?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вполне устоявшееся выражение. Слышали, наверно, не раз от родителей, учителей.
Верна ли такая последовательность?
В каких-то моментах она, безусловно, является правильной. Когда, например, есть опасность наговорить лишнего, когда необходимо включать механизм сдерживания и т.п.

Я сейчас говорю применительно к теме обучения детей. И не детей тоже.:) И не только об обучении.

Так вот, в контексте обучения - это ложный посыл, как мне кажется. Какое-то искусственное ограничение. Оно мешает развитию мысли.
Кто-то подумал и говорит, но ведь многие вещи «думаются» как раз в процессе говорения. То есть сначала надо проговорить что-то, тогда суждение, оформленное словом, становится яснее, видны его недостатки, мысль работает, оно тут же на ходу, корректируется. В обучении детей часто получается, что именно речь запускает полноценный процесс мышления.

Upd. Немного сбоку, но, в общем, к тому же.
Мне, например, бывает легче развивать какую-то тему и искать ответ на вопросы не только размышляя, но и в диалоге с другими. Не думаю, что я одна такая.:)


Мне просто приятно знать, что ты меня читаешь

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
ddodo
Jan. 22nd, 2005 01:46 pm (UTC)
Просто "кочка зрения"
У меня была некоторая ЗРР, помню я себя отчетливо с довольно ранннего возраста, поэтому я отлично помню как постепенно "внешняя" речь становится ненужной. Почти тех же времен воспоминания - стареющие подруги бабушки теряют способность думать "про себя" и озвучивают все свои мысли.

Если я правильно помню чему меня учили - на определенном возрастном этапе (на котором нынешних детей уже часто чему-то направленно учат) ребенок без "внешней" речи вообще не функционирует, интернализация позже происходит.

От хорошей жизни это правило, про "сначала подумай". Это если дите замучило болтовней (у подруги наблюдаю, мальчик в 2 говорит развернутыми предложениями _непрерывно_)

А я со своим ЗРР-шным оболтусом :) радостно ловлю всякое речевое проявление. Не знаю может ли такое быть, но ощущение что он заговорил более-менее свободно _после_ того как в норме речь "уходит внутрь" (в 4.5 примерно). Не слышу щебета во время игр и рисования (был буквально 2-3 недели период когда говорил), по просьбе озвучивает все.
espero_
Jan. 22nd, 2005 02:17 pm (UTC)
Re: Просто "кочка зрения"
Значит, сын почувствовал себя в речи гораздо свободнее.:)

Постепенный уход речи "внутрь" - закономерный процесс развития, бесспорно.
И внешнеречевое проговаривание на определенном этапе, как специальный методический прием, инициированный педагогом - неотъемлимая часть процесса обучения.

Я немножко о другом. О ситуации, когда взрослые не дают ребенку возможности рассуждать вслух, обрывают. Получается так: или говори сразу правильно, или думай про себя, а потом давай верный ответ. Пока у ребенка есть потребность в диалоге с самим собой и другими,
не стоит его ограничивать.

ddodo
Jan. 22nd, 2005 07:26 pm (UTC)
Re: Просто "кочка зрения"
Так я о том же, собственно :)

От хорошей жизни обрывают многие. :) Чтоб помолчал маленько, пока думает.

Ну и бывают особые случаи - когда 10 человек хором думают вслух, это сложновато для всех. :)

espero_
Jan. 22nd, 2005 07:31 pm (UTC)
Re: Просто "кочка зрения"
:)
lenkaolenka
Jan. 22nd, 2005 01:58 pm (UTC)
очень точное наблюдение!
в принципе, обучение начинается с навыков
человечество привыкло начинать с правого полушария и переходить на левое после того, как количество рождает необходимость качественного скачка
maria_d
Jan. 22nd, 2005 02:43 pm (UTC)
Радикальные конструктивисты: "вначале была мысль". Социальные конструктивисты: "В начале было слово". У Гёте в Фаусте об этом же:
--
"В начале было Слово". С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
"В начале Мысль была". Вот перевод.
Он ближе этот стих передает.
Подумаю, однако, чтобы сразу
Не погубить работы первой фразой.
Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?
"Была в начале Сила". Вот в чем суть,
Но после небольшого колебанья
Я отклоняю это толкованье.
Я был опять, как вижу, с толку сбит:
"В начале было Дело" - стих гласит.
---
Я это взяла эпиграфом к обзору литературы в своей диссертации :-)
espero_
Jan. 22nd, 2005 02:47 pm (UTC)
:)
imperia_chuvstv
Jan. 22nd, 2005 02:50 pm (UTC)
по поводу апдэйта
и у меня бывает, что в процессе донесения до собеседника своей мысли, мне открывается дальнейшее ее развитие; такие откровения, нисходящие на меня в подобные минуты безмерно удивляют и веселят, думаешь: "надо же, если бы я не начала говорить на эту тему, то мне это до сих пор бы не открылось!"
espero_
Jan. 22nd, 2005 03:02 pm (UTC)
Re: по поводу апдэйта
Поэтому так люблю вопросы и мысли других по интересующей теме: серые клеточки очень стимулируют. И повороты мысли в процессе иногда та-а-кими неожиданными бывают.:))
grebenka
Jan. 22nd, 2005 03:10 pm (UTC)
У меня муж, до сих пор, решая какую-либо проблему разговаривает как бы со мной. Причем, я могу ничего не понимать в данном вопросе, моя задача "кивать":)
rivka_ch
Jan. 22nd, 2005 03:44 pm (UTC)
И мне тоже:) И это называется "мыслить вслух" и еще "рассуждать". ПОмню, нас в школе заставляли это делать:)
fischele
Jan. 22nd, 2005 07:08 pm (UTC)
А я всегда только запутываюсь в словах, потому что все решения рождаются из полуинтуитивной каши в голове :) В школе как раз раздражало то, о чем говорит rivka_ch, - когда заставляли "проговаривать" решение задачи, например. У меня в голове всегда есть какая-то общая концепция, которую я с трудом раскладываю на составляющие, а проговаривание только тормозит весь процесс...
Но если кому-то проще сначала все проговорить, не стоит этому препятствовать, конечно :)
andreylv
Jan. 22nd, 2005 08:37 pm (UTC)
О, да! Бывает, конечно, по-разному, но очень часто, особенно в обучении, начать проговаривать вещи вслух абсолютно критично для достижения результата. Буквально сегодня у меня на уроке было так. Решаем геометрическую задачу. Ребята начертили картинку и тупо смотрят на нее. Я им говорю: "Начните говорить что-нибудь. Просто смотрите на картинку и говорите вслух все, что приходит в голову, о том, что вы видите, что вам тут известно и что неизвестно - не заботясь о смысле." И вот они потихоньку начали. Лина: вот большой квадрат, маленький квадрат, треугольник, еще треугольник... Женя: стоп, а треугольники-то подобные! И остальное уже дело техники.

Я этому немножко научился в матшколе, когда мы решали задачи "всем колхозом", но по-настоящему мы это отрабатывали в Что?Где?Когда? Вот там просто абсолютно необходимо выплескивать сразу все, что приходит в голову, минуя стадию осмысления и "внутреннего цензора", потому что на это просто нет времени. Кроме того, никогда не знаешь, какая чушь, сказанная тобой, наведет сокомандников на нужную мысль. Нам присылают из России записи телеигр, и мы смотрим семьей, пытаясь, конечно, тоже играть по старой памяти. И вот такой вопрос: выносится черный ящик. Говорится текст: "Композитор Стравинский считал, что звуки инструментов соответствуют цветам. Если бы ящик был желтый, в нем должна была лежать, по теории Стравинского, труба. Если зеленый - скрипка. Если синий - виолончель. Что лежит в черном ящике?" Мы выключаем запись и начинаем обсуждать.
Ира: Черный - это смесь цветов. (что, конечно, неправильно, но дает "подачу")
Антон: Нет, это белый - смесь цветов, а черный - это вообще отсутствие цвета. Значит, ему соответствует тишина, а черный ящик пустой.
Это правильный ответ, но его бы не было, если бы у Иры сработал "внутренний цензор", и она бы промолчала.

mckuroske
Jan. 23rd, 2005 01:08 pm (UTC)
Более того, сколько раз уже выяснялось, что совершенно неразрешимая проблема решается только оттого, что ее проговорили вслух (казалось бы, в той же формулировке)!
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow