С машинками "Ятрань" я в своей жизни сталкивался дважды. Первый раз - в начале 90-х, в школе на УПК, где целый год получал сидя за этой машинкой профессию секретаря-машиниста со знанием делопроизводства. С тех пор у меня правильная постановка рук на клавиатуру, благо на "Ятрани" уже йцукенг. Но печатаю я всё равно от силы шестью пальцами, и ни о какой слепой печати и речи не идёт. Зверь эта "Ятрань", как посидишь урок в классе, где 2 таких машин стучат - никакой цех потом не страшен.
Второй раз я встретился с "Ятранью" в ракетно-космическом монстре, оплоте современных технологий, где проработал 10 лет. "Ятраней" в нашем неправлении было две: в табельной, где на ней заполняли всякие бланки типа отпускных, и у особо ценного работника в соседнем с нашим отделе.
Работника звали Аверьян и был он древен, как его имя. Славен он был многим: от любви к работе по выходным до на редкость нудного характера. Но с "Ятранью" он отличился особо.
Осваивать компьютер дедушка Аверьян не пожелал. Возможно, он увидел в нём происки супостата, возможно - не хотел дожидаться своей очереди поработать (ещё в прошлом году на отдел из 18 человек приходилось 6 компов). Короче, дедушка надыбал из машбюро "Ятрань" и бодро на ней постукивал, вызывая у соседей по комнате желание сотворить что-нибудь или с дедушкой, или с адовым агрегатом. Но иди сотвори: дедушка - ветеран предприятия, ценный работник, а "Ятрань" - единственный способ реализовать дедушкин трудовой порыв.
Но бог услышал мольбу дедушкиных коллег - и однажды наслал на него помрачение. После дня интенсивной работы Аверьян отметил, что машинка сильно нагрелась, и решил её охладить - стаканом воды, вылитым прямо на клавиатуру. Логичный способ охлаждения электрической машинки придумал человек с высшим техническим. Машинка сказала "кря", соседи сказали хвалу небесам.
Но дедушка был не таков, чтоб сдаться. Он выпросил "буквально на пару дней, срочный документ выпустить" последнюю в направлении машинку из табельной. И, ясен пень, не отдал её обратно, ни через пару дней, ни через пару недель. Табельная взвыла - никого не могут ни в отпуск отправить, ни на другую должность перевести - машинки-то нет! Дед упёрся насмерть: не отдам и всё, срываете выпуск документации по важной теме!
В общем, машинку и Аверьяна забирали с привлечением зама генерального. Дедушку научили печатать на компьютере, из чего тоже получился цирк - дедущке бликовал экран, и он придумал накрываться простынёй вместе с монитором. А поскольку простыня провисала и мешала смотреть на буковки, он стал одевать на голову коробку от бумаги с вырезом для глаз, и накрываться простынёй уже с коробкой на голове. Таким приведением он проработал ещё несколько лет, и вышел-таки на пенсию в возрасте хорошо за 80, чуть-чуть не дождавшись появления "жидких" мониторов.
А бланки в табельной, по-моему, так и заполняют на "Ятрани".