Даша Касик (babybitch_) wrote,
Даша Касик
babybitch_

отпуск на майские в Голландии

Это моя третья попытка написать про отпуск. Первая была прямо во время отпуска, когда я сидела в один из дней в домике с ноутбуком, пока весь день шел дождь и деваться было некуда, и писала. Вторая попытка была уже по возвращению домой, но меня отвлекла работа и книжные клубы. Так что третий заход. Потому что все инсайты были важные и мне ни в коем случае нельзя их забывать. А то ведь придет лето, я на смеси усталости и окситоцина забуду все плохое и могу опять случайно влипнуть в такой же отпуск.

Я пришла к выводу, что ощущение настоящего отпуска складывается у меня из нескольких составляющих. Но самый главный вывод будет в конце, ибо было мне откровение про эти составляющие.
Язык.
Жилье и комфорт.
Впечатления.
Еда.
Отдых.

Язык
Начнем с того, что я в принципе никогда не хотела ездить в отпуск в Голландии. Для меня само понятие отпуска всю мою жизнь означало обязательную смену языковой обстановки. Почему-то это для меня всегда было ключевым фактором (почему-то… да потому что я работаю с языком, вот почему, напрямую это связано, Даша, неужели сама не видишь). Весь отпуск я про это думала и поняла вот что. Мне важно в отпуске находиться в другой языковой среде по двум причинам.

- В отпуске мне хочется, чтоб меня окружал язык, в котором мой уровень владения им не играет никакой роли для моей социализации и уровня жизни. Мне важно, чтоб я ощущала себя туристкой, которая умеет сказать условные бонджорно или грасиас и не чувствовать себя при этом ущербно. На голландском же у меня все равно постоянное ощущение внутренней работы или и того хуже – критики и оценки. Я хочу просто не думать о языке вообще, когда я в отпуске. И в голландскоязычной среде это не получается.

- В отпуске мне просто нравится слышать мелодику другого языка. Желательно красивого языка, от которого хорошо на душе (итальянский и испанский в этом смысле идеальны для меня).

И вдобавок к этому ощущение отпуска мне создают другая архитектура, природа и вид из окна и другая еда. Отпуск в Голландии все эти пункты убивает на корню, потому что голландская архитектура везде похожа, голландская еда и подавно, ну разве что природа может порадовать, если живешь, как мы, в лесах, а отдыхать едешь к морю. Вот два года назад мы ездили на неделю в Бельгию и там было ощущение настоящего отдыха, но это потому что мы жили на самом пляже и у нас был обалденный вид из окна на море, плюс мы ездили в Брюгге, ели морепродукты и много гуляли. Казалось бы, у этого отдыха были все шансы оказаться таким же. Что же помешало-то?

Жилье и комфорт
Мы остановились в коттеджном парке. Я до этого была только в одном коттеджном парке, где у моих свекров такой вот коттедж, который они весь год сдают, но пару раз в год ездят в него сами и иногда берут нас с собой. В том парке мне не особо нравится, потому что всякую местную анимацию и переполненный бассейн я не люблю, сам парк там почти без деревьев, до цивилизации далеко, плюс см. в т.ч. пункт выше про одинаковую еду во всей стране. Так что ездим мы туда редко и без особых ожиданий. Но теперь я поняла, что на самом деле тот наш парк на самом деле о-го-го, а коттедж так и вовсе супер-люкс, потому что в нем дохера места и даже есть сауна и джакузи. А в домике, где мы были сейчас, в спальне расстояние между стенками и кроватью сантиметров 15, лежа в кровати можно с одной стороны открыть дверь, а с другой окно. А в спальне для детей даже не удалось развернуть и поставить детскую кроватку, настолько там мало места. То есть можно было, но только у окна, из которого страшно дует. Пришлось класть младенца спать с нами в кровать. Но на ней разъезжаются матрасы и я несколько раз за ночь вставала и сдвигала их снова, потому что боялась, что малыш провалится. Матрасы в целом вообще ужасные, поролоновые, от которых у меня с первого же дня начала болеть спина. Ну и в остальном в домике уровень комфорта сильно ниже того, к чему я привыкла за те же деньги в Италии или Испании. Мы с 2016 года ездили в отпуск в Италию и Испанию в виллы и агритуризмо. Я тратила несколько месяцев на то, чтоб найти идеальные домики. Но это того стоило. Потому что уровень комфорта в них был настолько прекрасным, что это сильно влияло на мое ощущение отдыха. Плюс все они были в красивых местах, где мне достаточно было сидеть на террасе у дома и чувствовать, что я расслабляюсь и выдыхаю от одного только вида тосканских холмов или испанских гор. А тут был крошечный домик, крошечный садик, выходящий прямо в окна соседям, крошечное все.

Да, я осознаю, что я priveleged spoiled bitch. Но просто теперь, когда мы живем в просторном и комфортном доме с видом на парк с овечками и осликами, я не могу не думать – ну и нафига надо было ехать куда-то через всю страну за безумные деньжищи, чтобы сидеть тут в четырех неуютных стенах?

А что мешало вам не сидеть в домике, а отдыхать, как всегда отдыхают в отпуске нормальные люди, спросит внимательный читатель? И вот тут начинается самое интересное.

Что еще я люблю делать в отпуске и почему этого нельзя было делать сейчас?

Достопримечательности и прочее.
Фигушки. У нас же с декабря локдаун. Музеи закрыты, театры и кинотеатры закрыты, даже бассейны закрыты. Поэтому никаких развлечений, ни для меня (музеи), ни для ребенка (бассейн и анимация). Доступны только развлечения под открытым воздухом, но погода не все дни была удачной, да и тусить весь день на улице, когда у тебя младенец, а у младенца зубы первые лезут – ну такоэ.
На пятый день отпуска мы взяли напрокат велосипеды и проехали за день 33 км. И это было лучшее решение всего отпуска. Хотя все равно было тяжело - младенец еще не сидит, поэтому ехал полулежа в прицепе и был этим недоволен. Приходилось часто останавливаться, носить его на ручках и успокаивать. И кормить приходилось где попало, пару раз просто на земле посреди полей и под ярким солнцем, что тоже никому не понравилось. Ну и Пухля, конечно, с непривычки очень устал и с середины поездки начал страдать и ныть. В общем, провести целый отпуск на велосипедах, например, пока что совершенно нереально. Поэтому что делать в условиях локдауна в отпуске в остальные дни – непонятно.

Вот, например Тин захотел (sunnyse, спасибо за наводку!) поехать на остров Nieltje-Jans, от которого в две стороны простираются огромные защитные сооружения со шлюзами, потому что это шедевр инженерной мысли, самая большая дамба Нидерландов и главная защита от наводнений и все такое. Все бы хорошо, но у нас же локдаун, поэтому в музей и образовательный центр, где рассказывают про историю и строительство всего этого сооружения, не попасть. Поэтому просто приехали на искусственный остров, прогулялись немножко вдоль берега, пофоткались на фоне шлюзов. Вот и все развлечение. Пухля еще, пока мы шли к шлюзам, умудрился свалиться с самоката на асфальт и раздорать себе ладони, что тут же превратило этот день в «худший день в его жизни» и отпуск в «ужасный отпуск, ненавижу этот отпуск, хочу домой, давайте пожалуйста поедем домой».

Ладно, нафоткались, нагляделись в бинокли на море и шлюзы, но тут проснулся младенец. Покормила младенца в машине на стоянке (светит солнце и мешает, плюс в машине все отвлекает, поэтому он крутит башкой во все стороны и кусается, блин).
Поехали в городок Мидделбург. Пошли гулять в центр. А там внезапно адские толпы. И тут до нас дошло. В этот день в Голландии впервые с декабря открылись рестораны, точнее только террасы, и открылись без записи магазины. Поэтому народ ломанулся в центр. Ну а нам что делать, не ехать же обратно. Пришлось по возможности избегать толп. Но пока мы дошли до главной площади, наступило уже время обеда и все проголодались. Попытались найти свободное место на террасе какого-нибудь ресторана. Безрезультатно. Намотали несколько кругов по центру, пока таки не нашли местечко. К этому моменту все уже были злые и голодные. Но оказаться спустя столько месяцев впервые в ресторане было все-таки здорово. И только я было раздобрела и успокоилась, как Тин вдруг такой: «Ну все, пообедали, поехали обратно в домик». И я за секунду от состояния покоя до ярости – ну какое нафиг обратно в домик, что там делать в этом сраном домике?! Я хочу гулять! Я хочу смены обстановки и впечатлений! Сидеть в помещении с книжкой я и дома могла, причем с намного большим комфортом. Я задолбанная бытом мамаша, мне впечатления нужны!

К счастью, Тин быстро понял, что со мной так нельзя и легко согласился поехать в еще одну деревушку неподалеку и погулять там по набережной вдоль моря. И все было б ничего. Но тут я постепенно начала подозревать вот что – все эти короткие поездки из городка в городок, конечно, очень хороши и увлекательны, но у меня Малыш весь день не спит, потому что стоит ему уснуть в машине, как мы уже приехали на следующее место и он опять просыпается, когда вытаскиваешь из машины и больше не может уснуть. В общем, за весь день он свою норму сна не добрал и к вечеру стал совершенно не управляем. Но в том городке на набережной мы очень мило прогулялись с часик-полтора.

На этом наши достопримечательности в общем-то окончились.

Конечно, можно было подготовиться получше, заранее разузнать, где интересные места, куда поехать погулять, что поделать на свежем воздухе. Но у меня вообще не было никакого ресурса на это всё. Мне хотелось, как мы всегда это делали раньше, просто приехать и гулять куда глаза глядят. А оказалось, что тут место для этого было совсем неподходящее. Прокололась я.

Вкусная еда
Рестораны тоже были закрыты. А мне в отпуске очень важна эта возможность не готовить самой хотя бы несколько дней в неделю, потому что я так реально отдыхаю. Открыты, впрочем, всякие на вынос. Но в коттеджном парке были только обожаемая голландцами картошка фри и всякие мясные полуфабрикаты во фритюре, которые я не люблю и готова терпеть раз в год, но уж никак не каждый день. В итоге мы от отсутствия альтернатив за неделю столько раз ели картошку фри, что я теперь полгода ее видеть не смогу.

В один из вечеров мы решили не брать пережаренную еду на вынос в палатке в коттеджном парке, а дойти до ресторана в серф-центре неподалеку, с хорошими отзывами и приятным меню. Заказали заранее по телефону, сходили забрали, принесли в домик и сели ужинать. Пухля попросил себе куриные шашлычки с арахисовым соусом. Хорошо, блин, что я по привычке решила ему помочь и порезать на кусочки помельче. Курица оказалась сырой внутри!!! Просто под соусом снаружи этого было не видно. Да и он мог бы не заметить, если б ел сам, потому что островатый соус скрывает все. Как же я выбесилась. Позвонила сразу в ресторан и высказала, что я про них думаю. Пообещали компенсировать бесплатной едой на выбор в следующий визит. Но я все равно бесилась. Попробовала доготовить несчастную курицу в духовке. Но, блин, бытовая техника в коттеджном парке оставляет желать лучшего. Потому что пришлось держать ее на 200 градусах еще 20 минут, чтоб прожарить. Есть это в итоге не захотелось никому.

В общем, с едой был какой-то ужас. Готовить на этой кухне на исцарапанной сковородке особо нечего. (Господи, я в Италию каждый раз возила с собой хорошую сковородку, а тут на 2 часа езды отъехали, а сковородку я забыла). Целыми днями есть только макароны или полуфабрикаты не хотелось. У нас собой была настольная жаровня для того, что тут зовется gourmetten, когда в маленьких посудинках каждый жарит себе лично порционно замаринованные мясо, рыбу и овощи. У нас эта жаровня стояла в шкафу много лет и тут в отпуске мы ее достали и тут же вспомнили, почему не пользовались – бесит! Жарит долго, пока эти крошечные порции дождешься – оголодаешь. Да и еще весь дом пахнет потом жареным. В общем, два дня мы на ней пожарили и выбросили эту жаровню прямо там. С едой был какой-то полный провал в этом отпуске. В отпуске в других странах опять же поготовить самим еду всегда интересно, потому что все другое, я там даже в супермаркеты ходить люблю просто так. А в отпуске в Го в супермаркетах везде все одно и то же. Никаких тебе гастрономических радостей и сюрпризов.

Отдых
Обычно мне просто моря и пляжа достаточно для счастья. Я могу часами сидеть у воды с книжкой и таким образом отдыхать и наполняться энергией.

Но тут я резко вспомнила, почему мы в самый наш первый отпуск (Гран-Канария, Пухле было 7 месяцев) совсем не ходили на пляж. Потому что 1) коляску по песку тащить нереально 2) на пляже младенце то слишком дует, то слишком светит солнцем в лицо.

В общем, в первый день я героически протащила коляску по песку метров 30. Но до линии воды оставалось еще метров 200. Поэтому я забила и плюхнулась прям где могла. Пухля в это время вытащил воздушного змея и сразу же с папой попытался его запустить. Но у них ничего не получалось, веревки перекручивались, змей падал, оба начали психовать. И вот когда нас было еще трое, я в такой ситуации просто всех успокаивала и разруливала. Я бы наверное даже вспомнила, что когда мы этого змея купили, то первый раз тоже не могли запустить, пока не догадались, что лучше просто запускать его на одной нитке, вместо двух, тогда он просто висит в воздухе, а делать им всякие пируэты нам необязательно. Но в этот раз все осложнялось рыдающим младенцем. Которому пляж, ветер и солнце не нравились и вообще хотелось есть. Я пыталась как-то устроиться на покрывале и покормить его. Но ветер покрывало рвал во все стороны. Укрыть лицо младенца от солнца шарфом или пеленкой тоже никак не получалось. В итоге он орал громче, грудь не брал, а еще Пухля в это время начал истерить, что змей падает и бесит. И поэтому когда Тин что-то там спросил, то я была уже в состоянии такого отчаяния, что начала орать сама. Меня прям накрыло ощущением, что все, пиздец, не будет мне никакого отдыха и покоя и хрен мне, а не посидеть на пляже с книжкой, пока младший спит, а старший с папой играет. АААААААааааааааа!!!!!

Потом, правда, удалось успокоиться самой и всех нейтрализовать. Младенца таки покормила как-то и уложила в коляску, обвязав сверху пеленкой, чтоб ни солнце, ни ветер под крышу к нему не заглядывали. Отобрала у Тина змея с запутавшимися насмерть нитками и стала их распутывать, а его с Пухлей отправила к воде погулять с глаз моих долой. Змея распутала, прицепила одну нитку с ручкой, вместо двух и спокойно запустила. Когда Тин и Пухля вернулись от воды, то оставила Тину младенца и пошла к воде сама, с морем поздороваться. Возвращаюсь – младенец опять рыдает.

В общем, плюнула я на этот пляж. Пробыли мы там в тот день может час от силы. И потом в последний день отпуска выбрались туда еще разочек, но больше времени шли туда, чем на самом пляже были. Потому что опять же – ветер, солнце, орущий младенец и вот это все. Отдохнула, чо.

Но! Зацените вот что.

На четвертый день отпуска мы хотели поехать на пляж Maasvlakte искать окаменелости (там такое волшебное место, где можно запросто найти древние кости, потому что вся территория насыпана песком со дня моря, спасибо Жене wildest_honey за наводку вообще). Ехать нам туда было минут 30-40. Приехали, а там – дождь. Дождище. Причем явно зарядил надолго. Но что мы зря ехали что ли? К этому пляжу я вот нормально подготовилась, кстати. Переноску для младенца взяла с собой. Тина и Пухлю в непромокаемое одела. Единственная проблема – а как самой-то идти под дождем на пляж, да еще и с младенцем в переноске? Но голь на выдумки хитра, как говорила всегда моя бабушка. Я взяла пластиковую накидку для коляски и просто надела ее себе на голову так, чтобы она закрывала целиком всю переднюю часть меня и младенец был под ней. И все получилось! Тин и Пухля собирали камни, ракушки и потенциальные окаменелости, а я бродила вдоль воды рядом с ним. Малыш спал у меня на пузе. Пляж при этом был совершенно пустынный, мы были единственными людьми. И никакой дождь нам не помешал. Вот в то утро я реально почувствовала себя отдохнувшей.

А после обеда, кстати, мы в тот день пошли гулять в лесопарк возле нашего места отдыха. Там оказалось какое-то волшебное место. Ни одного человека и пара точек для наблюдения за птицами в заповеднике. Так что мы там два часа прогуляли просто на природе. И было хорошо. Вот тут уже наступило ощущение отдыха. Но это просто потому, что я расслабилась, перестала чего-то ожидать и адаптировалась к ситуации.

Ну а в самый последний день мы еще сделали две вещи. Сначала сходили в такой центр под открытым небом, где из канатов и балок созданы всякие препятствия на высоте и ты по ним лазаешь со страховкой. И это было просто счастье для Пухли. Мы там были одни и он два часа лазил туда-сюда, катался на тарзанке над речкой и был счастлив. Потом мы прогулялись к пляжу и я даже попускала змея одна. А потом я оставила Тина в домике смотреть Формулу 1 и пошла с детьми кататься на таком дурацком туристическом паровозике, который ездит вдоль моря. И это была чудесно. Мы с Пухлей болтали и ржали, Малыш глазел по сторонам. И все счастливы.

Так вот. К каким выводам я пришла.

Язык. Комфорт. Впечатления. Еда. Отдых.

Все эти пункты вместе составляют 100% удачного отпуска. Причем для удачности соотношение по пунктам необязательно должно быть 20+20+20+20+20. Это может быть и 10+30+40+20+0 (как у нас бывало во всех последних отпусках в Италии). А может быть и 10+10+60+10+10, как у меня часто бывало по молодости в моих одиночных отпусках.

Смысл в том, что недостаток чего-то одного должен компенсироваться избытком чего-то другого. Когда я ездила одна на ту же Майорку когда-то, я жила в ужасном дешевом отеле, ела что попало и когда попало, но зато у меня было невероятное количество впечатлений и отдыха, потому что я писала интересную историю, очень много гуляла, смотрела фильмы по вечерам и целыми днями читала, сидя у моря. Когда мы ездили с маленьким Пухлей на Крит, я толком не отдыхала, потому что двухлетнего ребенка нельзя ни на секунду упустить из виду. Но у нас был очень комфортный отель со своим пляжем и спортзалом, мне вообще две недели ничего не надо было готовить, потому что завтраки и ужины в отеле и рестораны днем. То есть я компенсировала все остальное комфортом. Ну а отпуска в Италии – это всегда по максимуму впечатлений, офигенная вкусная еда, красивый язык и отдых от одной только красоты вокруг.

Отпуск с маленькими детьми – это всегда тяжело. Им от тебя все время что-то нужно. У них стресс от незнакомой обстановки, даже если кажется, что им все нравится и интересно. Слишком много впечатлений. Слишком все новое. Я уж молчу про грудничков, которых надо все время кормить, у которых и без того сон так себе, а наш конкретный грудничок еще как раз в этом отпуске решил вырастить себе первый зуб, так что было вообще весело.

Именно поэтому в отпуске с маленькими детьми обязательно нужно, чтоб пункты «комфорт» и «впечатления» зашкаливали. Потому что именно эти две вещи нужны матерям маленьких детей больше всего. Ну или по крайней мере лично этой конкретной маме Даше нужны эти два пункта.

Отпуск в Голландии мог бы быть вполне удачным несмотря на голландский язык вокруг, если б у нас был офигенно комфортный домик, если б мне ни разу не надо было задумываться о том, как и чем всех кормить, если б работали всякие детские развлекалки и можно было б хотя бы о Пухлином досуге не думать. Но тут сложились все возможные неудачные обстоятельства сразу с этим чертовым локдауном. И поэтому мы не то что 100%, мы даже 50% в сумме пунктов на набрали. Все было по минимуму, компенсировать было нечем.

И это я в этом посте даже не затрагиваю тему расходов на отпуск. Это отдельная песня. Я никогда не смирюсь с тем, что неделя в этом дурацком маленьком коттедже стоила столько же, сколько неделя в доме с тремя спальнями в Тоскане, с видом на холмы, с собственным бассейном, огородом и в самый высокий летний сезон.

Выводы, которые мы с Тином сделали из всего этого:

- ездить в отпуска в Голландии мы скорее всего больше не будем
- нам важны все 5 составляющих хорошего отпуска, но с учетом младенца в следующие отпуска надо особое внимание уделить комфорту
- отдыхать с младенцем сцуко тяжело и поэтому надо забыть о том, как мы уже привыкли отдыхать с разумным и удобным в поездках Пухлей. Снизить ожидания и адаптироваться к ситуации. И если с младенцем нереально целый день гулять по достопримечательностям, то значит впечатления надо добирать красивым видом из окна, природой, отсутствием людей и спокойным отдыхом

Посмотрим, удастся ли нам такое устроить в летний отпуск.
Tags: kid, kid-2, travel

• (no subject)

Физически у меня силы совершенно на нуле (что еще усугубляется ужасно болезненными и обильными в этот раз месячными, и да, мне вообще сложно и…

Стала укладывать Малыша на дневной сон. Положила в кроватку, села рядом на пол, чтоб держать за ручку через решетку кроватки. Сидеть не было сил.…

Помните про моего мальчика, который не умеет и не хочет выбрасывать старое и ненужное? Сегодня принес из школы гору тетрадок, прописей и рабочих…