Азрафэль (Ольга Белоконь) (azraphel_) wrote,
Азрафэль (Ольга Белоконь)
azraphel_

Categories:

Кросс-половой отыгрыш в свете гендерной психологии

Статью написала для журнала "Крылатый вестник", но номер с ней выйдет только к марту. Потому помещаю вот здесь. Может, кому еще на сайт ролевой нужно? Так берите :)))

Кросс-половой отыгрыш в свете гендерной психологии

Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.
Шекспир

Кросс-половым отыгрышем (часто – просто кросс-полом) на ролевых играх называется отыгрыш персонажей противоположного пола, то есть отыгрыш девушками персонажей-мужчин и наоборот.

Нельзя говорить о кросс-поле, не затрагивая при этом представлений, сложившихся в области психологии – психологии пола и гендера. Большая часть статьи будет посвящена именно краткому пересказу этих представлений.

Пол

В психологической литературе довольно прочно закрепилось различение пола и гендера. Пол – это биологическая константа, а гендер – социальное оформление, набор условностей, стереотипов, сопровождающий пол в разных культурах. О гендере более подробно мы еще поговорим ниже. Я заранее прошу прощения у людей, разбирающихся в данной проблеме, за вульгаризацию и упрощение такого сложного материала – моей целью является не всесторонне освещение и не курс лекций, а всего лишь понятие о сложности и многообразии мира пола и гендера.
Как мы обычно определяем пол человека? Как правило – по вторичным половым признакам: наличие-отсутствие развитых грудей, пениса, тембру голоса, чертам лица и рук, ширине плеч, талии, бедер. На самом деле не все так просто. Существует как минимум две характеристики биологического пола, которые могут не совпадать межу собой. Это хромосомный пол и пол гормональный. С хромосомным полом все относительно просто – если в клетке есть игрек-хромосома – пол мужской, нет ее – женский.
Гормональный пол определяется процентным соотношением мужского гормона – тестостерона и женского – эстрогена (точнее, там несколько гормонов, совокупно называемых эстрогенами). В каждом организме, будь он мужской или женский, есть гормоны обоих типов, только в разном соотношении. Именно гормоны несут основную «ответственность» за возникновение вторичных половых признаков: если много тестостерона, возникают мужские признаки, если эстрогенов – женские. Именно поэтому у женщин в старости часто начинает расти борода и усы – количество эстрогенов падает, за счет этого процент тестостерона в организме растет и начинает «работать»…
Конечно, я нарисовала упрощенную картину. В этой статье мы не будем углубляться в биологические дебри, подробно рассматривать фары развития зародыша от зачатия до рождения (и дальше, так как процесс формирования организма рождением не завершается и бывают курьезные случаи «смены пола» младенцами – в организме малыша тестостерон и эстрогены не могут никак устаканиться, и первичное определение пола акушеркой может быть ошибочным – из-за того, что в момент рождения большей концентрацией обладает «не тот» гормон. Потом все приходит в норму и ребенок обретает свой «истинный» пол – а бывает, что и не обретает, сбои бывают самые различные…). Однако, чтобы показать, насколько сложна проблема биологического пола, приведу классификацию полов Келли (2000):
- генетический пол (определенный набор генов);
- гонадный пол (железы внутренней секреции);
- морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);
- церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).
Про церебральный пол хочу сказать отдельно. Дело в том, что ученые склоняются к мысли, что существует анатомическое различие между «мужским» и «женским» мозгом. В «женском» мозге слабее выражена функциональная ассиметрия полушарий, они менее четко распределяются по функциям (левое полушарие управляет правой половиной тела, отвечает за логические операции, распознавание речи; правое – за художественные способности, ассоциативное мышление, эмоции). Есть данные о том, что в «женском мозге» больше нервных волокон, соединяющих оба полушария. Я не случайно написала «мужской» и «женский» в кавычках – забегая вперед, скажу, что «мужской» мозг встречается и у женщин, а «женский» - у мужчин. Однако этот вопрос еще не исследован до конца, это всего лишь предположение, но никак не аксиома.
Самое смешное заключается в том, что все эти многообразные признаки не всегда соответствуют друг другу. Казалось бы, «нормальное» развитие организма предполагает четкое следование схеме хромосомный пол - гормональный пол – вторичные половые признаки. Ан нет, все устроено гораздо сложнее. Существует как минимум 6 этапов, когда возможны «отклонения» от этой схемы. В итоге получаемое разнообразие типов биологий и функционирования организмов так велико, что можно говорить об уникальной биологии каждого человека в отдельности.
Приведу такой пример. Обычно считается, что при переизбытке тестостерона у женщины она обретает мужеподобные черты лица, грубый голос. Это не всегда так: порой весьма заметные изменения в организме внешне практически никак не маркируются… Если же говорить о строении мозга, то тут четко установлена связь с гормональным развитием эмбриона. Если в момент закладки определенных структур мозга в организме матери (само по себе или как следствие принимаемых ею препаратов) было много тестостерона, то мозг получается «мужским», если не было такого количества тестостерона – «женским». Если к этому прибавить то, что человеческий организм со временем изменяется, что в каждый момент возможны, например, гормональные сбои (или «естественные» гормональные изменения) – картинка получается крайне запутанной и неоднозначной.
Гендер

В отличие от биологического пола, изучаемого естественными науками, гендер – пол социальный. Гендер существует только в культуре, при взаимодействии с другими людьми и проявляется специфичным для каждой культуры образом. В целом можно сказать, что «гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимодействие между собой».

Какими мы видим мужчин и женщин?

Представления о том, какие есть мужчины и женщины, психологи называют «гендерными стереотипами». Стереотип – слово отнюдь не ругательное, пришло из типографской лексики, в которой оно использовалось в XVIII веке для обозначения формы для печати оттисков. В психологии под стереотипом понимают создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Стереотипы часто трактуют как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Однако человек не может обойтись без стереотипов, он не может рассматривать каждую группу или каждое социальное явление как уникальное.
Важнейшим стереотипом является представление о «мужском» и «женском», переносимым даже на природные объекты и предметы, окружающие человека. Слова в русском языке, как мы знаем, бывают мужского, женского и среднего рода. Последний может быть применен к человеку только в ироничном или же уничижительном смысле. Психологи называют «мужскость» маскулинным, а «женскость» - фемининным, и говорят о маскулинных и фемининных качествах человека.

Какие же представления существуют у нас о мужчинах и женщинах?

В стереотипном образе мужчины присутствуют качества, во-первых, ассоциирующиеся с деятельностью и активностью: предприимчивость, стремление к достижению цели и к соревнованию, склонность к авантюризму, решительность, настойчивость, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, желание быть оригинальным, умение делать бизнес. Женщине же отказывается в обладании этими качествами — ей, напротив, приписываются пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
Во-вторых, «мужскими» являются характеристики, обычно соотносимые с позициями власти и управления — стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, сила, умение принимать решения, ум, реализм. Как «женские» описываются такие характеристики как покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.
Качества, характеризующие когнитивную сферу человека, также полярны как по содержанию, так и по оценке. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, более быстрый ум, объективность, находчивость, критицизм приписываются мужчине; меньшая способность рассуждать, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщине. Пожалуй, единственно социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция — качество, которое нередко противопоставлялось ограниченности мужского разума.
В эмоциональной сфере как маскулинность, так и фемининность содержат характеристики с разными знаками оценки – и позитивными, и негативными. «Мужскими» считаются способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, хладнокровие; «женские», фемининные характеристики — это эмоциональность, восприимчивость, внушаемость, чувствительность, легкая смена эмоциональных состояний, склонность к тревожности, жалобам, слезам, ранимость, истеричность, капризность.
Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия, также соотносятся с гендерными стереотипами. Обычно как позитивные оцениваются такие «женские» качества как жертвенность, мягкосердечие, заботливость, дружелюбие, тактичность, вежливость, чувствительность к эмоциям другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям. Среди негативных характеристик — непостоянство, ненадежность, хитрость, болтливость, ворчливость, одержимость идеей завести семью, трусость. В мужском стереотипе присутствуют как прямота — так и коррелирующие с ней бестактность, грубость, резкость; как самообладание, надежность, взвешенность - так и черствость, эгоизм, бесчувственность, жестокость; как справедливость – так и отсутствие милосердия и жалости. Заслуживает упоминания и то, что стереотипным является представление о большей искушенности мужского пола в вопросах секса.
Наконец, мужчинам и женщинам предписывается исполнение разных социальных ролей. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность - с приватной (семья, дом, воспитание детей). Мужчина воспринимается прежде всего как работник и гражданин, а женщина – как жена и мать.

Почему мы такие?

Разницу между мужчинами и женщинами прежде всего приписывают их различной биологии.
Это направление получило название биодетерминизм.
Действительно, казалось бы, самое напрашивающееся объяснение – женщины «от природы» более мягкие, чуткие, зависимые, а мужчины – рисковые, активные, авторитарные. Однако с этим объяснением возникает много сложностей.
Первая сложность в неопределенном понятии «двух полов». Как уже сказано выше, есть несколько «полов», не обязательно связанных друг с другом в одном человеке. Достаточно часто бывает так, что пол ребенка определяется неправильно – например, девочку со слишком большим клитором принимают за мальчика. Ошибка часто обнаруживается только в момент полового созревания, когда у «мальчика» начинаются месячные (а они могут и не начаться, если женская репродуктивная система недостаточно развита). При этом поведение их совершенно не отличается от того, что наблюдается у «настоящих» мальчиков. Сейчас у таких людей есть выбор: сделать операцию и стать женщиной или мужчиной. Некоторые отказываются от операций и ведут себя как мужчины или как женщины, принимая свое тело таким, каким есть.
Вторая сложность заключается в изменчивости гендерных стереотипов в разных культурах. Люди племени арапешей из Новой Гвинеи отличаются мягким характером, они не любят кричать, шумно ссорится, проявлять агрессию по отношению друг к другу, в их жизни огромное место занимают обсуждение чувств. Женщины и мужчины при этом не отличаются в поведении друг от друга ничем. Напротив, в племени мундугумов, охотников за головами и каннибалов, совсем другие порядки. Это воинственные, крайне агрессивные люди, сурово осуждающие любое проявление слабости, не терпящие разговорах о чувствах. Они не сильно привязаны к детям (в отличие от арапешей), даже только что родившая мать не проявляет никаких чувств к ребенку. Различий между мужчинами и женщинами по поведению в этом племени также нет.
А вот в племени чамбули женщины и мужчина рассматриваются как исключительно различные существа. Мужчины этого племени занимаются воспитанием детей, домоводством, нарядами, покупками, много сплетничают. Любимые их занятия – обсуждение других, хвастовство нарядами и прогулки на рынок за покупками. Женщины же ловят рыбу – именно от этого зависит все благосостояние племени. Они не носят украшений, они решают все внешние дела племени – от войны до торговли, они выступают инициаторами сексуальных отношений.
Третья сложность состоит в изменчивости современного мира. Жизнь в крупных городах, оснащенных современной техникой, сильно отличается от замкнутого существования семей, занятых преимущественно сельскохозяйственным трудом. Мир требует определенных личностных характеристик, и выясняется, что женщины отнюдь не хуже мужчин умеют концентрироваться, быть настойчивыми, агрессивными, конкурентноспособными. С течением времени гендерные стереотипы хоть и медленно, но меняются, и вовсе не каждая современная девушка пределом своих мечтаний считает принца на белом коне. Скорей уж – хорошую работу и профессиональную компетентность. Мадам Кукшина, описанная в романе Тургенева «Отцы и дети», делала недопустимые для женщины того времени и социального положения вещи. Теперь ее поведение вполне укладывается в гендерные нормы.
Многочисленные сравнительные исследования мужчин и женщин показали, что между двумя полами гораздо меньше различий, чем внутри полов. Все различия являются среднестатистическими – это примерно как «средняя температура по больнице». Говорят, что мужчина сильнее женщин (физически). В среднем – на 30-40 процентов. Однако мужчины и женщины (даже одного народа, больше половины русских женщин крупнее и сильнее вьетнамских) распределяются примерно на 7 физических типов. И женщины атлетического типа, как правило, сильнее мужчин астенического типа. В американских военных академиях женщины подвергаются точно такой же физической и психологической нагрузке, как и обучающиеся там мужчины.
Ни в интеллекте, ни в математических, ни в художественных способностях никаких отличий не выявлено. Есть данные о том, что у мужчин и женщин несколько по-разному устроено пространственное восприятие, и еще ряд небольших отличий, но насчет этого идут споры. На сегодняшний день все исследователи твердо признают только одно отличие: строение репродуктивных систем.
В целом же во всех концепциях биодетерминизма зияет большая логическая дыра. То, что предназначено природой, нельзя изменить. Инстинктивная программа, будучи запущенной, не останавливается – даже если на данный момент в ней нет никакого смысла. Оса-сфекс роет норку, закладывает в нее парализованную гусеницу, откладывает яичко, закапывает норку – и камушком утрамбовывает землю так, чтобы норка была незаметна. Она будет утрамбовывать землю и тогда, когда на ее глазах жестокие исследователи вытащат гусеницу с яичком – и значит, смысл в закапывании норки отпадет. Никто никогда еще не видел бунтующую львицу, выгоняющую на охоту самца, или страуса, пытающегося усадить на яйца одну из своих благоверных (у страусов яйца высиживают и о страусятах заботятся самцы). Биологическая программа, хоть и достаточно гибкая у высших животных, не позволяет таких выступлений. Человек же наделен разумом, потому биологическое в нем всегда опосредовано социальным, культурным – одним словом, человеческим.
Так что биодетерминизм сильно уступает позиции. Следующее слово было сказано социологами.
Итак, только с биологической точки зрения объяснить отличия мужчин и женщин оказалось если не невозможным, то весьма затруднительным. На свет появилась теория социальных ролей.
Каждый день любой человек меняет несколько социальных ролей – муж, отец, сын (по отношению к престарелым родителям), сотрудник офиса, посетитель ресторана… Или жена, мать, дочь, сотрудница учреждения, посетительница бильярда… В каждой роли поведение человека изменяется. Обычно сам человек этого не замечает, меняя роли с привычной с детства легкостью. Каждой роли соответствует свой набор требований, норм. Например, начальнику полагается быть властным, матери – ласковой, а отцу – строгим и справедливым. «Правила игры» мы получаем в детстве, считается, что к 5-6 годам ребенок уже точно приписывает себя к тому или иному полу (гендеру). Гендерная характеристика, таким образом, получается производной от социума. Мы такие, потому что общество нас сделало такими. Потому что обществу зачем-то нужны мужчины и женщины.
Социальную роль мужчины или женщины, говорят исследователи, мы принимаем в том возрасте, когда еще не развилось критическое отношение к миру и словам и поступкам взрослых. Первая школа – семья, где ребенку наглядно демонстрируют разницу в гендерных ролях. «Мальчики не носят платья, девочки должны быть аккуратными» - внушает ребенку мама, бабушка. «Мальчики должны драться, девочки должны нравиться мальчикам» - говорят папа, дедушка. Гендерное образование углубляется в учреждениях – яслях, садах, школах. Вносят немалую лепту и СМИ – мультфильмы, фильмы построены на очень четкой гендерной атрибуции.
Подрастая, мальчики и девочки уже способны поддерживать гендерные роли в своих компаниях. Замечено, что требования, предъявляемые подросткам в компаниях сверстников, гораздо жестче, чем в семье и в социуме в целом. Стремление быть таким, как все, принятым, заставляет подростка все больше углубляться в гендерную роль. В девчачьих и мальчишечьих компаниях приняты разные стили поведения, закрепляющиеся в том или ином виде на всю жизнь. Так, среди девочек принято «мягкое» соперничество, агрессия выражается вербально (словами), не принято выяснять отношения дракой. Зато принято говорить о чувствах, обсуждать чужие поступки и чувства, настраиваться на эмпатию – восприятие чувств других людей. Мальчики настроены на более агрессивное поведение, у них не принято говорить о чувствах, не принято их и показывать. В итоге образуются две разные субкультуры – мужская и женская, со своими нормами поведения.
Гендерные роли крайне важны в общении. Проверено: если находящегося рядом человека нельзя сразу «опознать» по гендеру, нельзя сказать, женщина это или мужчина – возникают трудности в общении. С другой стороны, роль накладывает ограничения – и часто жесткое следование роли разрушает психику. Образ «счастливой американской домохозяйки», белой женщины среднего класса, живущей в собственном доме в пригороде, на поверку оказался очередной утопией. Женщины стали чувствовать себя гораздо счастливее, уходя на работу. Образ «твердого мужчины» порождает алекситимию – болезнь, связанную с неспособностью разбираться в собственных чувствах и адекватно понимать чувства окружающих, что порождает массу коммуникационных проблем. Больные аликситимией люди не способны по фотографиям или рисункам опознать базовые чувства – страх, радость, грусть…
Недовольство традиционной женской ролью породило феминистическое движение и целый феминистический дискурс, который во многом определяет состояние современной культурной жизни: от искусства до политических дебатов.
Было выдвинуто несколько теорий, объясняющих, зачем в социуме нужны роли мужчин и женщин. В нашей стране наибольшей популярностью пользуется эволюционная теория пола В. А. Геодакяна, предложенная им в 1965 году. Этот ученый рассматривает возникновение и существование полов с точки зрения выживаемости и эволюции видов. Два пола, утверждает теория – это две подсистемы (в большой системе – вид в целом), которые функционируют ассиметрично, эволюционируют асинхронно (неодинаково по времени). Мужской пол более изменчив, мужчины – этакие «испытатели эволюционных изменений». Задачей женского пола является консервация отобранных полезных признаков. Этой теорией Геодакян объясняет и морфологическое различие полов у животных, растений и человека, и более высокую смертность мужских особей, и ряд других наблюдаемых явлений, в том числе и социальное поведение человека.
Теория эта близка к биодетерминизму. Несмотря на популярность, все еще неясно, может ли быть эта теория применима к человеку и человеческому обществу. Мне же думается, что само существование феминистического дискурса несколько противоречит теории – ведь по Геодакяну женщины не являются инициаторами радикальных изменений в обществе, это задача мужчин…
Теория социальных ролей тоже не смогла полностью удовлетворить исследователей. Многочисленные случаи смены ролей (со сменой или без биологического пола), нечеткость ролей, их гибкость и изменчивость от личности к личности, а также неясные причины социальной «маркированности» мужского через положительное, а женское – через отрицательное, заставили исследователей выдвинуть новую теорию. На сегодняшний момент эта теория наиболее убедительным образом объясняет большинство вещей, происходящих с гендером (хотя, как всякая теория, не в силах объяснить вообще всего). Это теория социального конструирования гендера.
Эта теория гласит, что гендер и пол конструируются в культуре так же, как и понятия расы и класса. Гендер – это не просто роль, возникающая в определенных ситуациях, а базовая основа для построения социальных ролей. Социально компетентный, взрослый человек обязательно – мужчина или женщина. Гендерные отношения пронизывают все сферы деятельности человека – семью, работу, политику, отдых, игру… И эти отношения ассиметричны. Мужественность, маскулинность маркируется как нечто положительное, женственность, фемининность – как нечто отрицательное (в целом). Подобное разделение – результат отношений, складывающихся вокруг власти. Сложившиеся понятия маскулинности-фемининности, закрепленные в языке, не являются отражением биологических факторов, они являются конструктами власти. Проще говоря, нет никаких природных категорий маскулинности и фемининности, а окружающий мир поделен по принадлежности к маскулинности-фемининности для удобства маркировки, для удобства оценки и, соответственно – для удобства осуществления власти.
С этой точки зрения, дело не в биологических отличиях мужчин и женщин (которые, конечно, есть), и не в исполняемых ими социальных ролях (которые могут меняться). А в том, как именно маркируется то или иное, какое значение в культуре имеет. Например, почему публичная социальная сфера маркируется положительно, а частная – отрицательно? Почему человек, делающий карьеру, получает публичную награду – признание своих заслуг, а домохозяйка едва ли и от близких дождется признания, не то, что от общества? Труд домохозяйки, кстати, физически достаточно тяжел, даже с современными техническими ухищрениями. Подсчитано, что в день домохозяйка тратит в среднем такое количество калорий, как рабочий за смену на заводе. Причем труд этот бесконечен – еда съедается гораздо быстрее, чем готовится, мусор и пыль появляются вскоре после уборки, в магазин ходить тоже нужно постоянно… Плюс труд этот никем не ценится, женщина ведь «исполняет свое природное предназначение». Интересно, почему за то же самое «исполнение природного предназначение» для мужчины – работа вне дома, публичное поощрение выдается? А домохозяйкам и пенсия не положена…
Еще один пример гендерного неравенства – «мужские» и «женские» профессии. Считается, что «мужские» профессии более тяжелые, а «женские» - более легкие. Оказалось, что часто профессии с более высокой оплатой (и престижем) считаются «мужскими». Например, в США врач – одна из высокооплачиваемых и престижных профессий, считается «мужской». В нашей стране врачи в основном – женщины, и профессия это оплачивается очень низко.
По опросам 2004 года большинство россиян (как мужчины, так и женщины) согласны, что женщине труднее устроится на высокооплачиваемую престижную работу и продвигаться по службе. В среднем женщины трудятся больше, а получают меньше.
В России женщину (и мужчины, и сами женщины) рассматривают больше как жену и мать, приписывая для нее особую ценность семьи. Одинокая женщина вызывает жалость: «такая красивая, а без мужика…» или подозрение: «наверное, с ней что-то не так – шлюха или лесбиянка». Одинокий мужчина не воспринимается так резко. Вообще же сексуальное внимание, проявленное мужчиной к женщине, видимо, должно осчастливливать последнюю, недаром гендерные отношения у нас очень эротизированны. Мужчина, на работе и в общественном месте, позволяет себе по отношению к женщине (и женщины, как правило, допускают по отношению к себе подобное поведение) заигрывания, недопустимые в западной культуре: дотрагивания, подмигивание, прижимание, словесную характеристику личных качеств женщины, ее манеры одеваться, косметики… В то время как аналогичное поведение женщины однозначно оценивается негативно – «шлюха».
В теории социального конструирования гендера подробно исследуются вопросы, как проявляется гендерный дисплей – сложная система соотнесения гендера человека с ситуацией. Замечено, например, что в ситуации подчинения начинают проявлятся качества, традиционно считающиеся «женскими». Например, на работе мужчина-подчиненный старается уловить настроение своего начальника – и его поведение и манера речи становятся «женскими». В своей собственной семье тот же мужчина ведет себя как глава семьи – и тут же все его поведение становится «мужественным».
Исследователи данного направления считают, что каждый пол и гендер должен получить равные возможности, стать не одинаковыми – но равными. И дискриминация по гендеру – такая же дискриминация, как по цвету кожи или социальному положению.

Кросс-пол на ролевых играх

Познакомившись с современными воззрениями ученых, занимающихся проблемой гендера и пола, перейдем теперь к нашим баранам.
Собственно, когда говорят «кросс-пол» имеют в виду прежде всего ситуацию «девочка играет мальчика». Обратная ситуация встречается настолько редко, что о ней обычно не говорят. Не говорят о мужском отыгрыше женских ролей и как о проблеме. Никому еще не пришла в голову мысль написать в правилах: «мужчины, играющие женские роли, могут быть только кухарками». В то время как фраза «девушки, играющие мужские роли, могут быть только евнухами (или иными «неполноценными» мужчинами»)» встречается регулярно. Запомним этот факт и пойдем дальше.
«Проблема кросс-полового отыгрыша» разделяется на два связанных вопроса: зачем девушки играют мужские роли и почему общественное ролевое мнение по большей части относится к такому кросс-полу негативно (причем негативно относятся и мужчины, и женщины).
Зачем – есть несколько ответов, они могут совмещаться в одном человеке. По приколу – игра это же разновидность маскарада, почему бы и нет? Из игрового баловства, шутливости, стремления, как на карнавале, все поставить с ног на голову. Если у нас на игре нищий может быть королем, почему женщине не быть мужчиной?
Потому, что интересно – как это, быть мужчиной, хочется познакомиться со своим «внутренним мужчиной»-Анимусом, проработать какие-то свои психологические вещи. Мужская роль здесь выступает как инструмент саморазвития.
И, наконец, самая распространенная, на мой взгляд, причина – изменение статуса. Девушка формулирует свой запрос так: «А что на игре делать женщине? Сидеть у котла всю игру? Вышивать крестиком тоже как-то не тянет…» Кроме того, не почетная в жизни работа домохозяйки на игре становиться совершенно социально незаметной – ни один котловаритель (а часто – и целитель) не получает такого общественного признания, как воин и правитель. Роль быта на полигоне хоть и важна, но меньше, чем в реальности. И если, скажем, в реальной средневековой истории жена могла склонить мужа в постели к выгодному ей политическому решению, на игре это бывает возможным только в исключительных случаях. А современная тенденция совсем исключить быт из сферы игры и отыгрыша только этому способствует.
Здесь мы видим проявление гендерных стереотипов нашей культуры в полный рост, прежде всего у самой девушки. Кто сказал, что женщина – исключительно домохозяйка? И в средневековой Европе, и в фэнтэзи-мирах (и у Толкина), можно найти массу примеров активных женщин, занимающихся войной, политикой, магией. Однако истории этих женщин воспринимаются как исключительные. С одной стороны, это так и есть, с другой – вряд ли все поголовно женщины пойдут в армию, тем самым исказив облик отыгрываемого мира.
На игре женщины попадают в двойную ловушку: внешнее давление и собственные представления о том, какой должна быть женщина. На сем начинается вопрос номер два: почему кросс-пол женский считают проблемой.
Женщина не похожа на мужчину? Бывают крупные, округлые мужчины с практически женской фигурой и выскоким голосом, что не мешает их идентифицировать как мужчин . Правильный прикид сделает фигуру более «мужской», если не ходить «походкой манекенщицы», то и различия в движениях стираются. Честно говоря, эльф или гном (я уж умолчу про монстров) гораздо более непохожи на человека, чем женщина не похожа на мужчину. И ничего – играем и никто не парится.
Женщины «плохо отыгрывают»? Много кто «плохо отыгрывает» своего персонажа – и женщины, и мужчины. А может ли мужчина быть манерным и женоподобным? Легко. Почему бы не списать часть ляпов на особенности персонажа? Заметим, что к женщине в кросс-польной роли предъявляются повышенные требования: никто еще не упрекал хрупкого длинноволосого юношу в том, что он – неубедительный мужчина…
Женщине «никогда не понять мужчину»? Эльфа не понять тем более . Да, факт, у мужчин и женщин несколько разные субкультуры. Однако и этот вопрос решаем – достаточно немного подготовиться. И вообще, у женщины же нет цели стать мужчиной, она его просто играет.
Заметим опять, что ни один из этих аргументов не используется, чтобы ограничить доступ мужчин к кросс-польным ролям.
«Женщина должна знать свое место и не лезть на место мужчины». Вот оно, главное. Данная точка зрения выражает как раз дискриминирующую позицию, которая неявно лежит за большинством высказываний против женского кросс-пола. Женщина каким-то образом «занимает место» мужчины. На самом деле женщина просто уравнивает ситуацию. А уравнивание воспринимается привилегированной группой как «ущемление ее прав». Приведу пример одного опыта. Учительница, осознав, что спрашивает мальчиков чаще, чем девочек и внимательнее их выслушивает, решила уравнять школьников в правах. Она стала вести подсчет вызовов, стала вызывать мальчиков и девочек одинаковое число раз. Через неделю мальчики возмутились: им казалось, что учительница вызывает девочек чаще. Увидев подсчеты учительницы, они отступили. Еще пример: мужчина злиться из-за того, что на работу взяли (или повысили) не его, а женщину. «Она заняла мое место», как будто бы это место принадлежало ему…
Отыгрыш женщинами мужских ролей воспринимается как посягательство на «мужские права» и мужчинами, и даже многими женщинами. А дело в заключается в гендерном равенстве и уважении. Страх мужчин перед тем, что женщины «станут мужчинами» - это страх потери власти.

Конечно, все несколько сложнее, чем я описала. Играет роль и привычная база коммуникации – многим людям сложно обращаться, даже в игре, с девушкой так, как будто она юноша. Но все-таки основное раздражение вызывает именно то, что расценивается как попытка захвата власти женщинами.
Где же выход? Мне кажется, ограничение кросс-пола административными мерами – жест отчаянья. Женщины так или иначе перестали довольствоваться ролью кисейных барышень (или «рабочих лошадок», молчаливых и терпеливых). Нужно только понять, что любой гендер и любой труд достоин уважения. В командах, где женщин уважают, снижается сильно и стремление к кросс-полу.
Subscribe

  • Смена адресов

    Дорогие френды! В связи с тем, что я выбрала другую развилку Дороги, сиречь жизненного пути, я оставляю РИ и РД-движение. С благодарностью за все…

  • О народном характере

    В паломничестве довелось близко общаться с ирландцами. Поняла, чем мы похожи - очень любим рассказывать про свои (народные) несчастья и практически…

  • Испания-фото

    Чего-то хорошего захотелось. Вот несколько фотографий испанских, никак с гражданской войной не связанных :) Самая узкая улица в Толедо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 421 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Смена адресов

    Дорогие френды! В связи с тем, что я выбрала другую развилку Дороги, сиречь жизненного пути, я оставляю РИ и РД-движение. С благодарностью за все…

  • О народном характере

    В паломничестве довелось близко общаться с ирландцами. Поняла, чем мы похожи - очень любим рассказывать про свои (народные) несчастья и практически…

  • Испания-фото

    Чего-то хорошего захотелось. Вот несколько фотографий испанских, никак с гражданской войной не связанных :) Самая узкая улица в Толедо…