Alkor (alkor_) wrote,
Alkor
alkor_

Литературо(в)едческое: Микрорецензия на "Рассвет над Хирошимой" Акихиро Мураками

Хотя формально роман Акихиро Мураками и можно отнести к альтернативно-исторической фантастике, вам не найти там набившего оскомину сюжета про очередного тинейджера, проваливающегося в дыру во времени и штурмующего там Манхэттен верхом на линкоре "Ямато" под восторженно-одобрительным взглядом Императора. "Рассвет над Хирошимой" -- это не развлекательное чтиво про "попаданцев" для прыщавых подростков, а ностальгическое путешествие в наше общее прошлое и, одновременно, интелектуальная игра: "А что было бы, если..."

Повествование начинается в Токио. Главный (а по сути -- единственный) герой романа -- немолодой учитель из провинции Кобаяши Мару, приехавший в столицу Южной Японии после падения токийской стены. Он встречает там своео брата-близнеца, которого у него никогда не было, однако оказывается, что его новый знакомый -- он сам. Или, точнее, это такойц же Кобаяши Мару из альтернативной реальности, в которой не было ни Японской Народной Республики, ни токийской стены, ни третьей мировой войны с применением ядерного оружия... В рабочей столовой, над плошкой соба и чашкой дряного стынущего саке, два Кобаяши Мару рассказывают друг другу свои истории...

Расхождение между событиями в реальной и альтернативной Японии начинается в далёком 1945-м году. Нет, линкор "Ямато" не штурмует Манхеттен, и Япония по-прежнему проигрывает войну, однако вместо кровопролитной советско-американской десантной операции на японские острова, стоившей Японии жизней нескольких миллионов погибших (в основном -- мирных жителей) и превратившей страну в выжженную пустыню, альтернативные американцы успевают сделать две маломощные ядерные бомбы и сбросить их на японские города -- Хирошиму и Кокуру. Шокированный новым невообразимым оружием противника, Император Хирохито принимает решение капитулировать. Потеряв честь, Император спасает Японию. Нет никакой десантной операции. Более того, американцы единолично оккупируют Японию, не деля её с Советами на зоны оккупации. Американцы пишут для Японии "правильную" конституцию, запрещающую Японии иметь собственную армию и проводить самостоятельную внешнюю политику. Запертая на собственных островах, Япония вынуждена расти вверх -- и входит в 1990-е футуристической страной небоскрёбов и сверхскорсотных железных дорог, высокотехнологических изделий и вездесущих туристов-пенсионеров...

Альтернативный Кобаяши Мару относится к числу так называемых "хибакуся" -- японцев, ставших жертвами ядерных бомбардировок. После начала войны его мать переезжает с сыном из Фукушимы к своим родителям в Хирошиму, где вся семья маленького Кобаяши гибнет в пламени ядерного взрыва, сам же он вместе с другими эвакуированными оказывается в Кокуре -- где чудом переживает ещё одну встречу с ядерной бомбой... Война заканчивается, осиротевший Кобаяши Мару вместе с другими сиротами войны заканчивает школу и поступает в университет, когда из сибирских концлагерей Сталина возвращается вместе с другими военнопленными его отец. Жизнь в Японии постепенно налаживается, из жалкой страны-изгоя, потерпевшей поражение во второй мировой войне, она превращается в страну-лидера, страну-утопию.

Паралелльно с воспоминаниями про альтернативную утопическую реальность идёт второе -- про то, что было на самом деле. Без американских ядерных бомб (они будут сброшены пятью годами позже и на совсем другую страну), но с советской армией, штурмующей острова Хоккайдо и Хоншю, и с советской зоной оккупации, в которую входит и Фукушима. Если Япония альтернативного Кобаяши Мару -- это сверкающий фантастический мир, полный технологических ужасов и технологических чудес, то япония Кобаяши Мару реального -- это Япония еды и голода. Голодные послевоенные годы незаметно переходят в голодную мирную жизнь. Хотя Фукушима стоит, как и большинство японских городов, на морском берегу, единственный морской продукт, который в ней можно купить свободно -- это прессованные листы нори, которые производила фукушимская фабрика пищевых продуктов имени Сэйгэна Танаки. Самое вкусное воспоминание нашего героя связано с этими листами -- когда, после поездки в столицу за дефицитными камабоко, вся семья вертела из нори, кусочков камабоко и дряного риса "праздничные суши", а потом ела их с закатанным на зиму в трёхлитровые банки домашним соевым соусом...

Разговор заканчивается. Собеседник исчезает. Над плошкой с остатками остывающей лапши сидит один Кобаяши Мару, которыйпомнит события сразу двух жизней. Но какая из них -- реальная или альтернативная -- более реальна? В какой Японии окажется Кобаяши Мару, когда пройдёт через пролом в токийской стене? Эти вопрсоы автор оставляет открытыми, неожиданно обрывая книгу. Возможно, ответить на них предстоит читателю.

Безусловно основной удачей Акихиро Мураками следует признать апокалиптические сцены двух ядерных бомбардировок, увиденных глазами ребёнка. Автор обработал огромный материал, объединив воспоминания реальных людей, как переживших ядерные бомбардировки Харбина, Сиэтла, Петрограда, так и выживших под не ядерными бомбами в Токио или Иокогаме... Сцена, в которой маленький Кобаяши видит Императора Хирохито, идущего по разрушенной Кокуре и со слезами на глазах принимающего решение о капитуляции, также очень удачна, хотя и не вполне реалистична: если бы Император был готов и способен капитулировать, то он сделал бы это и в нашем мире после того, как прошёл по разрушенным площадям Токио в марте 1945 года.

Собственно, то же самое относится и к вытекающей из "своевременной" капитуляци утопической картине современной высокоразвитой технологически Японии, производящей передовую электронику и самостоятельно выполняющей полёты в космос. Да, такая фантазия очень лестна для японцев, но, обладай действительно Япония таким потенциалом, она бы прежде всего не проиграла войну -- ни в нашей реальности, ни в реальности альтернативной.

Главный герой романа -- домосед, который никогда не покидал родных японских островов, поэтому и мир за пределами Японии показан лишь отдельными штрихами. Тем не менее, можно догадаться, что в том альтернативном мире не было третьей мировой войны: американские генералы и политики, ужаснувшиеся последствиям собственных бомбардировок японских городов, не решились повторить их во время войны в Корее -- поэтому эскалации обменов ядерными ударами не произошло, война же завершилась ничем, и уже не Япония, а Корея оказывается разделённой на "коммунистический" Север и "демократический" Юг. Ужасы ядерных бомбардировок заставляют жить в мире и всё остальное человечество, которое постепенно объединяется, осваивает ближний космос и устремляется к звёздам... Красивая, пусть и совершенно неправдоподобная картина. Впрочем, а чего ещё вы хотели от фантастики?

Уточню: от ХОРОШЕЙ фанастики, безусловно заслуживающей прочтения.
Tags: Графика, История, На правах рекламы, Творчество, Ядерное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments