?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

>>чем больше писать, тем лучше?>>
Это распространенное заблуждение взрослых: плохо пишешь – надо больше писАть, плохо читаешь – больше читать.
Физиологи и педагоги в формировании навыка письма выделяют три этапа:

1) аналитический, когда ребенку необходимо понять, что и как нужно делать. Но не всегда взрослые объясняют это внятно, т.е. ребенок не до конца осознает смысл и порядок своих действий;

2) синтетический, когда отдельные элементы соединяются в целое действие, но при этом каждый из множества элементов он должен держать под контролем, т.е. действовать, как и на первом этапе, ОСОЗНАННО, а не механически;

3) этап автоматизации, когда такой тотальный контроль уступает место механическому навыку.

Мы с вами давно уже не задумываемся, откуда начинать писать каждую букву, куда вести, где закончить. Но ведь это не сразу получилось. Как с завязыванием шнурков: ну что такого? раз – и завязал. А вы проанализируйте, сколько действий нужно совершить последовательно.:) С письмом та же картина.

Так вот, тренировка в письме, в чтении может дать эффект только на этапе автоматизации навыка. На первых двух этапах она не только бесполезна, но и вредна. А тот, кто попытается "перепрыгнуть" через этапы, успеха такой своей "помощи" не увидит, это точно.

Не надо от первоклассника требовать невозможного, требовать от него идеального выполнения письменных работ.
"Поразительно: ребенок начинает ходить в год, начинает писАть в 6-7 лет, но и ходьба, и письмо как произвольное движение окончательно формируются только к 10-12 годам". (физиолог М. Безруких)

Пока ребенок не понял и до конца не осознал ЧТО делать и КАК делать, форсирование и тренировка будут всячески тормозить формирование навыка.
Что делать мамам первоклассников?
Надо разобраться в том, что же составляет для него основную проблему, сместить акценты своей помощи.
И набраться терпения.:)

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
shin1
Nov. 29th, 2004 06:04 pm (UTC)
а если вообще пропало желание и писать и читать?
espero_
Nov. 29th, 2004 06:32 pm (UTC)
Вы говорите гипотетически?
Общий ответ: на это может быть много разных причин. И в каждом случае может быть свое решение. "Желание" - субстанция хрупкая.:) Это из разряда психологии, а не методологии.

anosya
Nov. 29th, 2004 08:22 pm (UTC)
Очень в тему!
У сына-первоклассника проблемы с письмом. Пишет медленно, буквы разного размера, буквы пропускает. Из-за того, что мделенно пишет, не может выполнить работу по математике, где надо решить за минуту 20 примеров на сложение и вычитание в пределах 9; решает все правильно, но элементарно не успевает.
"Умная" учительница пригрозила перевести его в другой, более слабый класс, если он за неделю не научится решать эти 20 примеров заминуту. Помогите аргументами, завтра иду с ней ругаться!
Заранее спасибо.
espero_
Nov. 30th, 2004 04:43 am (UTC)
Идти с намерением «ругаться» не очень продуктивно как способ вообще решать проблемы, так и с прицелом на будущее, если вы действительно хотите остаться в этом классе.
Мне трудно приводить аргументы, не владея полной информацией.
Несколько общих соображений.
Настройте себя на то, что вы идете выработать вместе с учительницей определенный план по оказанию помощи вашему сыну и её ученику. Здесь нет «виноватых», важно желание обеих сторон искать и находить решение проблемы. Пока учитель не доказал вам обратное, берите его в союзники.
Вы идете, чтобы получить полную информацию о ЕЁ вИдении ситуации.
Сначала внимательно, не перебивая, выслушайте всё, что она вам хочет сказать.
А потом задавайте вопросы. Вопросы не должны выглядеть «наездом», вы должны быть предельно корректны:
Как вы относитесь к тому, что у всех детей разный темп деятельности?
Все ли дети через три месяца после начала обучения могут соответствовать интенсивному ритму письменной деятельности?
В чем вы видите основную проблему медленного письма моего сына?
Какой вы представляете свою помощь, как учителя, в этом вопросе?
Какой может быть помощь родителей? я хотела бы записать по пунктам… и т.д.

Дальнейший ход беседы будет продиктован уровнем вашего взаимопонимания.
vero_nika
Nov. 29th, 2004 09:46 pm (UTC)
Вот то, что с чтением не работает принцип "плохо читаешь - читай больше", это наблюдала в детстве на приятелях и одноклассниках. Я сама научилась читать очень рано, как-то сразу, и начала зачитываться "толстыми книгами с маленьким шрифтом". Читать могла где угодно и сколько угодно времени. Хоть целый день. (Боже, каким удобным ребенком, оказывается, я была!!!)

До сих пор помню соседку по даче, для которой чтение было наказанием, и ее заставляли каждый день читать по n-ному количеству страниц. "Лариска, читать!!!" - крик ее мамы, Лариска понуро бредет читать. Надо ли говорить, что любви к чтению у нее так и не пробудилось :-((.
espero_
Nov. 30th, 2004 05:03 am (UTC)
Мне всегда жалко таких детей!:(((
Что-то было упущено еще в самом начале обучения.

Не только в математике есть понятие "базы", фундамента.
В обучении очень важна и психологическая составляющая.
На прямое давление - естественная реакция отторжения.
А ведь мама действовала из лучших побуждений, считала это реальной помощью.
marimarina
Nov. 30th, 2004 08:11 am (UTC)
правильно, любовь к чтению закладывается гораздо раньше овладения алфавитом. Тут мамаша, явно, опоздала.
gvozdik_nata
Dec. 2nd, 2004 12:23 pm (UTC)
А когда вообще осмысленно начинать учить писать?
У меня дочка (4,5 года) уже читает, но не пишет, хотя буквы из палочек складывать она начала раньше, чем читать научилась. Мне кажется, что ей хочется писать, она часто "пишет" письма кому-нибудь, или просит меня написать. Но рука у нее очень нетвердая, ей прямые линии даются нелегко, хотя рисует она много. Вот у меня и возник вопрос, ей просто рано еще писать, или надо ей помочь какими-нибудь более-менее регулярными занятиями?
espero_
Dec. 2nd, 2004 03:32 pm (UTC)
В своем сообщении я говорю о курсивном письме (письменными буквами), в овладении этим навыком торопиться не следует.
А печатными буквами вполне уже можно писать, тем более, что дочке хочется передать свои мысли в письменном виде.
gvozdik_nata
Dec. 3rd, 2004 02:35 pm (UTC)
Спасибо, будем учиться.
estelia
Dec. 5th, 2004 11:45 am (UTC)
Офф...

Надежда, очень нужен Ваш совет. Проблему я описала вот здесь:

http://www.livejournal.com/users/kkuzovkina/210625.html

Огромное спасибо заранее!
espero_
Dec. 5th, 2004 03:23 pm (UTC)
Ответила.:)
estelia
Dec. 6th, 2004 07:54 am (UTC)
Спасибо :-)
kosha_ann
Oct. 21st, 2009 03:27 pm (UTC)
я понимаю, что тема была давно, но хотела бы с Вами посоветоваться
Сын в 1 классе 6 лет (у нас 1 класс с 6) - начались прописи. и проблем море. не получаются все эти крючки-палочки и т.п. до букв они только дошли, но про буквы пока и речи нет. простейшие закорючки не получаются - не тот размер, не та форма, кривые, косые и т.п.
чем конкретно ему можно помочь.
Дело в том, что в принципе, общая мелкая моторика более-менее развита. Т.е. мы постоянно ее задействуем в разных направляениях (вырезание, наклеивание, штриховки, раскрашивания, термомозаика, вышивка и т.п.). Что, на Ваш взгляд, нужно делать чтобы помочь ему писать эти самые закорючки? Ведь получается, что он как раз на том самом стартовом первом этапе, когда и нужно помочь, когда и нужно понять как и т.п.
espero_
Oct. 21st, 2009 05:46 pm (UTC)
Я думаю, сначала нужно понять, в чем проблема: в моторике (рука не слушается) или это касается зрительно-пространственных представлений (не контролирует размер, высоту строки, форму и пр.).
kosha_ann
Oct. 21st, 2009 07:34 pm (UTC)
с рукой точно проблемы есть. т.е. они есть с рождения - из-за того, что роды очень сильно стимулировали, у ребенка до сих пор сохраняется повышенный тонус. Мы с этим работаем. Как раз та самая апликация, вырезания, вышивка, штриховки и т.п. А кроме того - массаж, баня, ванны. Но, пока еще не все решили

Может Вы посоветуете, что-то, что на Ваш взгляд самое оптимальное?

а вот как понять по поводу зрительно-пространственных представлений?
как можно проверит, все ли тут в порядке?
т.е. на листе бумаги, в жизни он ориентируется нормально. Написать диктант по клеточкам вправо-влево - в вниз и т.п. - без вопросов. Может наоборот с нарисованной фигуры продиктовать "путь", как ее рисовали. Но это все достаточно грубые измерения, ведь так. Тут нужна большая точность, наверное?
espero_
Oct. 21st, 2009 08:02 pm (UTC)
На расстоянии трудно советовать по таким вопросам.
Если понимает что и как нужно делать (порядок действий), сам себе это проговаривает (тоже важно)- вот то, что нужно. С незрелостью тонкой моторики есть способ один - помогать по мере сил (учитывая то, о чем я пишу в посте), ждать и не стремиться к идеалу. Наша помощь еще выражается в подборе удобных пишущих инструментов. Иногда помощью будет, также, отстать от ребенка на короткое время с письмом, если он сам не проявляет повышенного беспокойства.
kosha_ann
Oct. 21st, 2009 08:49 pm (UTC)
я тут продолжу с Вашего разрешения
"Если понимает что и как нужно делать (порядок действий), сам себе это проговаривает (тоже важно)- вот то, что нужно" - да, это есть. Он понимает как писать загогулину, но не получается
и проговаривает. я как бы невзначай, когда с ним писала, проговаривала - и он сам стал. Это нормально? так можно? Нужно?

"С незрелостью тонкой моторики есть способ один - помогать по мере сил (учитывая то, о чем я пишу в посте), ждать и не стремиться к идеалу."
вот про помщь тогда есть несколько вопросов
Мы, например, делаем так. Вот задали что-то. Берем сначала нашу домашнюю тетрадку. И там пишем, но сначала я помогаю ему - вожу его рукой, помогаю ему вести руку. Направляю. Мы пользуемся мелкой сеткой, там где наклонные линии намного чаще чем в тетрадке. Кладем ее под лист
Кроме того, я распечатываю лист с аналогичными (или похожими) элементами из прописей Леонида Некина http://nekin.narod.ru/e24.htm

пользуемся и Зайцевскими "прописями" - из пособий читаю-пишу красиво. На лист мы надеваем папку-уголок. Т.е. буквы получаются под прозрачным слоем пластика. И сверху сын пишет тонким фломастером, капилярной или гелевой ручкой. Я понимаю, что письмо шариковой ручкой несколько другое, но все-таки, сходство есть.
пока Зайцевские марки не используем, но они ждут наготове. Как только научится писать буквы и соединять их.

И еще вопрос. По поводу того, чем писать. В школе - шариковая ручка. Дома мы раньше писали карандашом. Теперь тоже ручкой. чтобы так же как в школе. Сейчас хочу предложить ребенку дома тренироваться капилярной. Или не стоит?
Все это помощь? Или нет?

Ну, а на счет - "не стремиться к идеалу" - это как раз понятно. Тут другая ситуация. Ему тяжело в классе, и он переживает по этому поводу. Расстраивается из-за того, что не получается. Так что это скорее его собственная позиция, чем моя. А мы с мужем поддерживаем и направляем усилия.
espero_
Oct. 22nd, 2009 08:12 pm (UTC)
Про проговаривание - так и нужно, через подражание.
И помогаете вы правильно, грамотно - поддерживать руку это хорошая помощь на первых порах.

Я заметила, что написание отдельных элементов многих детей раздражает и как-то обессиливает. Это все равно что готовиться-готовиться-готовиться к чтению, потом учить-учить-учить отдельно все буквы. Время идет, а реального, видимого для ребенка дела мало. Я параллельно со всей другой работой сразу даю марки Н.А.Зайцева, обязательно помогаю (поддерживаю руку, направляю), пишем желтым фломастером. У Некина на сайте есть стихи, напечатанные серым шрифтом - тоже для обводки. Это помогает в общем плане так же, как таблицы Зайцева, на которых представены все буквы и знаки сразу, что позволяет писать любое слово, но и не исключает работу в отдельном столбике-песенке.
Чем писать - это только опытным путем определяется, что ребенку удобнее. Капиллярная хороша тем, что легко пишет (Stabilo, к примеру).
Аня, в общем, вы все делаете правильно, на мой взгляд.
kosha_ann
Oct. 23rd, 2009 06:17 am (UTC)
спасибо большое за ответ.
сразу вырастают крылья, когда понимаешь, что идешь в нужную сторону

про марки и целые слова. если честно, я просто не додумалась. а ведь, действительно, как и в кубиках - сразу все. но помогать. Так и попробуем. Благо сейчас недля каникул - будет время и отдохнуть, и поработать немного. Я дома - так что успеем вместе марки пописать.
Я тут случайно купила желтую капилярную ручку. Вот и будем писать золотые слова :)
У Некина стихи, да и сам шриф, которым такие тексты можнонабирать, скачала. Будем пробовать. Что больше понравится - марки или тексты.

Спасибо большое еще раз.
kosha_ann
May. 4th, 2010 04:06 pm (UTC)
а я отчитаться об успехах :)
заканчивается 1 класс. Ребенок пишет хорошо. Не в смысле, хоть как-то и ладно. А действитель, аккуратно, хорошо. В классе не лучший, но в лидерах. Единственное "но", не очень быстро. Т.е. не то, чтобы очень медленно, но не быстро. Пока не страшно, но, возможно, чуть дальше, если ничего не измениться, это будет мешать. Но я не тороплюсь, просто держу на заметке. скорее всего, будет побыстрее со временем.

временами бывает, что зеркалит с и э. Но это уже другие проблемы. и мы с ними тоже работаем.

Что делали
прописи Некина, когда осваивали новые буквы
Зайцевские марки, стихи Некина, и просто целые слова или предложения, набранные его шрифтом. Частенько писала его рукой. Проговаривал все новые буквы, в смысле, по элементам. Теперь проговаривает буквы в слове. Но постепенно, все меньше и меньше.

Спасибо большое. Ваши советы помогли очень действенно и вовремя.
espero_
May. 4th, 2010 07:23 pm (UTC)
"пишет действительно аккуратно, хорошо"
Как радостно читать такие "отчеты!:)

Конечно, обязательно будет быстрее. Сейчас все же автоматизацию нельзя считать полной, скорее она частичная.
Всё постепенно зреет, после лета будут видны еще бОльшие изменения в лучшую сторону.
olga_nedz
May. 4th, 2010 03:17 pm (UTC)
а мне кажется, это я что-то не так делаю: и старший был один из худших в классе по письму, и младшие тоже. При этом читают давно и с удовольствием, с математикой тоже проблем нет. Но прописи - хоть застрелись.
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow