Даша Касик (babybitch_) wrote,
Даша Касик
babybitch_

Category:
Вчера была вторая встреча книжного клуба C1 и это был полный космос. 2,5 часа бурной дискуссии о книге и главном герое. Я давно не припомню, чтоб мне доводилось наблюдать и участвовать в таком интересном обсуждении, когда оно не затихает само собой, а наоборот с каждым новым высказыванием выходит на новый уровень. И когда мне не надо никого никуда направлять, а идет настоящий обмен мнениями, живое и бесценное общение. В этом смысле компания подобралась уникальная – все очень разные, но офигенные. Кого-то я знаю по жж уже очень давно, но несколько человек совсем новых и незнакомых пришли через фейсбук и разбавили нашу жж-шную компанию как раз так, как надо.

Но сейчас не столько об этом (хотя от восторга и эмоций я потом уснуть не могла).

А о главном челлендже преподавателя.

Основная претензия, которую изучающие любой язык обычно предъявляют носителям языка – «а почему они меня не поправляют?!». Я посвящу этому вопросу несколько страниц в моем большом лонгриде об изучении языков, который я еще с лета обещаю дописать. Но вкратце ответ звучит так:

Носители языка, с которыми вы разговариваете, не исправляют ваши ошибки, потому что не умеют этого делать:
- не умеют отслеживать ваши ошибки и вылавливать их в речи в принципе
- не умеют объяснять, как правильно, потому что они просто говорят на языке интуитивно, а правил не знают, не помнят, учили давно, вообще на задумывались, что про это есть правило
- вообще-то не нанимались этого делать и даже не думали, что этого от них кто-то ожидает
- и даже если вы их специально попросите это делать, то они вряд ли смогут. Или будут прерывать вас после каждого предложения, после чего вам обоим расхочется разговаривать.

Преподаватель же, в отличие от простого носителя, все это умеет. Преподаватель годами тренирует навык отслеживания ошибок в чужой речи. Преподаватель знает, как объяснить грамматику и правила, потому что является специально обученным человеком не просто по специальности «N-й язык», а по специальности «N-й язык как иностранный», то есть знает, что именно сложно дается в языке иностранцам. И преподавателю, конечно, за это все платят деньги, то есть он именно что нанимался.

Но преподаватель, как и носитель сталкивается с одним сложным выбором, с которым я как раз в полной мере столкнулась вчера:

Какая цель у нас в данный момент? Исправление ошибок или эффективная коммуникация.

Носители языка не исправляют наши ошибки, потому что в момент разговора они в принципе не думают об ошибках. В момент разговора они бессознательно стремятся только к одному – понять, что говорит собеседник. И если даже вы говорите с ужасными ошибками, они все равно стараются вас понять. Потому что цель тут – коммуникация. А если ставить целью исправление ошибок, то коммуникация тут же сойдет на нет. Невозможно одновременно полноценно беседовать и исправлять ошибки.

И вот в этом преподаватель и носитель языка находятся в одинаковом положении. Только преподавателю еще и как бы положено исправлять ошибки, он нанимался, его за этим и звали. Но, видит бог, когда ты видишь, как человек вдохновенно рассказывает о чем-то, важном, когда человеку хочется высказаться, то перебивать его совсем не хочется. Особенно на уровне С1, когда разговоры не о том, как правильно записаться на прием врачу или попросить чек в магазине, а о том, что нас по-настоящему волнует. Как можно взять и бездушно сказать «да, это все прекрасно, что вы только что сказали о душе главного героя, о морали и принципах, но меня интересует вот тут ваш неправильный порядок слов, а вот там неправильное сослагательное наклонение». После такого, как мне кажется, любой нормальный собеседник и ученик просто закроет рот и не захочет больше ничего говорить дальше. Потому что не только я как слушатель делаю выбор в пользу эффективной коммуникации, но и он как говорящий делает такой же выбор. Потому что хотя нам всем очень хочется говорить правильно, но еще больше нам хочется быть услышанными и понятыми.

И вот сидишь ты, преподаватель, перед группой учеников и на протяжении двух часов постоянно делаешь выбор в пользу эффективной коммуникации. Потому что невозможно прервать этих прекрасных, умных, чутких, думающих людей и тыкнуть пальцем в их ошибки. Потому что люди важнее ошибок.

Но меня, конечно, потом мучает вопрос. А как же быть с образовательным аспектом книжного клуба? Да, я пытаюсь в этот формат впихнуть очень многое, хотя по большому счету сам факт прочтения большого романа на иностранном языке уже является огромным достижением, без всяких там дополнительных штук вроде выученных новых слов и выражений или исправленных грамматических ошибок. Но все-таки этих дополнительных штук очень хочется.

Пока что я стараюсь в процессе отловить у всех характерные паттерны и ошибки и потом даю индивидуальную обратную связь. Но насколько это оптимальный способ работы над ошибками, я пока не знаю. Точнее знаю, что не идеальный. Но идеальное в два часа в неделю впихнуть невозможно. Так что буду думать дальше.
Tags: bookclub, nt2
Subscribe

  • (no subject)

    Провела полчаса в зуме с советником магистратуры Наймегенского университета и пропала. Все. Дальше искать и выбирать не буду. Все, что я прочитала…

  • (no subject)

    Я: ааааа, я ничего не успеваю, где взять время, сил нет, энергии нет... Тоже я: получила 22 заявки в новую группу (хотела набрать 8...), заказала 3…

  • что делать дальше с книжными клубами

    Все лето я думала, что делать с книжными клубами дальше. Периодически я буду тут про это писать, потому что у меня сейчас в голове похоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments

  • (no subject)

    Провела полчаса в зуме с советником магистратуры Наймегенского университета и пропала. Все. Дальше искать и выбирать не буду. Все, что я прочитала…

  • (no subject)

    Я: ааааа, я ничего не успеваю, где взять время, сил нет, энергии нет... Тоже я: получила 22 заявки в новую группу (хотела набрать 8...), заказала 3…

  • что делать дальше с книжными клубами

    Все лето я думала, что делать с книжными клубами дальше. Периодически я буду тут про это писать, потому что у меня сейчас в голове похоже…