Alkor (alkor_) wrote,
Alkor
alkor_

Ядерное: Два мрачных мультфильма на мрачную тему

Ядерная война, постньюк и иже с ними -- это, пожалуй, самый раскрученный сюжет-катастрофа со времени публикации Откровения Иоанна Богослова. Неудивительно, поэтому, что сюжет этот оказался основой для художественных произведений самых разных жанров. Помимо писателей и кинорежиссёров, отметились в теме и художники-мультипликаторы. Несть числа "ядерным" мультфильмам -- в основном, антивоенной и/или "катастрофической" направлености; мои ровесники, полагаю ,могут вспомнить великолепную мультипликационную миниатюру Дмитрия Иванова "Будет ласковый дождь", снятую "Узбекфильмом" по соответствующей новелле из "Марсианских хроник" Брэдбери... Я, впрочем, хотел бы рассказать о паре существенно более полнометражных анимационных фильмов на ядерную тематику, до которых я добрался относительно недавно (за что большое спасибо YouTube).

Про фильм "Босоногий Ген" (はだしのゲン) я впервые услышал в сообществе 76_82 -- люди рассказывали, как сильно подействовал на них этот фильм, показанный у нас в 1985 году. Мне его тогда, кстати, увидеть не довелось -- и я об этом сейчас не очень сожалею: фильм очень тяжёлый, недетский, и совершенно не тот, который стоит смотреть в девять лет.

Хотя сам фильм был снят режиссёром Мори Масаки в 1982 году, оригинальная одноимённая манга Кэйдзи Накадзавы вышла раньше -- в 1973-74 годах. Накадзава писал её по мотивам собственной биографии -- в возрасте шести лет он жил в Хиросиме, где и пережил (чудом) ядерную бомбардировку.

В августе 1945 года, во время Хиросимского Инцидента, главному герою мультфильма, Гену Накаоке, было шесть лет. Вместе со своим младшим братом и родителями они живут в Хиросиме, перенося все лишения, выпавшие на долю японского мирного населения во время войны. К этому ещё и добавляется... хммм... скептическое отношение Накаоки-старшего, отца Гена, к позиции тогдашних японских партии и правительства. В общем, семья голодает, в перспективе её ждут проблемы с компетентными органами из-за длинного языкагражданской позиции главы семейства -- и тут прилетает Бомба. Все гибнут -- друзья, отец, брат... Остаётся Ген, мама Гена и уничтоженный город. Начинается постньюк -- тем более мрачный, что в нём нет ни грана выдумки.

Вообще, ядерная бомбардировка и её последствия показаны ОЧЕНЬ натуралистично -- людям со слабыми нервами (типа меня) смотреть такое настоятельно не рекомендуется. Обугливающиеся, сгорающие заживо, испаряющиеся люди, разрушающиеся дома, сплошные пожары, водоёмы, наполненные телами пытающихся спастись... Всё это тем более мрачно, что нарисовано с нарочитой детскостью. Вообще, единственные "взрослые" фрагменты фильма -- собственно сброс бомбы, показанный с точки зрения американских лётчиков; всё остальное -- глазами шестилетнего японского мальчишки.

В общем, фильм хороший -- но решайте сами, стоит ли его смотреть.

Если "Босоногий Ген" -- мрачный тяжёлый фильм о том, КАК БЫЛО, то "А подует ветер..." (When the Wind Blows) -- мрачный тяжёлый фильм о том, КАК БУДЕТ (ну или, если быть оптимистами-буквоедеми, КАК МОГЛО БЫ БЫТЬ).

Вообще говоря, "When the wind blows", конечно же, переводится с английского буквально как "Когда дует ветер" -- и именно так, полагаю, переведут название фильма, если он когда-нибудь пойдёт в русскоязычном прокате. Не уверен, однако, что это будет правильно. Дело в том, что название фильма -- строчка из одной из колыбельных в сборнике "Mother Goose's Melody" (1765), каковую англоязычные товарищи, по идее, должны легко опознавать. Полностью колыбельная звучит так:
Hush-a-bye, baby,
on the tree top,
When the wind blows
the cradle will rock;
When the bough breaks
the cradle will fall,
Down will come baby,
cradle, and all.
У колыбельной, естественно, есть перевод Маршака, однако мне показалось, что фраза "Тронет ветер вашу ель" в качестве "перевода" названия фильма будет звучать... хммм... слишком абстрактно -- и я воспользовался переводом Седаковой ("Баюшки, на ели мальчик засыпает...").

Собственно, несмотря на "колыбельные" мотивы в фильме нет ни детей, ни даже ветра. Могу предположить, что колыбельную связывает с фильмом только "катастрофический" сюжет -- ну и, конечно, мораль Матушки Гусыни, прилагающаяся к тексту колыбельной в сборнике: "Пусть она послужит предостережением Гордым и Тщеславным, которые забираются так высоко, что обычно падают вниз".

"А подует ветер..." -- фильм британский и по духу, и по сути. В его основе -- британская брошюра (и серия учебных фильмов) Protect and Survive, визитная карточка британской гражданской обороны времён холодной войны, аналог американского Duck and Cover. Собственно, именно в брошюре Protect and Survive присутствует альтернативный возможный источник названия фильма -- фраза "the radioactive dust, falling where the wind blows it, will bring the most widespread dangers of all" ("радиоактивная пыль, выпадая там, куда её разнесёт ветер, будет представлять наибольшую опасность").

Главные герои фильма 1986 года (и предшестовавшей ему одноимённой графической новеллы Рэймонда Бриггса -- пожилая супружеская чета Блоггсов. Джим и Хильда Блоггс -- маленькие люди, живущие в маленьком доме среди бескрайних британских степейв сассекской глубинке. Они никогда не занимались политикой -- и политика, в конце концов, занялась ими: растёт накал в отношениях между Союзом и НАТО, связанный с Западным Берлином, и однажды Джим возвращается домой из города со словами "It looks like there is going to be a war, dear" -- и, вооружившись той самой правительственной брошюркой Protect and Survive, начинает строить Ковчег.

Да-да, именно Ковчег -- убежищем я это не назвал бы никак. Protect and Survive заявляла, что неплохие шансы на выживание во время ядерной войны даёт простейшее "убежище", составленное из нескольких сколоченных вместе дверей, прислонённых к внутренней стене дома под углом 60 градусов и заваленных снаружи всякой рухлядью. В это сооружение надо залезть, прихватив с собой припасы (две пинты воды на человека в день и "еду, такую же, как и всегда, но без необходимости мыть посуду"). Практичная Хильда Блоггс сразу отмечает самые очевидные узкие места этой гениальной идеи: разделять такое убежище людям, не являющимся супругами, аморально; укрыться в нём с достаточно взрослыми детьми -- невозможно. В общем, Джиму приходится хватать жену в охапку и затаскивать насильно под прислонённые к стене двери, когда по радио передают трёхминутное предупреждение о ядерной угрозе.

Под дверями Блоггсы переживают световой импульс и взрывную волну, однако пережить период выпадения радиоактивных припасов не могут -- элементарно не хватает припасов. Правительственная брошюрка вообще старательно обходит вопрос пережидания радиоактивных осадков в укрытии в силу утопичности самой идеи оного. Выбравшись из-под дверей на свободу, Блоггсы созерцают разгромленные внутренности дома (взрывная волна, световой импульс), иссякшие запасы воды в разнокалиберных бутылях (вода просто испарилась из неплотно закупоренных сосудов), испортившиеся продукты (холодильник не работает), не работающую газовую плиту и водопровод, навсегда мёртвые от электромагнитного импульса радиоприёмник (по нему должны передаваться правительственные сообщения) и телефон...

В теории предполагается, что в этот момент пострадавших должны найти представители служб гражданской обороны и эвакуировать в безопасное место -- как это и проделывалось, кстати, даже в тех же Хиросиме и Нагасаки. На практике британским силам гражданской обороны, если они и пережили ядерную войну, ещё долго будет не до Блоггсов, а "безопасных мест" в новом мире просто нет. Забытые всеми, вооружённые лишь бесполезной правительственной брошюркой, Джим и Хильда дышат радиоактивной пылью, заболевают лучевой болезнью и постепенно угасают. Хэппи-энда сценарий не предусматривает -- это вам не The Day After и не "Иерихон".

Вещь мрачная и беспросветная -- но снято очень красиво. Придерживаясь одного стиля для основного повествования, художники используют совершенно иные художественные приёмы для изображения снов, воспоминаний, момента ядерной атаки -- всего того, в чём непосредственно задействованы герои. Плюс юмор -- чёрный, естественно.

Вообще, думаю, что мне стоит чуть плотнее пройтись по британской версии гражданской обороны в условиях ядерной войны. Protect and Survive (я имею в виду цикл учебныъх фильмов) очень интересен сам по себе (много вы помните, например, наших обучающих фильмов по гражданской обороне, в которой объясняется, куда девать тела людей, умерших в убежище?). Хорошим комментарием к нему служит великолепный документальный фильм Nuclear War - A Guide To Armageddon о последствиях ядерной бомбардировки Лондона и эффективности предлагаемых правительством населению "защитных" мер, снятый для "Би-Би-Си" Миком Джексоном в 1982 году. Тот же самый Мик Джексон, кстати, снял в 1984 году и художественный фильм -- "Нити" (Threads) -- который стоит в моей персональной очереди фильмов, предназначенных к просмотру. А британская служба гражданской обороны, в свою очередь, сняла великолепный фильм о своей работе в случае Сами-Знаете-Чего -- Sound an Alarm...
X-posted to vault13.
Tags: Графика, Дискуссии, История, Кино, На правах рекламы, Ядерное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments