_zif (_zif) wrote,
_zif
_zif

Довольно дикий капитализм

Никаких претензий на объективность: увидев мельком кусочки огромного города за два дня, вряд ли можно составить всестороннее мнение о том, как он живёт, чем он привлекателен и/или интересен.

Несколько удивительно, но просматривая фотографии, которые сделал Володя, я почти не нашёл таких, которые могли бы проиллюстрировать мои впечатления: видимо, это ещё один взгляд на город. Что-то можно замечать, а что-то пропускать.

По своей архитектуре город, определённо, европейский, и это создает несколько обманчивый фон, потому что европейская аккуратность сплошь и рядом отступает куда-то на задний план и открываются стороны жизни, свойственные, скорее, тем странам, которые принято относить к "третьему миру". Хотя на первый взгляд и не скажешь...
plaze de Mayo

Гуляя по Буэнос-Айресу, я часто ловил себя на мысли о том, что в "Незнайке на Луне" Носов описывал капитализм в версии Латинской Америки. Не зря я обращал особое внимание на выгуливателей собак. Да, политическим обозревателям времён СССР некогда, несомненно, было, что покритиковать здесь, да и сейчас многие мелкие детали кажутся какими-то не очень радостными.

Местами ощущение такое, как будто находишься в арабском квартале Парижа, или, например, в Касабланке: где европейская архитектура встречается с неевропейским менталитетом. На улицах много мусора (хоть и меньше, чем в арабских странах), процветает уличная торговля с рук, а чаще даже "с земли" -- там где позволяет ширина тротуара. По городу перемещаются разносчики (и развозчики на велосипедах) еды и горячих напитков в термосах. Есть и яркие проявления пороков "европейского" стиля: огромное количество маленьких листовок с рекламой интимных услуг расклеено повсюду; их даже больше, чем в Лондоне в 2001 году, где я был удивлён и фактом наличия такой рекламы, и её количеством. Помимо очередей в банкоматы, мы видели очереди в центры Национальной лотереи, что тоже меня несколько удивило.

О дорожном движении в Буэнос-Айресе сказано очень много и не всегда хорошего. В основном, наверное, могу подтвердить, что каждый едет так, как считает нужным, пешеходы смотрят не на светофоры, а на машины (что разумно), и чаще переходят на красный, чем на зелёный. В городе огромное количество такси и автобусов, причём и те, и другие останавливаются "голосованием" и/или свистом.

Свистом также пользуются велосипедисты вместо звонка. Людей на велосипедах здесь довольно много, благо рельеф довольно плоский. Есть велодорожки и, похоже, даже служба бесплатной аренды велосипедов -- постараемся её опробовать. Впрочем, велосипедная инициатива не лишена курьёзных проявлений. Далеко не все велодорожки удачно вписываются в городское пространство:
велодорожка
Если всё-таки вернуться к архитектуре, то центр застраивался преимущественно в конце XIX века под влиянием парижской перепланировки барона Османна, а потому дома зачастую выглядят просто как привезённые из-за океана.
османновские здания
Даже хостел, в котором мы живём, вполне мог бы стоят на бульваре Сен-Жермен, но стоит вот на Авенидо Мая и ему там не одиноко.
хостел
Естественно, европейская мода повлияла не только на внешний вид зданий, но и на их внутренний декор. Правда, с поправкой на латиноамериканские реалии. Здание, оформленное внутри под парижскую оперу (ту самую, где жил Призрак) изначально использовалось как кинотеатр, а сейчас -- как книжный магазин. Конечно, с таким оформлением оно привлекает если не покупателей, то хотя бы туристов, желающих всё это сфотографировать.
книжный магазин
Почему-то, вдохновляясь заокеанской архитектурой, строители и планировщики Буэнос-Айреса на всегда задумывались о том, кто и как эту архитектуру будет созерцать. В прямоугольной сетке улиц большинство улиц слишком узки, чтобы можно было хорошо рассмотреть фасад.
банк
Периодически встречаются улицы достаточно широкие, создающие ощущение простора, но гораздо чаще город "давит". Даже пешеходная улица Флорида похожа на коридор.
calle Florida
А уж на обычной улице с узкими тротуарами ощущения простора и вовсе нет. По-видимому, бóльшая часть простора города "ушла" на проспект 9 июля, который своей шириной легко может соперничать с Садовым Кольцом в Москве (и, вероятно, выйдет победителем). В самом центре проспекта (и города) высится обелиск, посвящённый столетию независимости.
обелиск
Вообще, город полон памятников и скульптур. Большинство памятников -- местным деятелям, о которых, конечно, мы никогда ничего не слышали. Но про некоторых мы читали у Сервантеса, а про некоторых (которые в виде картинки на здании) -- смотрели мюзикл с Мадонной.
Эвита
Кстати, некий культ Эвиты, действительно, существует. Она регулярно присутствует на обложках книг и журналов, которые продают в киосках на улицах. Настолько же удивительно, сколь большое место занимают Мальвинские/Фолклендские острова в информационном поле: надписи на эту тему присутствуют и в граффити, и в оформлении вагончика продавца гамбургеров, и в лозунгах на центральной площади.

Вообще, похоже жизнь здесь довольно политизирована: до этого мы видели демонстрацию, сегодня -- митинг возле дворца правосудия. Кажется, у них тут грядут президентские выборы, надо будет уточнить. Даже странно, что у здания Конгресса никого не было.
конгрес
Зато с площади Конгресса открывался удачный вид на окружающие здания, что, как можно понять из предыдущего текста, случается реже, чем хотелось бы.
plazo de Congres
Кстати, на этой же площади расположен нулевой километр аргентинских дорог, о чём, правда, я узнал только из путеводителя. Почему-то он скрывается под скромной копией роденовского Мыслителя.
0km
Посещение нулевого километра можно считать ещё одним символическим началом путешествия, план которого, кстати, претерпел небольшие изменения. И вновь, похоже, дело в довольно диком капитализме. Изначально предполагалось доехать от Буэнос-Айреса до Кордовы на поезде. Однако, оказалось, что на те редкие поезда, которые ходят по этому направлению, билеты уже раскуплены на весь июль вперёд. Почему при такой востребованности поезда ходят так редко можно только догадываться, но, сдаётся мне, что дело в общем упадке железных дорог в Аргентине. Следы былого величия можно увидеть в бесплатном музее железных дорог, который мы, конечно, не могли пропустить.
музей ж/д
А вот перевозками занимаются теперь автобусные компании. В автобусном терминале понимаешь всю мощь дикого капитализма, когда видишь стойки около полусотни компаний, среди которых надо каким-то образом найти ту, которая повезёт в нужное место в нужное время. Мы справились только благодаря интернету, где есть сводное расписание всех компаний. Кстати, на автовокзале видели ещё один "привет" от Незнайки на Луне -- телевизоры в зале ожидания работают от монеток, как в гостинице Экономическая.

Словосочетание "город контрастов" уже, наверное, заезжено сверх меры, но никак иначе нельзя описать тот факт, что буквально в двух шагах от автовокзала и примыкающего стихийного рынка начинается перестроенная портовая зона -- наступающий хай-тек капитализм XXI-го века :) Стекло, бетон, пакгаузы, превращённые в офисы, портовые краны как декорации. Здесь уже Буэнос-Айрес не отличить от Мельбурна или Окленда (и, наверняка, ещё многих городов, которых я просто не видел).
светящиеся краны
С одной стороны, это всё выглядит современно, эстетично, и привлекательно, но с другой -- теряется самобытность. Да и рассчитано это всё на довольно состоятельный средний класс, который, похоже, ещё не составляет в Аргентине большинства. Возможно, именно поэтому кафе и рестораны бывшей портовой зоны выглядели пустовато. Хотя есть шансы, что мы проходили мимо не в самое удачное время.

К тому времени, когда мы добрались до менее фешенебельных кафе и баров, народ начал постепенно наполнять заведения. Большинство приходят, чтобы посидеть, поговорить и выпить, но есть и такие, как мы, которые приходят за едой :) Два аспекта аргентинской кухни мы уже успели оценить: во-первых, это говядина, которая готовится на гриле, а во-вторых, итальянское гастрономическое наследие (пиццы и пасты). В тех заведениях, куда мы заходили, уровень цен московский, но качество и количество выше. Причём в наших поисках еды пока нам удавалось уменьшать стоимость и увеличивать качество и объём порций :) Здесь не так много "сетевых" кафе, что, вероятно, плюс -- в маленьких кафе еда продается, в первую очередь чтобы удовлетворить клиента, а потом уже только, чтобы заработать на нём. Ещё надо будет проверить, как у них тут дела обстоят с кондитерскими: путеводитель их очень хвалит :)

Опубликовано у меня в блоге.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments