Alkor (alkor_) wrote,
Alkor
alkor_

Categories:

Судовозное: Больше чем шлюз, или Что спрятано на полях десятирублёвки?..

В продолжение http://users.livejournal.com/alkor_/149304.html:

С детства -- благо вырос я на Волге (причём в том месте, где картографы называют её "Волга (Горьковское вдхр.") -- полюбились мне шлюзы, через которые я плавал пожалуй на всём, что ходило по Волге пассажирского, кроме моторных лодок. Шлюз -- механизм очень впечатляющий, да (и надеюсь, что я посмотрю и те шлюзы на Волге, до которых ещё не успел доплыть). Речь, однако, пойдёт о механизмах ещё более впечатляющих...



Если внимательно присмотреться к оборотной стороне десятирублёвой купюры образца 1997 года, то можно заметить (см. выше, между двумя деревьями) изображение плотины Красноярской ГЭС. Плотина эта (если точнее -- "гравитационная бетонная плотина") имеет длину 1065 м и высоту 124 м и состоит из пяти плотин: левобережной глухой (187,5 м), водосливной (225 м), глухой русловой (60 м), станционной (360 м) и правобережной глухой (232,5 м). И только одного сооружения нет в этом комплексе -- шлюза. Причина -- прозаическая: технически очень сложно построить шлюз высотой более сотни метров. Но судам-то по Енисею плавать надо... Для того, чтобы совместить навигацию с энергетикой, в год моего рождения при плотине был сооружён судоподъёмник (официально пущен в эксплуатацию в 1982 году).

Что такое судоподъёмник? Судоподъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление. Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду, движение осуществляется посредством электротяги. В общем, представьте себе фуникулёр, который скрестили с плавучим доком...

Для погрузки судна в подъёмник, платформа опускается (по принципу сухого дока) ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде. В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.

Предельные размеры транспортируемого судна -- длина 80 м, ширина 17 м, осадка 1,86 м; расчётная грузоподъёмность -- до 1500 тонн. Перепад уровней между нижнем и верхнем бьефом -- 104 м, длина "сухого" пути -- 1180 м, скорость -- 1 м/с... И так далее. Как это выглядит на практике?

Вот судоподъёмник спустился в нижний подходной канал за очередным судном:



Ну док -- и док, не правда ли?

Что ж, раз мы док -- давайте заполним судовозную камеру для принятия судна:



А вот и судно:



Осто-о-орожно заводим баржу в судовозную камеру:



Всё. Теперь не в камере только буксир (его мы не повезём -- такого добра и наверху навалом):



Баржа на месте:



Начинаем подъём:



Продолжаем подъём (вы же не думали, что мы ПОПЛЫВЁМ наверх?):



Я же говорил -- "фуникулёр":



А вот так это выглядит со стороны:



Со скоростью метр в секунду мы в конце концов доползаем до верхней точки подъёма:



Представляю, как это смотрится из окна машины:



И вот мы переваливаем через гребень плотины:



Ну вот мы и наверху -- но всё ещё движемся параллельно Енисею:



Поворотное устройство поможет нам добраться таки до верхнего бьефа плотины:



Всё, приехали. Спускаемся:



Обратили внимание на зубчатые колёса? Они выглядят вблизи вот так:



А вот такие у нас рельсы:



Приехали:



Я же говорил, что наверху будет навалом буксиров? Извольте убедиться:



Ну вот баржа и в Красноярском море, а судоподъёмник отправляется на встречу новым трудовым свершениям...

Нет, это всё-таки круче шлюзов...

UPD: Источник фотографий -- http://www.e-river.ru/gallery/shipelevator/gal-01/

UPD2: И небольшая подборочка ссылок по теме:
  • http://kauchookie.livejournal.com/31776.html -- небольшая подборочка судоподъёмников (перфекционистам: просьба обратить внимание на то, судоподъёмники какого типа строят чаще; задуматься о причинах этого)
  • http://riverpilgrim.livejournal.com/22434.html -- те же фотографии, другие комментарии (ИМХО -- интереснее моих, и уж точно профессиональнее)
  • http://bobe-obi.livejournal.com/87264.html -- отчёт о прогулке на судоподъёмнике наверх и обратно (тоже с фотографиями)
Tags: Графика, Дискуссии, Это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →