Ольга. (_zhirafa) wrote,
Ольга.
_zhirafa

Category:

"Такси-блюз" и "Остров". Два фильма о любви к Мамонову!

 И главное...

Таинственный «Остров»

Этот фильм изначально претендовал на роль культового. И, действительно, очень многие из тех, ком он был адресован – православная интеллигенция – так его и восприняли. Считается, что это фильм о любви к Богу. Так ли это?

Вопросы «Ты меня любишь?», «За что ты меня не любишь?» звучат не в «Блюзе», где прослеживается тема любви человека к человеку, а в «Острове». Подтекст понятен. Действительно, в православном вероучении не раз проводится мысль о том, что христианская любовь к людям, к ближнему, особенно к такому, которого любить, вроде бы, не за что - равна любви к Богу. «Полюбите меня, вот такого,  - значит, полюбите Бога и спасётесь», - постоянно как бы внушает о. Анатолий всем окружающим.

Но здесь ведь явная подмена. Любить о. Анатолия очень даже есть за что. Гораздо труднее его не замечать. Во-первых, такие люди необходимы в каждом коллективе, особенно, в замкнутом. Они вносят в жизнь смысл, интерес, особую пряность. Их интересно обсуждать, над их парадоксами – ломать голову, обдумывать сокровенный смысл их поступков. Чем весь монастырь радостно и занимается, вместо того, чтобы пребывать в молитвенном единении.

Во-вторых, сам по себе о. Анатолий – искусительно-обаятельная личность. Он остроумен, харизматичен, красив.   Он чудотворец, ему нечему и не у кого учиться, ему открыта Истина. Стоит в это поверить, как пойдёшь за таким в огонь и в воду, не раздумывая.

О. Анатолий – не старец,  т. к. никого ничему не учит, а просто управляет (если не сказать, манипулирует) людьми, зная, что для каждого из них хорошо.

Такое поведение вполне допустимо для юродивого. Но о. Анатолий и не юродивый. Да, юродивым святым позволено всё: дерзить царям-миропомазанникам, плевать в сторону церкви, обнажаться перед толпой. Но ведь юродивый – это только орудие в руке Господа, применяемое для вразумления людей. Собственной личности у него нет – он от неё отказался ради Бога. А здесь – ещё какая личность!

Главное условие духовной жизни – смирение - выполняется героем очень формально, для «галочки». Это внутренние монологи о том «почему именно аз, грешный, удостоился дара прозрения и чудотворения», и всё. В финале – забавный притчевый эпизод. О. А. решил, наконец, лечь в гроб и помереть. Он же святой, а святому открыт день и час  кончины, и успение его безмятежно… Но он недоволен, что его гроб лакировали, «как шкаф» - он хотел преставиться в простом ящике! Скандал заканчивается прозрением и раскаянием. О. А. понимает, что фактически требует молодого и влюблённого в него монаха выполнить его каприз. Очень трогательно, но это означает, что всю свою земную жизнь о. А. прожил гордецом.

Не старец и не юродивый. Кто же он? Он – Мамонов! Не образ, не актер, а конкретная личность.  Просто Мамонов решил выйти из образа человека искусства – возмутителя спокойствия и принять новый облик – харизматичного лукавого старца. А режиссер, все авторы фильма, все зрители просто ему подчинились. Теперь мы считаем, что это и есть истинно-русское православие. Очень удобно. Всем.

 «Остров» укрепляет в народе стереотип «правильного» православного – который знает, «как надо», действует, а не размышляет, берёт, а не просит. Это очень своевременный великодержавный стереотип. Возрождается старый, но удивительный принцип: «Если Бог есть – значит всё позволено!».

«Такси-блюз», наоборот, разрушает стереотип «настоящего русского мужика», того, который всегда готов поучаствовать в конкурсе принципов потребителей пива. Оказывается, не всё так просто…

Кто же из героев ближе к Человеку Духовному? Иван, потерявший себя, нищий духом или о. Анатолий, стяжавший и славу людскую, и веру в себя, как в Избранника? Мне ответ совершенно ясен.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments