?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О норме и излишествах в дошкольной педагогике.

Нужно ли учитывать пожелания детей, так сказать, в процессе, помогая им научиться, обучая их "этому" или "тому"?
А как иначе-то? Мне мнения детей и их пожелания очень-очень помогают.
Помогают лучше их чувствовать, учитывать их интересы, планировать дальнейшие шаги.
Помогают понять их отношение к происходящему, сравнивать со своими, не выпадать из общей реальности.

Конечно, многое понятно, видно без слов. Но, должна сказать, достаточно часто их впечатления и пожелания бывают для меня неожиданными. И вдохновляют.:)

Услышала от молодого педагога: «А вам не кажется, что вы слишком считаетесь с их мнением? В школе никто не будет с детьми носиться и задавать им такие вопросы тоже никто не будет. У учителя же есть план.»

Принцип свободы выбора, принцип обратной связи – как известно, важные принципы педагогики.
Ребенок в 4-5 лет воспринимает обучение и обучающего не так, как в 7-8. У меня на занятиях свои правила. С чего бы это мне дублировать школу?

К нашей массовой школе всегда есть и будет много вопросов, много "но". И все же. В процессе любого обучения, обучения в любом учреждении можно жить в системе «ученик-учитель», а можно в системе «человек-человек», оставаясь при этом в отведенных ролях ученика и учителя.

Я спрашиваю у своих детей:
что вам сегодня понравилось на занятии?
что показалось трудным?
что вы хотели бы узнать?
о чем тебе хотелось бы почитать?
про что вы хотите сегодня решать задачи?
что ты хотел бы на следующем занятии делать?
с чего ты хотел бы начинать следующее занятие?
в какую игру будем играть в конце занятия?
и т.д.
Взрослым совсем не нравится, когда ограничивают их свободу выбора, навязывают свои решения, ведут к «светлому» и «лучшему» не интересуясь их мнением и пожеланиями.
Детям тоже.
Мне просто приятно знать, что ты меня читаешь

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
miss_pinchman
May. 2nd, 2005 10:31 am (UTC)
Хочу к вам на занятия...
espero_
May. 2nd, 2005 01:29 pm (UTC)
Оль, приходите.:)
Ну и что, что вы чуть старше 4-х? Это не самый существенный фактор, для моих занятий важен психологический возраст.:)

Офф.
Ой, вы мне классную идею подбросили.:)
Я слышала, что к известным тренерам (к Родниной, например) на тренировки приходят люди самого разного возраста - от трех до восьмидесяти лет, было бы желание. Почему бы и на такие занятия, как у меня, не приходить взрослым, которые хотели бы на час-полтора почувствовать себя детьми?:)
До этого я со взрослыми только на семинарах так играла. Но там им приходилось все время переключать рычажки со взрослого состояния на детское и наоборот...
sonechko
May. 2nd, 2005 11:02 am (UTC)
Это замечательно!
А дети легко отвечают на такие вопросы - мне кажется, это довольно подробный анализ?
Взрослый-то не всегда ответит на такие вопросы, может, правда, потому, что его мало спрашивали в детстве. ;-)
maria_d
May. 2nd, 2005 12:25 pm (UTC)
Re: Это замечательно!
Дети привыкают за несколько раз, а потом набираются техникам ответа. Особенно интересно смотреть, как малыши разрешают споры между собой. Скажем, один ребёнок хочет заняться игрой с координатами, другой - уравнениями, а третий вообще продолжить "праздник непослушания" с позапрошлого раза. Вот - договаривайтесь! И они это делают!
espero_
May. 2nd, 2005 02:40 pm (UTC)
Re: Это замечательно!
Маше
Да, так примерно все и происходит. В случае споров - или считалки помогают, или отходят в сторону и договариваются. Причем, поняли довольно быстро, какое удовольствие можно получить, уступая, идя навстречу сегодня другому. Но мы договариваемся, что в следующий раз учтем пожелание уступившего и будем играть в игру, которую предложит он.

Вот еще, кстати, к давнему разговору о специфике занятий в группе и индивидуальных.
maria_d
May. 2nd, 2005 04:03 pm (UTC)
Re: Это замечательно!
Да, вот эти вещи в группе отлично. Придумать способ рисовать машинки, нет, рисовать зверей, нет, играть в подстановки - ура! Рисуем зверей в машине и подставляем их количество... Детям нравится придумать, как ВСЕ идеи интегрально, вместе воплотить. И разные способы: по-очереди, одновременно в разных углах, вот так вот интегрируя...
espero_
May. 2nd, 2005 02:41 pm (UTC)
Re: Это замечательно!
Сонечке

Отвечают.:)
Разве это сложно - выразить свое пожелание про что ты хочешь решать задачу или в какую игру в конце занятия поиграть?:)
Про что понравилось - да, самым младшим надо, конечно, напомнить в конце занятия, что мы сегодня делали, чем занимались.
mckuroske
May. 2nd, 2005 11:04 am (UTC)
А как Вы справляетесь с принципиальным нежеланием "узнать, выучить, почитать и сделать"? Или такого не бывает в принципе?
espero_
May. 2nd, 2005 03:03 pm (UTC)
Ко мне не приходят дети, которые ничего не хотят, тем более принципиально. Это ж не обязательные занятия.:)
Заучивать здесь тоже ничего не нужно: жесткой установки на выучивание, запоминание нет, само как-то запоминается, повторяем ведь на занятиях.

Вопрос "о чем тебе хотелось бы почитать?" помогает мне учитывать актуальные интересы каждого, подготовить именно то, что каждому интересно будет прочесть.
На занятиях трудностей с интересом что-то делать не возникает, дома бывают, да. Но это тоже регулируется.
nadine_n
May. 2nd, 2005 03:40 pm (UTC)
разве к вам не приходили такие дети, у которых родители пытаются превратить кружок в обязательные занятия? То есть ребенок не хочет, а хотят родители, "потому что полезно", потому что "ему без этого тяжело в школе будет", потому что "он сам хочет, чесслово, просто невимательный еще"? Что Вы делаете с такими родителями?
А с родителями, у которых жесткая установка на выучивание и повторение дома пройденного на занятиях?
espero_
May. 2nd, 2005 05:01 pm (UTC)
nadine_n

Может быть так, что ребенок просто не представляет себе сначала, что это такое, поскольку нигде еще не занимался. Но если по прошествии нескольких занятий ребенок действительно _активно_ не хочет _так_ заниматься, заниматься нельзя. Расстаюсь, причем очень быстро: мои занятия, стало быть, этому конкретному ребенку не подходят. Было у меня несколько таких случаев, они касались маленьких детей, им просто рано было у меня заниматься.

Что Вы делаете с такими родителями?
Объясняю родителям как, с моей точки зрения, обстоит дело. Есть подробное предварительное собеседование, на котором я рассказываю о своих взглядах и своем понимании моей работы, родители – о своих. Если взгляды по принципиальным позициям совпадают – начинаем занятия, если нет – не начинаем.
В отношении наших занятий мои родители в курсе, что, как и в каких объемах (минимум-максимум) делать дома. Почти все были на моих семинарах, т.е. в курсе _каким образом_ прокладывается путь занятий. Продолжаем общение "родители-педагог" по желанию и/или необходимости на всем пути следования.:) Для меня родители - союзники, не должо быть никакого намека на противоборство. Если союзничества с родителями не получается, занятия не будут успешными.
miss_pinchman
May. 2nd, 2005 06:09 pm (UTC)
Я хочу узнать, да вы занимаетесь территориально и сколько это стоит. Потому что моя старшая (нам почти 4) наотрез отказывалась заниматься в группе развития, пока я не попросила воспитателя ничего от нее не требовать вообще. Тогда только слезы по дороге в группу прекратились...У меня вообще к Вам куча вопросов, поскольку старшая у меня проблемная...
espero_
May. 2nd, 2005 07:14 pm (UTC)
Территориально - м. Фрунзенская.
Есть разные занятия, соответственно и оплата разная.
Сначала можно позвонить (тел.246-60-89) и узнать о чисто внешних условиях (дорога, оплата, режим), чтобы посоветоваться дома и определиться подходят-не подходят. Если условия в принципе подходят, приходите на собеседование в конце мая или в сентябре.

А какого рода проблемы у дочки?
Хорошо, что вы вовремя поняли, в чем было напряжение на занятиях в группе развития.

miss_pinchman
May. 3rd, 2005 10:00 am (UTC)
Вы, случаем, не в усадьбе Трубецеих находитесь? У меня там много знакомых работало и работает (Уткина, например).

Проблемы наши, в основном, в материнской голове. Материально выражаются в ОНР 2 степени с элементами 3. В отсутствии желания заниматься (до недавнего времени) и флегматическом типе темперамента при сангвиническом у меня. Все в комплексе дает чудесный, добрый, но жутко упрямый характер. Слегка заниженную самооценку и нежелание что-либо делать, пока не будет уверена, что у нее получится. Живем мы далековато. Будем думать о следующем учебном годе.
espero_
May. 3rd, 2005 10:09 am (UTC)
Нет, но рядом.:) У меня Домашняя школа, я занимаюсь дома.
mckuroske
May. 2nd, 2005 04:22 pm (UTC)
Да, я не учла, что занятия необязательные. Но и тем не менее - мало ли, какое у ребенка настроение? Как с этим справляетесь, если не секрет?
espero_
May. 2nd, 2005 05:10 pm (UTC)
Это бывает крайне редко. Пока дети ко мне едут, они заранее настраиваются: куда, зачем, что будем делать. Занятия короткие, плохое настроение лучше оставлять за порогом, иначе не успеем все интересное, о чем договоривались на прошлом занятии, сделать.:) Учимся управлять своим настроением, помогаю как могу, содействую при помощи других участников группы созданию хорошего.:)
mckuroske
May. 3rd, 2005 05:23 am (UTC)
ЗдОрово! Вот бы мне так научиться. Хотя бы своим настроением управлять...
espero_
May. 3rd, 2005 05:36 am (UTC)
:)
lerabel
May. 2nd, 2005 11:35 am (UTC)
А я вообще не представляю, как можно работать без "обратной связи". Я иногда даже темы для рисования выбираю путем "мозгового штурма" ("а вот скажите, что бы вам хотелось нарисовать по такой-то теме").
Как можно НЕ прислушиваться к мнению детей, вот чего я не понимаю:)
espero_
May. 2nd, 2005 03:04 pm (UTC)
И я.:)
_verbena_
May. 2nd, 2005 05:01 pm (UTC)
А можно к Вам на занятия нашего Антоху привести? Ему 4 будет летом.
espero_
May. 3rd, 2005 05:36 am (UTC)
Ответила, должно придти по почте
_verbena_
May. 3rd, 2005 03:20 pm (UTC)
Спасибо, ответ получила. Будем звонить и все узнавать.
elena_nt
May. 13th, 2005 09:16 pm (UTC)
все не было времени написать вам. После вашего семинара я активно начала использовать принцип выбора и соревновательности(ну, конечно, в модифицированном виде)с моими дочерьми, особенно, когда мне нужно, чтобы они что-то сделали. Например, нужно, чтобы моя средняя-4 года, сама оделась. Никакое давление она не терпит. Я ей предлагаю выбрать трусы, брюки, футболку. Сижу с ней и перебираю вещи, зато точно знаю, она оденет то, что выбрала сама. Выбор сделан, надо одеваться. Она не хочет. Я начинаю одевать ее, но "забываю" куда что надо одевать. Трусы оказываются на голове, штаны на руках... Это ее веселит и она показывает и учит меня правидльно одевать одежду. Я после вашего семинара вернулась в детство (как-то с годами забываешь как нужно играть с детьми), стала больше разговаривать с ними, играть. Этого эффекта от ваших занятий я не ожидала, но он появился и я этому рада. Успехов вам и с детишками и со взрослыми (Внесла вас в свои друзья в ЖЖ, буду читать регулярно, просто с техникой в виде ЖЖ я не только на ВЫ, но и на ВЫ-ВЫ:))
espero_
May. 15th, 2005 02:30 pm (UTC)
Лена, приятно получить обратную связь.:)

Кстати, "побочные" эффекты разного рода возникают постоянно. Педагоги наблюдают их на занятиях, родители дома. Видимо, взрослые незаметно для себя перестраиваются, общение с детьми идет совсем на другой волне, на другом уровне, а дети, они ведь очень чуткие, откликаются мгновенно.:)

Что касается техники, вы же помните мои взаимоотношения на семинаре с видео.:) Раз даже я кое в чем здесь разобралась, то у вас это получится быстро.
А вот полезная ссылка по "технической" теме, надеюсь пригодится:
http://www.livejournal.com/users/wildmale/26455.html
elena_nt
May. 16th, 2005 03:56 pm (UTC)
Спасибо, попробую разобраться!
( 27 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow