеми сорока ногами... она задумалась и споткнулась).

Встречный вопрос: а обязательно ли хорошему практикующему педагогу (преподавателю музыки, тренеру...) быть отличным профи в своем предмете (т. е. быть прекрасным исполнителем или спортсменом)?
espero_
Jun. 25th, 2005 08:46 pm (UTC)
Я тоже об этом думала. Думаю, что педагогу не обязательно быть чемпионом-исполнителем. Он должен хорошо понимать *суть* процесса, знать этапы пути, типичные трудности (чтобы не паниковать) и нестандарные. Но, с другой стороны, преподаватель ни в коем случае не должен быть и абсолютным неудачником, профессия педагога с этим плохо сопрягается, точнее совсем не сопрягается.

У меня, например, от рождения не было абсолютного слуха и то, что я помнила о некоторых затруднениях на уроках сольфеджио, помогло мне выбирать верные шаги помощи детям, когда я сама работала в муз. школе.

С другой стороны, читать, писать я научилась очень быстро, никогда никаких затруднений в этом не было. И в написании сочинений тоже. Но какие здесь могут возникать сложности у других, я постигала на практике, занимаясь с детьми, проходя с каждым ребенком, с каждой группой путь от начала до результата, анализируя и делая выводы.
ash_tree
Jun. 25th, 2005 08:16 pm (UTC)
Да, я давно знаю это из афористичного высказывания моей мамы: "Учитель не должен уметь читать, он должен уметь научить читать".
(Мама -- учитель математики. А еще у меня есть очень умный папа -- умный в данном случае в смысле "способный". Частенько она просит его помочь, если не получается решить какую-нибудь задачку, а он над ней подшучивает -- как же, мол, ты детей учишь, если сама не умеешь? Вот из таких ситуаций и родилась эта цитата).
maria_d
Jun. 25th, 2005 09:19 pm (UTC)
Изучаешь область, в которой У ТЕБЯ трудности, и делаешь перенос. Например, так мне очень помогло изучение танцев, пения и музыки - не только руки и ноги и уши не в ту сторону растут, но и очень много ТРЕВОГ на эту тему. Я понимаю, на своей шкуре, как люди могут БОЯТЬСЯ математики. Математики не боялась, а вот пения...

Очень полезно ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ учиться чему-то новому-страшному :-)
koshka_sonya
Jun. 25th, 2005 10:52 pm (UTC)
согласна(((. опыта у меня маловато и когда сталкиваюсь с подобными ситуациями..брррр...иногда так сложно быстро встать на место ребёнка.чтобы вспомнить как было страшно и трудно и обидно(
espero_
Jun. 26th, 2005 02:15 pm (UTC)
Да, такой перенос помогает понять и/или вспомнить чувство тревоги (страха). Нужно нам испытывать (вспоминать) такое для взбодрения чувств, чтобы не отрываться от реальности тех, кто начинает учиться, чтобы не выпускать из поля зрения этот фактор.

Многие трудности становятся понятны, если владеешь внутренним языком предмета и внутренним языком педагогики. lenkaolenka об этом хорошо написала.
maria_d
Jul. 2nd, 2005 08:27 pm (UTC)
У неё ещё отлично было о том, как ЕЁ собственные трудности с предметом ПОМОГЛИ развить педагогику...
espero_
Jul. 2nd, 2005 08:46 pm (UTC)
а где? ссылочки нет?
maria_d
Jul. 2nd, 2005 09:15 pm (UTC)
Лучше у неё спросить, я не помню точно, где было...
lenkaolenka
Jun. 26th, 2005 04:00 am (UTC)
я там вот что ответила:
музыка - это не искусство, а язык
вы ему научились вопреки калечной системе,исключительно благодаря врожденному таланту, а теперь пыьаетесь по этой же калечной системе преподавать все другим. Учиться будут только те, у кого врожденный талант. А на таких не проживешь - их мало.
Надо изучать законы языка, как бы вам этого не хотелось
В противном случае преподавание - это мука
espero_
Jun. 26th, 2005 02:25 pm (UTC)
Об изучении языка любой области абсолютно согласна. Не надо забывать и о языке педагогики.

Музыка - это язык, безусловно. Но если рассуждать дальше, творить на основе свободного владения этим языком - разве это не искусство?



lenkaolenka
Jun. 26th, 2005 04:24 pm (UTC)
творить на основе свободного владения этим языком - разве это не искусство?

безусловно искусство!
Но к сожалению именно на этой части зациклилась вся музыкальная педагогика на протяжении столетий развития профессиональной музыки
в то время как первая часть оставалась отданной на откуп природе и личному мастерсттву
так, в безграмотном средневековье, учили читать и писать только самых сообразительных, способных запоминать большие куски литературы. литература тоже смчиталась видом искусства для избранных. до тех пор пока не научились обучать всех и не сделали грамотность всеобщей
сейчас с музыкальным языком мы на уровне средневековья живем
espero_
Jun. 26th, 2005 08:43 pm (UTC)
Лен, опять согласна и разделяю. Прям даже скучно, поспорить не получается.:))
Хочется книжку твою скорее почитать.

>>сейчас с музыкальным языком мы на уровне средневековья живем
Разве только с музыкальным?
Трудно биться с государственной системой образования. Если систему изменить сложно, значит, нужно идти снизу - от родителей, от педагогов-энтузиастов. Заинтересованные и грамотные педагоги поймут и смогут донести до родителей, что "король-то голый!" будут учить иначе. Так получилось с системой обучения Н.А. Зайцева. Министерство образования не желает замечать ни его, ни его методик, а родители и понимающие педагоги занимаются, результаты впечатляют.
banga_73
Jun. 26th, 2005 05:27 am (UTC)
Часто такая ситуация встречается и во взрослой жизни: пришел на новую работу, не дурак - раз взяли ;), начинают объяснять... Столько вопросов сразу... А взял свой кусок работы, через неделю вспоминаешь вопросы, который задавал. И так же как тот, кто тогда отвечал, не можешь понять: "Ну как можно спрашивать о таких элементарных вещах" :-)
ИМХО, аналогия актер-режиссер и музыкант-педагог не правильная. Актер и режиссер - это разные специальности, а музыкант и педагог - это разное "состояние души"
У меня был очень хороший тренер по теннису - никакой, как педагог, но отличный спарринг партнер: всегда играл чуть лучше партнера, т.е. возможностей для самосовершенствования "море", а объяснить ничего почти не мог.
espero_
Jun. 26th, 2005 02:34 pm (UTC)
Не вижу противоречия в аналогии. Одинаково применимо к каждой паре из названных понятий
1)разные профессии и 2) разное состояние души.

В любой профессии есть составляющая профессиональных знаний-умений и творческая составляющая ("состояние души").
sperans
Jun. 26th, 2005 05:54 am (UTC)
я вот поэтому говорю, что совершенно не понимаю, как учат детей РУССКОМУ языку, когда этот язык родной. Одно дело - реальные трудности, другое - когда у дитёнка хроническая безграмотность и ничего не помогает (а такие дети в каждом классе есть). Я бы не смогла. Иностранцев учила спокойно, хотя они делали куда более страшные ошибки - было легко и понятно: для них этот язык чужой, они не чувствуют, им нужна помощь...
espero_
Jun. 26th, 2005 02:42 pm (UTC)
Когда у дитёнка хроническая безграмотность, значит для него родной язык чужой, "чувство языка", которое должно быть, по идее, встроенным, у него отсутствует. Помощь нужна.
sperans
Jun. 26th, 2005 03:00 pm (UTC)
Да я умом-то понимаю, но внутри что-то мешает, противится. А ведь таких ребят очень много... а взрослых сколько... мы с мужем постоянно ужасаемся, когда читаем, ЧТО пишут люди - на сайтах, на табличках-вывесках-ценниках...
sperans
Jun. 26th, 2005 03:01 pm (UTC)
да, я имела в виду реальные трудности языка.
lerabel
Jun. 26th, 2005 07:42 am (UTC)
Все точно:) И как часто бывает, что не очень талантливый музыкант или художник, но одаренный педагогическим талантом, взращивает в результате настоящих гениев! Меня всегда поражал и поражает пример художника Павла Чистякова - среднего живописца, если не сказать хуже, который воспитал и выучил Серова, Врубеля, Коровина и т.п. Этот человек был ВЕЛИКИМ ПЕДАГОГОМ, хотя сам писал неважно:)
espero_
Jun. 26th, 2005 02:49 pm (UTC)
Есть разные таланты: талант Художника в любой области, талант Учителя, талант Ученика.
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow