?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вполне употребительное выражение.
Благодаря sonechko я опять подумала о смысле этих слов.

Казалось бы, в буквальном смысле это похвала. Но, по сути, получается что-то совершенно противоположное, да еще и с нагрузкой дополнительного негатива вдогонку.

Когда звучат эти слова? Они произносятся тогда, когда сказано или сделано что-то не так, и возникает необходимость компенсировать неудачу, привести положительные примеры.

Наверно, если сам себе так говоришь, то это воспринимается нормально: утешил себя таким образом, вновь уравновесил для себя действительность, ну и дальше живешь.

А как может воспринимает эти слова другой человек, ребенок?
«Все равно» - эти два слова сводят на нет похвалу (слово «молодец» или «умница» ребенок в таком сочетании просто не прикладывает к себе по назначению), лишний раз напоминают о неудаче, и вся фраза воспринимается всего лишь, как замаскированное утешение.

Думаю, что если ребенок действительно нуждается просто в утешении, то такая похвала его не ранит. А если для него важнее то дело, в котором он потерпел неудачу, то эти слова могут нанести дополнительную рану.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
remka
Aug. 24th, 2004 10:19 am (UTC)
Да, а особенно чувствительным к словам детям...
Но сколько я слышу откровенного негатива в оценках..., особенно , когда дети выходят с занятий лепки и рисования... "Давай мазню свою", "Ну что, сразу выкидывать, или домой понесем?"... а постоянное сравнение работ ребенка с работами детей, у которых моторика развита лучше... Грустно все это. Очень не хватает работы психолога с родителями... но мы пока физически не можем это осуществить...
ludmila_mama
Aug. 24th, 2004 01:49 pm (UTC)
Ужас какой:(
Неужели родители реально могут сказать ТАКОЕ ребенку? ...ммм, я думала, что родители, которые МОГУТ это сказать, не водят деток на лепку:)
espero_
Aug. 25th, 2004 12:00 am (UTC)
Юля, а если педагогам самим говорить о таких вещах на установочном собрании, упреждая, так сказать. Или по факту с мамой нежно говорить. Многим просто в голову не приходит, ЧТО они говорят, такое тоже бывает часто. Когда-то я считала, что это только для детей действует правило "неназванное не существует", но оно распространяется и на родителей тоже.
remka
Aug. 25th, 2004 04:03 am (UTC)
Стараемся :)
Только в холле (не очень большом) сидят одновременно 60 мам и бабушек, а когда к ним выходят 60 детей - то не всегда получается поговорить...
l_i
Aug. 24th, 2004 09:56 pm (UTC)
А как реагировать грамотно? Были у меня ситуации в этом году, я говорила что-то типа: "Но посмотри сама, насколько ты стала лучше ...., разве ты так могла полгода назад? А сегодня (что именно не сложилось)" Так-то можно, или тоже усугубляет?
espero_
Aug. 25th, 2004 12:06 am (UTC)
Ваш одобрительный комментарий верный, если на его основе дочка сама делает положительный вывод о себе и своих способностях.

Самое простое – это просто помнить, что хвалить нужно дела и поступки, но не личность самого человека ( не “ТЫ хорошая девочка”, “а сейчас у тебя гораздо лучше получается то-то и то-то….”). Форма, в которую облекается одобрение или похвала, важнА.
У Леви, на мой взгляд, очень верно и точно написано о похвале: как надо, как не надо, когда как надо. Обратите внимание на различные способы одобрения, особенно на косвенную похвалу и на рикошет, которыми родители редко пользуются, а зря.
l_i
Aug. 25th, 2004 01:11 am (UTC)
А что такое косвенная похвала и рикошет? Это в "Нестандатном ребенке"? Надо перечитать, не помню совершенно.
espero_
Aug. 25th, 2004 12:04 pm (UTC)
Да, это "Нестандартный ребенок".
Если совсем кратко, то
- косвенная, т.е. не прямая, например, мама говорит, увидев, что сын убрал все игрушки на место: «как интересно, мне показалось, что комната стала больше».
- «рикошет» - это когда похвала в адрес ребенка высказывается другим людям, но так, чтобы ребенок имел возможность ее услышать.
ddodo
Aug. 24th, 2004 11:31 pm (UTC)
ИМХО имхастое, как говорится - это НЕ похвала вовсе.
Это такая неловкая попытка ободрения... когда сам ободряющий огорчен... получается что расстроенный взрослый спихивает свое огорчение на ребенка.:(

Так же как "зато ты...".

Лучше уж признать факт неудачи и огорчения ребенка, пожалеть и предложить подумать как сделать чтоб в следующий раз вышло лучше.
espero_
Aug. 25th, 2004 12:15 am (UTC)
Согласна.
Кстати, оценочные, но бессодержательные слова "молодец" или "умница" я стараюсь не употреблять, ищу более конкретные по ситуации.
krl_pgh
Aug. 25th, 2004 05:55 am (UTC)
Еще "зато". "Зато ты у меня самая умная". И не утешает, и раздражает.
sonechko
Aug. 25th, 2004 02:17 pm (UTC)
У нас забавный эффект получился. Глеб был расстроен, напряжен, работа большая не спорится, хочется больше, чем получается. И я, на фоне такого уныния, с энтузиазмом, но немножко в шутку, стала выдавать такие фразы, несколько в час. Это сильно повлияло, сменилась атмосфера на более легкую, настроение улучшилось.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow