?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вопрос технический.

Я тут услышала: "моя дочка почти умеет читать".

Хотелось бы внести ясность в этот чисто технический вопрос.
Невозможно уметь читать "почти", "наполовину", "на три четверти" и т.д. Или ты читаешь или НЕ читаешь.
Как в математике - или ты решил задачу, или нет – "наполовину" здесь не считается. Пример с беременностью (есть она или нет) тоже подходит.

Читать – это видеть знаки и озвучивать их.
Видишь слово – озвучиваешь (читаешь), понимая смысл прочитанного. Это называется уметь читать. А дальше уже можно совершенствовать навыки чтения (технику, выразительность и пр.)

Если этого нет, значит, читать ребенок еще не умеет, учится пока.
Пока учишься – да, есть разные уровни, их надо распознавать, чтобы знать, где, на каком уровне ребенок находится в данный момент, чтобы регулировать сам процесс и свои ожидания.

Update. Дополнение. Речь шла о том, что девочка знает буквы и некоторые слоги, но в слова их еще не складывает.

crossposted chitaem_sami

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
krl_pgh
May. 31st, 2005 06:24 pm (UTC)
Возразить можно?
1. По-русски, может быть, по-английски - определенно не так.
2. Даже по-русски:
Как Вы назовете ситуацию, при которой ребенок знает, скажем, половину букв, и вполне успешно читает слова с этими буквами?
Как Вы назовете ситуацию, когда на "мы едим компот" у ребенка хватает умения читать, а смысл сложенных из букв или слогов слов в предложениях типа "программирование для собственного удовольствия" от него ускользает, хотя все слова знакомые?

Кстати, аналогия с математикой тоже не подходит: задача, требующая "понять, как ее решать" и после этого два листа математических преобразований, в последней строчки решавший разделил четыре на два и получил один (ну, например, описка или невнимательность). Эта задача "не совсем решена", но я не стала бы предлагать такую же или предлагать "решить опять".
olga_ovodova
May. 31st, 2005 06:34 pm (UTC)
Во втором примере вы мой вступительный экзамен описали в точности. У меня было 6:10=0.3. Чуть вся биография не поломалась :-)
krl_pgh
May. 31st, 2005 06:39 pm (UTC)
:-)
При этом все-таки это не называется "не умеет решать такие задачи", называется скорее "невнимательность".
espero_
May. 31st, 2005 07:11 pm (UTC)
Существенное дополнение. В первоначальном посте речь шла о том, что девочка знает буквы и некоторые слоги. Дополнила там.

к п.2. Техническое _умение_ это точное воспроизведение. Озвучивает слово самостоятельно - значит, читает его. В начальном обучении не говорю о предложениях.:)

О математике. Я говорила без учета таких нюансов. Так задача решена или нет? В техническом смысле нет. Ответ неверный. Здесь двух мнений быть не может.
krl_pgh
May. 31st, 2005 07:25 pm (UTC)
Снизу вверх.

Технически, "задача не решена" и "ответ неверный" - далеко не одно и то же, хотя бы потому, что "задача решена" и "ответ верный" - не одно и то же. Даже абстрагируясь от этой тонкости и признав, что "задача не решена", придется также признать, что при этом "человек умеет решать такие задачи". Об оценке за такое решение может быть не только что два мнения, а целый спектр мнений.

Я все-таки подозреваю, что есть момент, когда слова "дом", "кот" и т.д. ребенок вполне "читает", а до прочтения слова "сообразительность" его умение еще не дошло, но я понимаю, что, в общем-то, просто придираюсь :-).
dinuha
May. 31st, 2005 07:32 pm (UTC)
Вот что я оыветила Надежде выше:
Нет, не согласна.
Мои дети могут"читать" по вашему определению, они могут прочитать любое слово и предложение, но делают это медленно, ударения не там где надо, смысл к концу предложения ими теряется даже в книгах адекватных возрасту. Я это за "читать" не считаю. Мой сын фактически умел читать любые слова год в два, благодаря хорошей висуальной памяти на слоги, не понимая при этом ничего, складывал слоги как пазлы. По-настоящему уметь читать - это складывать слоги быстро и при этом не терять смысл написанного.
krl_pgh
May. 31st, 2005 07:37 pm (UTC)
Выше - это где?
Да, я с тобой согласна в большей степени, мое интуитивное "читать" очень хорошо передается стихотворением, которое было в конце нашего букваря:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку простить:
"Прочти, пожалуйста, прочти"
... (и так далее)
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять - и почитать.
espero_
Jun. 1st, 2005 05:31 pm (UTC)
Кажется, мы о разном говорим.:)

Я о техническом определении "читает"-"не читает" на самом начальном этапе, в узком и прямом, самом прямом смысле.
Вы и dinuha имеете в виду общий смысл, умение читать вообще.
olga_ovodova
May. 31st, 2005 06:32 pm (UTC)
Может быть ребенок короткие слова читает, а длинные не может.
espero_
May. 31st, 2005 07:12 pm (UTC)
Добавила там, что девочка знает буквы и некоторые слоги.
shaltay
May. 31st, 2005 07:47 pm (UTC)
Ну, в техническом смысле может и да. А на более высоких уровнях?

Вот, когда ребенок слова и предложения прочитать способен, но сам не считает, что умеет читать. С этим как быть?

Когда умеет читать печатными буквами, но не читает нестандартные шрифты или рукописный текст?

Когда читает слова, но не умеет улавливать смысл предложений?
espero_
Jun. 1st, 2005 01:56 pm (UTC)
Здесь я только о начале и о технических вопросах говорила, о первичной ячейке чтения.
Дальше, в смысле выше, уровней и ступеней-этапов еще очень много.
shin1
May. 31st, 2005 10:50 pm (UTC)
В свое время Кодратея сказала, что главное, что человек должен научиться делать в школе - это уметь читать и писать.
Я думаю если большинству из нас дать довольно серьезный текст (диссертацию, например) из совершенно чуждой области, то мы также быдем застревать на ударениях или читать , проставляя многие ударения неправильно и очень мало что понимать - предлоги и связующие слова в основном.
Это точно также как говорить. Когда дочка наконец-то начала говорить и очень плохо выговаривала слова, глотая половину букв, моя мама тоже любила обращаться к ней с патетикой :"Когда ж ты начнешь говорить!"
Поэтому, на мой взгляд, читать, как и говорить, как и считать - понятие очень растяжимое.
Лично для меня, если ребенок запомнил несколько слогов - это уже начал читать. первый этап. самый первый (выученые буквы я этапом не считаю :-Р) . потом, как наберется база слогов, простенькие слова, потом набирается база простеньких, связующих слов - уже следующий этап, набор словаря. некоторые кстати, из шкоы выхояд на подобных этапах., а некоторые идут дальше.
_lyoka_
Jun. 1st, 2005 06:35 am (UTC)
на 7-е по весне приводилась статистика (не смогла найти сходу ссылку) об "умеющих читать" школьниках средних классов
там постулировалось, что под умением читать понимается способность прочесть, понять прочитанное и воспроизвести содержание текста
кроме того говорилось, что этот навык формируется годам к 12 полностью и приводилась удручающая статистика по нашей стране - боюсь соврать но довольно большой процент подросток по этому критерию читать не умеют, а значит придя на работу даже дворником не смогут понять свою должностную инструкцию

у кого сохранилась ссылки на эту статью - бростье мне ее плз!

про маленького ребенка я бы говорила не об умении читать, а именно о способности прочесть

espero_
Jun. 1st, 2005 01:51 pm (UTC)
В этом посте только начальном чтении, не о текстах.
Да, Лека, я о том и говорю, что для детей, которые только выходят в чтение, умение самостоятельно озвучить написанное слово, это и значит прочитать его. Знать буквы в этом слове, пытаться долго и мучительно сложить буквы в слоги и пр. - это не умение читать.

Ссылку на статистику в 7-е я, видимо, пропустила.
( 15 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow