_zif (_zif) wrote,
_zif
_zif

Categories:

"Мы совсем не беспокоимся за наших туристов в Западной Сахаре!"

Наверное, самой вездесущей проблемой в Западной Сахаре является запах. Откуда он берётся в пустыне, мы так и не смогли придумать, но стоит приблизиться к населённому пункту, как в воздухе повисает запах то ли тухлой рыбы, то ли гниющих трупов, в меру тошнотворный. Последняя гипотеза была, что это запах антифриза, сливаемого из грузовиков. Почему его столько, и зачем его сливают — всё равно не понятно. Но и сейчас, над двором гостиницы-кемпинга в Нуагадибу висит тот же тошнотворный запах. Возможно, конечно, в данном случае виною рыбный рынок и порт, расположенные рядом.

Западная Сахара — территория, статус которой ещё предстоит определить. Впрочем, Марокко с этим статусом вполне определилось, считая Западную Сахару своей провинцией. Их, правда, в этом не поддерживают многие жители Западной Сахары — сахаравийцы (?). В связи с этим достаточно конфликтным положением в регионе размещена наблюдательная миссия ООН. Один из её представителей в холле гостиницы в Эль-Аюне задал мне вопрос на чистейшем русском языке: "Ребят, а вы вообще откуда?" Именно от него мы услышали что-то про положение вещей "за стеной", про то, что на самом севере Мавритании человек с автоматом Калашникова имеет неограниченную власть, про незаселённый город в 230км к юго-востоку от Дахлы, и про то, что в пустыне есть змеи. "А какие из них ядовитые?" "Да, в общем-то, все ядовитые..."

Возможно, мы бы и не скоро вспомнили о змеях, если бы в тот же вечер, поднимая железку, лежащую неподалёку от машины, Р. с криком не отбросил её. Под приземлившийся ржавый круг уползла зеленоватая змейка и затаилась. Узнавший об этом Ф. весь вечер порывался пойти отогнать змею подальше, а мы хором убеждали его отстать от пресмыкающегося. Перед сном по лагерю прошёлся антизмеиный патруль с фонариком, стуком пытающийся изгнать змей из окрестностей машины. Наутро змея, ставшая накануне причиной беспокойства, уже куда-то уползла по своим делам.

В рамках борьбы с полисарио — вооружённой группировкой, борющейся за независимость Западной Сахары, — существенная часть Западной Сахары была заминирована. В частности, та самая "стена", которой отгородились от повстанцев — полоса препятствий, основным элементом которой являются минные поля. Со слов ооновца, поставленные в песок мины, могут ещё и перемещаться вместе с песками, поэтому с дорог лучше никуда особо не съезжать.

И это предупреждение казалось бы не таким серьёзным, если бы съезжая на ночёвку на следующий день мы не обратили внимание на небольшую и очень ржавую табличку с черепом и костями, под которой было несколько не вполне читаемых строк. Последняя из них сообщала: "Ne quittez pas l'axe". Какой бы оси этот знак ни рекомендовал придерживаться, желания нарушать его рекомендации не возникало: череп и кости недвусмысленно подсказывали, что последствия могут быть печальными. И самым подходящим объяснением таблички были именно минные поля. Очень-очень осторожно, двигаясь только по колеям мы доехали до места ночлега. По-видимому, именно в этом месте мин уже (?) не было, потому что вокруг нас весь вечер беззастенчиво колесили местные автомобили, но таблички с черепом и костями регулярно встречались нам после этого вдоль дороги, и желания куда-то сходить с асфальта ни у кого особенно не возникало.

Помимо мин на месте ночёвки нас ждали ещё сюрпризы. Дорога, отошедшая от асфальта, вскоре упёрлась ... в песчаную дюну. Взобравшись на гребень, мы обнаружили, что из дюны торчит верхушка мачты электропередач, бóльшая часть которой погребена под песком. По-видимому, дюна "переползла" на это место, накрыв собой и ЛЭП, и часть дороги. Случилось это явно не вчера, ибо вокруг неё уже проложили временные дороги в объезд.

Наутро дюну было плохо видно, но вовсе не потому, что она куда-то перекочевала, а из-за очень густого тумана. Кто бы мог подумать — в Сахаре. Но ещё вечером обильная роса промочила насквозь ткань палаток, а утром туман быль столь плотным, что оседал даже на одежде. А уж очки мне приходилось протирать почти каждую минуту. Почти до десяти утра густой туман держался в низинах, снижая нашу скорость на пути к границе с Мавританией.

Грунтовая дорога между двумя пограничными постами — отдельная история. Ничейная полоса, на которой стоят брошенные машины, лежат остовы пострадавших от мин (?) авто и просто россыпи запчастей. Грунтовка ветвится, порою зарываясь в песок или перегораживаясь каменным уступом. И снова крайне не рекомендуется уходить с колеи — вокруг снова минные поля. Почему-то кроме машин на нейтральной полосе в больших количествах находятся остовы холодильников. И ещё несколько таборов из менял и проводников. И один несчастный африканский мигрант, застрявший в приграничной полосе, без возможности выехать как в Марокко, так и в Мавританию. От менял и проводников мы отбились, мигранту, по настоянию Ф., оставили еды.

И всё-таки пустыня — это очень красиво. Будь то песчаные барханы, или каменистая равнина, или неожиданный ковёр из малиновых и грязно-зелёных кустиков. Если бы я был ботаником или зоологом, я бы изучал жизнь пустыни. Она очень разнообразная, но при этом обозримая. Здесь не миллионы видов, а всего лишь десятки. Десятки самых приспособленных, выдерживающих и жару, и холод, и минные поля, и туманы, и блуждающие дюны.
Tags: Сахара, путешествия, текст
Subscribe

  • Мавританские сны

    Вокзал в Нуадибу при первом посещении производил впечатление абсолютно заброшенного. Исписанные стены, какой-то мусор в каморке, напоминающей кассу,…

  • О том, почему хорошо быть великой державой

    После нескольких километров нейтральной полосы, напоминающей какую-то сталкеровскую "зону" с совершенно раздолбанной дорогой, на горизонте появился…

  • Интернет-путешествия

    Как только на горизонте брезжит Wifi все сразу же забывают об осмотре городов, достопримечательностей, еде, питье, и т.д. и бросаются утолять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments