Азрафэль (Ольга Белоконь) (azraphel_) wrote,
Азрафэль (Ольга Белоконь)
azraphel_

Мысли по поводу БСП, осколки анализа

Ругать, хвалить, оценивать отыгрыш – это дело достаточно личное и вкусовое  А я здесь напишу некоторый анализ игры (в той степени, как ее видела).

На игре я ходила по нижнему, не-лордскому слою «простого эльфа-квэнди», наблюдала, как суетяться «верхи» и что поделывают «низы» (ну и сама играла, ессно, но это отдельная пэсня).

Первое. На игре была запущенна «движуха» - военная. Этого мало. Это об этом я и Джеф говорили в исчезнувшем целительском форуме Ринглину до игры – если на игре есть одна модель, будет работать именно она. Да, была еще магия – завесы и «воскрешение мертвых», также Зеркало Галадриэль – но общей военной ситуации это не снимало, магия работала на войну (или оборону), то есть по сути была придатком к той же военной модели. Кроме, пожалуй, заморочки с воскрешением – это было действительно красиво и изящно. Но для целостной модели и движения было маловато. Не говоря уж о целительстве – оно работало исключительно на военный механизм. Не работало мастерство, искусство, мудрость – как модели. Дело не в том, что у мастерской группы не хватало игротехников все это «играть». Модель, «движуха», если есть, крутиться силами игроков.
Вследствие этого то, что не имело отношения к войне, крутилось крайне слабо – действие в основном развивалось от боевки до боевки. Бой – это движение, это раненные, которых нужно целить. Потом – выдох и ожидание следующего удара. Не скажу, что так жили все персонажи, но большинство жило именно так и общая динамика игры была именно такой. Времени, сил, возможности заниматься чем-то еще не было. Да и сводилось на нет ближайшим боем.
На играх многократно проверено: в модели война сил хватает только на войну. Дело не в том, что игроки не умеют играть не во что иное, а в том, что играют в основном (сознательно или неосознанно) именно в те модели, которые запускают мастера. Сделают значимыми поединки на песнях – разведутся менестрели, экономику – народ начет собирать бабло 
Война ведь действует не только прямо, но и косвенно. Война – это не только боевки, смерти, ранения и крепости. Это еще и планирование, оборона («как нам сделать так, чтобы не вынесли»), и затрата физических и эмоциональных сил. Я как-то посчитала эмпирически, что после крупной боевки на восстановление ритма мирной жизни уходит 5-6 часов. Это в том случае, если не висит постоянно угроза следующего нападения. На БСП так и выходило – война, война, подготовка к войне…

Второе. Создается впечатление, что мастера в первую очередь работали с Первым Домом, все остальные шли по остаточному принципу. Возможно, исключение – Тингол с Мэлиан. Технически я представляю, как было тяжело работать, и все же дело мне кажется не в количестве игротехников, а в приоритетах мг.

Третье. Играющие мастера, отсутствие белых хайратников, отсутствие посредников с рациями… Все это в совокупности создавало бардак и нескоординированность происходящего на полигоне и действий мастерской группы.

Четвертое. О сюжетике. Опять-таки, как предупреждали, сюжеты были только нолдорские. И поиграть реально можно было, только включившись в них. Джеф хорошо сказал: либо включаться, либо схлопнуться и играть в «мирную жизнь» чисто внутри себя. Это какой-то не тот выбор, имхо. Хорошо, что под Пророчество попадали те, кто связался с лордом, однако устройство иных сюжетов – тоже в первую голову забота мастеров. И не надо про то, что в книге выбор именно таким – не совсем так, но об этом я скажу не здесь, долго и загрузно. Как мастер и игрок я считаю, что ставить такой выбор перед игроками – или играть в нолдорские сюжеты и получить все, что причитается или не играть вообще («организовать себе игру самим» - это эфемеризм, извините уж) – несколько нечестно. А упрекать игроков, которые выбрали игру, что они-де не «по Толкину» сыграли – вообще глупо, я так считаю. Да, трудно, но вполне реально сделать сюжетику для эльфов Белерианда, не связанную с нолдор – этого сделано не было, в итоге эльфы Белерианда были какой-то декорацией для нолдор, если грубо. С точки зрения сюжетов, конечно, я не говорю о личных субъективных ощущениях.

Пятое. После Исхода Валар крайне редко лично вмешивались в судьбу Белерианда. Улмо снил сны Финроду и Тургону, он же появился Туору, он же послал весть в Нарготронд перед его паденим. И Война Гнева. ВСЕ. Более того, эта заброшенность играет одну из ключевых ролей в ощущении все Первой Эпохи. В «Лэ» Тингол спрашивает, отчего не стало слышно в лесах рога Оромэ… На игре же было ощущение, что Валар ситуацию оч хорошо пасут. И не случайно у игроков возникло чувство «Валар за нас» - это не только их ошибка. Орлы те же – хорошо, но уж как-то слишком часто…

Шестое. Технические моменты. Боевку можно было бы разнообразить и засадами на тропах – а то создавалось ощущение, что реально опасно ходить только около крепостей и переправ, когда на них лезет толпа орков. Мой перс например запросто прятался в лесу, и я понимаю орков, не пожелавших бегать за мной по болотцу – у них просто не было на это сил, ребята были замученные. Последняя битва – отвратительно. Мало того, что короткая и невнятная, так еще и перед этим было назначено ее время. Я понимаю, что нельзя держать людей на солнцепеке, но подержать напряжение, сделать так, чтобы победа действительно была трудно и именно победой… В книге эту битву не зря называли «славной». Тут было ощущение разочарования и облома. И дымы были зря. Они оч медленно рассеивались в безветрии, со стороны было отлично видно, как облако накрывает поле брани.

Седьмое и последнее. Эпика, чтобы ее так. Не умеем, не можем, не держим. Причины понятны: в нашем, современном менталитете эпический герой – полный отморозок. Мало кто решиться быть таким. Потому огромное спасибо тем, кто решился. А с точки зрения мастерения – думать основательно, как заложить эпические рамки на игре… Надеяться на то, что люди сами прогрузятся и начнут играть эпику – неразумно.

И без номера. Про ответственность. Если я отвечаю за себя и народ, я должна знать условия, в каких это происходит. То, что про маршрут сказали за сутки до игры и не провели по нему всех лордов нолдор - считаю грубостью, граничащую с наплевательством. Да, я понимаю, что маршрут был легким, никто не убился и все такое. Не в этом дело. В том, что о таких штуках предупреждают сильно заранее, а ответственных проводят, если уж они отвечают за людей, а не мастерская группа. Я согласна отвечаьть за себя, когда я пускаюсь в приключения по гребеням - ну если подверну лапу, как-нить выберусь и никто не виноват, никто меня в эти гребеня не слал. Здесь - иное дело. И мне кажется, хвост серьезного разговора о том, кто и за что по жизни и по игре отвечает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments