Азрафэль (Ольга Белоконь) (azraphel_) wrote,
Азрафэль (Ольга Белоконь)
azraphel_

Про героизм

Написала небольшой пост про героев в рамках подготовки к игре по Испании. Но подумала что он не только про Испанию, он вообще имеет отношение к играм и к жизни. Может быть.

Что такое современный героизм? Герои античности или германских племен сражались с самой Судьбой или Роком, бросали вызов и богам, и более грозным незримым силам. Они предпочитали жить быстро и умирать молодыми – Одиссей скорее исключение. Ахиллу боги предложили на выбор две судьбы: либо жить недолго, но остаться в памяти людей, либо жить долго и счастливо, но безвестно. Ахилл выбрал жребий героя – быструю смерть и долгую славу. Слава, которая переживет героя – вот к чему стремились и греки, и римляне, и германцы.

Еще один вид древнего героизма – защита родины. О трехстах спартанцах мы помним больше, чем обо всей многотысячной армии персов. Герои-завоеватели – Александр Македонский, Юлий Цезарь и герои культуры – Асклепий, равно сохранились в памяти людей и обросли мифами.

Но есть и другие герои. Герои семейных историй – люди, которые смогли выжить в огне войн, революций и репрессий. Те, кому удалось сохранить свой род. И часто обстоятельства ставят перед человеком невыносимый выбор. Герой Алькасара толедского полковник Москардо не сдал крепость республиканцам, пожертвовав своим сыном. Эта история стала хрестоматийной, но никто не хотел бы оказаться на месте человека, выбирающего между своим долгом перед своим делом и своей семьей.

«…В этот день (телефонная связь еще действовала) коменданту Алькасара полковнику Москардо позвонил командир осаждающих крепость красных отрядов. Он потребовал от Москардо сдачи Алькасара, пригрозив в случае отказа расстрелять находившегося в их руках его сына. Для подтверждения своих слов он передал последнему трубку. Состоялся следующий разговор. Сын: “Папа!” — Москардо: “Да, сын, в чем дело?” — Сын: “Они говорят, что расстреляют меня, если ты не сдашь крепость.” — Москардо: “Тогда вручи свою душу Господу, крикни: “Да здравствует Испания!” и умри как патриот.” — Сын: “Я обнимаю тебя, папа.” — Москардо: “И я обнимаю тебя, сын.” Заканчивая разговор, он бросает вновь взявшему трубку командиру красных: “Ваш срок ничего не значит. Алькасар не будет сдан.” После этого он бросает трубку. И внизу, в городе, расстреливают его сына».

А в пронзительной истории «Солдат Саламины» - напротив, героизм проявляют те, кто НЕ расстреливает, кто спасает жизнь человеку – формальному врагу.

Что такое героизм в эпоху, когда оружие массового поражения стирает в пыль десятки и сотни людей в одну секунду? Это было страшно уже в Первую мировую – герои не сходятся в честном бою один на один, поле боя – чудовищное месиво человеческих останков. Что удерживает людей на поле боя, не дает бросить все и разбежаться?

В веке двадцатом люди воюют не только за себя, за свою страну, военную добычу или славу. И не только из страха. Воюют за идею. Как христианские мученики прославляют своей смертью жизнь и Христа, так и новые герои дарят свою жизнь и свою смерть чему-то бОльшему, чему-то, что останется на века. Но всегда были и есть те, кто выжил, и это тоже подвиг.

Характерное ощущение людей, вернувшихся с войны, описал Толкин: герой спасает мир, но не для себя. В этом новом мире ему часто нет места. Образ героя связан с самопожертвованием, даже если физически герой остается жив.

Герой – это прежде всего поступок. Не написать мало-мальски хорошую книгу про то, как некий человек есть, пьет, спит, развлекается – и все. Герой произведения не обязательно эпически героичен, но вокруг него, им складывается история. Герой ведет себя как-то в предлагаемых обстоятельствах, он противостоит им, тем самым формируя и сами обстоятельства. А в трудных условиях войны, революции, голода героем становиться фактически каждый, кто не ложится и помирает, а пытается выжить и сохранить человеческое достоинство. Чья жизнь все-таки больше прочерка между двумя датами.

Герои древних эпосов вообще не нуждаются в грубой материи в виде еды и питья - а если возникает нужда, то это ведет к дальнейшему развитию сюжета. Например, голодающие гномы в Чернолесье в «Хоббите». Человеку в реальности грозит очень банально помереть от случайной пули или инфекции в ране, или от тифа. Но даже нелепая случайность смерти не может остановить создание мифа о герое. Лина Одена, девушка 24 лет, коммунистка, погибла довольно нелепо в августе 1936 года под Гранадой: случайно оказалась на территории противника и застрелилась. Но из ее имени и ее смерти сотворили легенду. Долорес Ибаррури писала о ней: «Лина Одена! Маяк молодежи! Великолепный образец геройства и самоотречения! Перед твоим жертвенным телом склоняются в горестном поколении наши знамена! Ты вошла в бессмертие...» Ее именем называли улицы и целые деревни, печатали значки с ее изображением. Живите так, чтобы самая глупая смерть стала легендой!

Играйте так, чтобы про вашего персонажа можно было бы написать книгу. Или заметку в газету. Или – что вспомнят потомки, внуки и правнуки. «Моя бабушка всю жизнь работала служанкой. В детстве я удивлялась, какие у нее прозрачные, натруженные руки».

Старое общество, где люди жили от века в век традициями и не задавали вопроса – почему они должны жить так, а не иначе, уступает место новому. Какое оно будет – непонятно, но люди теперь понимают, что общество можно и нужно устраивать рационально. Вместо религии появились тщательно разработанные конструкты – идеологии. Но, быть может, не все в прошлом достойно порицания. Может быть, линейный прогресс – это слишком упрощенная картина. Но, чтобы не выбрал каждый конкретный человек, он становится героем. Героем своего времени, своей семьи, своей идеи – в чьих-то глазах он герой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments