Много лет Тин мне твердил, что за мою работу в книжном клубе надо брать деньги. Я все эти годы от него отмахивалась и объясняла свое нежелание монетизировать книжный клуб следующим образом: я его вообще придумала для тех, кому язык дается тяжело, а потребность у них в более свободном владении голландским при этом довольно высокая и планка тоже высокая. Потому что именно у таких людей обычно большой разрыв между тем, как они на самом деле владеют языком, и тем, как бы им хотелось им владеть, чтобы чувствовать себя человеком и, что немаловажно, чтобы найти работу по специальности. Собственно говоря, в книжный клуб почти всегда приходили как раз те, кому работу найти было тяжело именно из-за того, что свободное владение голландским для их специальности является обязательным (учитель, врач, юрист, секретарь). И очень часто участники с более прикладными специальностями бросали читать, как только находилась работа и приоритеты менялись. А брать плату за участие с тех, кто продолжает ходить и при этом профессионально в Голландии пока что так и не состоялся, мне всегда казалось неправильным.
И вот сейчас я наконец дошла до того, чтобы во-первых, запустить книжный онлайн-клуб, а во-вторых, брать за участие плату.
Но меня страшно накрывает на эту тему.
Во-первых, я начинаю сразу считать себя самозванцем, которому вообще стыдно должно даже думать о том, чтоб брать деньги с кого-то.
Во-вторых, я переживаю, что так отпугну тех, кто поучаствовать бы реально хотел, но финансовые возможности не позволяют.
С этими двумя вещами я борюсь следующим образом. В первую очередь я говорю с собой и объясняю себе вот что.
Книжным клубом я занимаюсь 7 лет. Если б можно было б посчитать реально вложенное в это количество часов, то набежало б уже на полноценное образование. И это такая нефиговая инвестиция. Причем инвестиция в первую очередь в виде времени. Для того, чтобы стать таким коучем/ведущим/преподавателем, назовите мою функцию как угодно, для того, чтобы научиться давать своим ученикам и участникам книжного клуба именно ту поддержку и знания, которые им нужны, я потратила множество часов, прочитала множество книг и совершила множество ошибок, на которых научилась не только тому, как надо, но и тому, как не надо. Да даже по одному моему предыдущему посту можно понять, какое количество информации я перелопатила, чтоб просто все это знать, не говоря уже о том, чтоб знать, что с этой информацией делать дальше. Так что я повторяю себе раз за разом, что мои навыки и умения чего-то стоят. Я не фига не самозванец. Этот страх надо в себе изживать, но пока не всегда получается.
Дальше. Время всегда стоит денег. Но если время вложенное в какие-то наши умения заранее нам никто кроме нас самих оплачивать не обязан, то конкретное время занятий книжного клуба тоже не берется ниоткуда.
Все эти 7 лет я каждую пятницу приходила в библиотеку на два часа. Но эти два часа не брались из воздуха, потому что 3 года из 7 каждую пятницу два с лишним часа с моим ребенком сидела бабушка. Потом, к счастью, началась школа и мне не пришлось больше ломать голову о том, куда деть ребенка. Но теперь у меня младенец, а это значит снова нужно как-то решать вопрос со временем. Если я хочу вести две группы в неделю по 2 часа, то значит мне нужно куда-то деть младенца на 4 часа в неделю. Я буду это решать с помощью как минимум мужа и свекрови, а в экстренных случаях придется видимо привлекать оплачиваемую приходящую няню. И вот на все это мне Тин говорит, что волонтерство и альтруизм это конечно хорошо, но не кажется ли тебе, Даша, что тратить время и, возможно, деньги своей семьи на то, чтобы учить голландскому людей, которые в принципе не находятся в бедственном положении, это какой-то уж слишком экстремальный альтруизм? И я, кажется, с ним согласна.
Следующий аргумент Тин приводил мне тоже миллионы раз, а я отмахивалась. Но недавно прочитала его у блогера, чье отношение к языку и преподаванию мне очень близко, и теперь не могу перестать про это думать. А Тин всегда говорил: «Если б твои девочки из книжного клуба платили за участие деньги, то и к занятиям относились бы гораздо более ответственно. А так ты отдаешь им огромное количество сил и материалов бесплатно, обесценивая тем самым свой труд». Я как-то не хотела этого слышать, потому что – см. первый абзац. Но теперь потихоньку вот и правда начинаю думать, что так и есть. У меня и ж само так – материалы, которые достаются мне бесплатно, обычно навсегда оседают в недрах компьютера. А вот то, за что я плачу (профессиональная литература по теме, лингвистические журналы и подписки, вебинары), я таки перелопачиваю, потому что иначе очень жаль потраченных денег.
Столько лет Тин твердил мне, что если ты умеешь делать что-то лучше других или знаешь о чем-то больше других, то за это не стыдно брать деньги. Кажется, я наконец это прочувствовала.
Так вот. Положим, я задавила все свои комплексы и просто волевым решением постановила, что онлайн-клуб будет небесплатным. Но тогда встает важный вопрос – а сколько денег уместно брать за такие занятия?
Думая об этом, я себе постоянно напоминаю, что сантехники и электрики стоят от 50 евро в час и совершенно не стесняются брать за свои услуги деньги, даже когда качество этих услуг оставляет желать лучшего. Просто потому что они берут плату за потраченное время.
Я пытаюсь сопоставить плату за книжный клуб с тарифами за работу переводчиков, потому что как переводчик я в принципе-то монетизирую свои примерно те же самые лингвистические знания и умения.
И вот я пришла к мысли, что мне было бы комфортно, если б за 2-часовое занятие я получала оплату около 60-80 евро. Тогда часовая оплата будет чуть ниже стандартного переводческого тарифа и даже ниже расценок за обычные групповые языковые занятия. Учитывая, что оптимальный размер группы - это как раз 6-8 человек, то это означает, что плата за занятие для участника составит 10 евро (5 евро в час).
Вот скажите мне пожалуйста, если вы дочитали эту скукоту до конца, как вы считаете, это адекватно? Причем оцените пожалуйста адекватность с обеих сторон – адекватная ли эта плата для того, кто услугу поставляет, и для того, кто ее приобретает?
Отдельный вопрос к тем, кто не против был бы поучаствовать – как вы считаете, это слишком много/мало?
(Чувствую себя очень неуверенной и уязвимой, вынося эту тему на обсуждение, но надо все-таки решиться уже).