?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почему-то в Пасху (накануне и в Светлую Седмицу) мне в руки всегда приходит какая-нибудь книга о. Александра Меня. Специально его не ищу, но читаю его всегда, возможно, исходя из глубинной семейной традиции.
Александр Мень всегда отвечает именно на те вопросы, которые волнуют нас сегодня. Опять же, не знаю, как он это делает.
В этот раз меня навестила книга "Дионис, Логос, Судьба", главы, посвященные философии и политической деятельности Платона.

Великое дело - праздность! Плюс любопытство и неиспроченность. Пребывая в них, греческие философы, по-видимому, вчерне додумались до всего, что потом с трудом и страданиями открыли практики всего мира: от атома и устройства Вселенной (знали, что вокруг чего, в отличие от мисс России!) до конфликта государства и личности.
 Черчиль говорил, что "демократиянаихудшая форма правления. Если не считать всех остальных." Думают, это просто красивый парадокс. Ворчал Черчиль, а сам любил демократию. Но демократия, как мы видим, и правда - так себе форма. В идеале правят не лучшие, и не умнейшие люди, а большинство. А ведь большинство может шагать не в ногу, и только один - правильно.
Если бы выборы Президента и правительства были бы честными - скажем честно: результат был бы тот же. ЕР победила бы не 125 % голосов, а 70. Даже и 51% - все равно победила бы и эта власть была бы легитимной, так?
Чем плоха демократия по мнению Платона в пересказе А. Меня ?
"Красноречивые демагоги могут легко обманывать массы. Государство делается неустойчивым, правительства часто сменяются, власть целиком зависит от настроений переменчивой толпы. "Душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они, как ты знаешь, тем, что перестанут считаться даже с законами - писаными или неписаными,- чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти... Так вот, мой друг, именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания".
Такой процесс мы, возможно, наблюдаем сейчас.
Что предлагает Платон (в уме (умище!) проиграв все возможные варианты социального строя?

Есть ли что-то лучше демократии?
"Прекрасно понимая, насколько состояние государства зависит от нравственного уровня граждан, Платон в основу всего кладет воспитание, которым призваны руководить философы. С раннего детства всем людям должны прививаться принципы спаянного целостного общества.
Детям дают читать только строго проверенные книги. Поэты и писатели, которые не отвечают духу государства, изгоняются. Неумолимая цензура просеивает все сферы культуры. Воспитание имеет целью заставить представителей каждого класса хорошо знать свое место. ...
Нельзя сказать, чтобы правящим группам (философам и воинам-стражам) Платон в своем Полисе обещал слишком привольную жизнь. Члены их должны быть, по его замыслу, воспитаны так, чтобы их не отвлекали личные интересы. Им следует забыть слова "твое" и "мое". С этой целью философ предлагает ввести для них полный коммунизм: пусть они будут владеть всем сообща и даже семья подчинится этому принципу. Воины смогут вступать лишь во временные браки по указанию философов.
Детей по рождении следует немедленно отбирать у матерей, и воспитывать их будет государство. Пусть каждый, встречая на улице юношу, думает, что это его сын или брат.
Не все эти строгости распространяются на массы. Им позволено иметь собственность и семью. Если среди них проявятся способные люди - им не закрыт путь наверх, но в целом они должны воспитываться в духе воздержания, умеренности и готовиться жертвовать всем для государства. Ради их же блага философы и стражи будут неусыпно печься о них: зорко наблюдать за тем, что едят граждане, во что одеваются, как развлекаются, как выражают свои чувства, как спят..."
Видимо, это то, что хотели бы видеть в нашей стране не политики-жулики-воры, а идеологи. Истинные религиозные патриоты. Этого бы и добивались, приди они к власти. Об этом, боюсь, втайне мечтает официальная Церковь.
Что не получилось у Платона, но почти получилось у Гитлера?
"Заботясь о "народе", Платон, по-видимому, совершенно не принимает в расчет личность...
Платон, по словам Поппера, первый предпринял "серьезную попытку возродить древние трибалистские формы социальной жизни"...
Свобода требует от человека подвига, творчества, ответственности; магический же трибализм освобождает его от этого бремени. Все ясно, все решено, на все вопросы заранее готов ответ. Отдаться этому безмятежному существованию было старым искушением человечества. Не один раз, тяготясь своей свободой, люди готовы были променять ее на "чечевичную похлебку". Не в этом ли видел залог своего успеха инквизитор Достоевского?
Особенно остро "боязнь свободы", неумение и нежелание пользоваться ею сказываются в переходные эпохи, когда человек сбрасывает оковы, а потом не знает, что делать дальше; тогда он бывает готов ради покоя и порядка снова вернуться к рабству.
Фашистский философ Саутер прямо говорил, что платоновский Полис - это возвышеннейший образец тоталитарного государства". Другой его единомышленник провозгласил Платона "истинным основоположном национал-социалистического учения о государстве". Нацизм во многом осуществил замыслы Платона.
Платон хотел регламентацией браков выводить новую породу людей. Как это выглядело на практике, можно судить по истории Третьего рейха.
Таким образом, Платон стал пророком строя, дух которого Шпенглер впоследствии выразил в таких словах: "Во что мы верим, должны верить все. Чего мы хотим, должны хотеть все"
Этот итог сводит на нет и положительные стороны платоновской социальной доктрины: его критику исторических форм правления и идею о нравственном состоянии граждан как залоге здоровья общества.
Но для памяти Платона неуспех его, пожалуй, был благом. Если бы сиракузский правитель действительно установил платоновский режим, то философ оказался бы в числе исторических преступников. В сознании человечества он жил бы не столько великим идеалистом, сколько основателем жестокого деспотического строя. И без того уже на его образ навсегда легло темное пятно, которое не могут смыть никакие ссылки на добрые побуждения Платона.
Добро без свободы неизбежно оборачивается злом. " - это уже не Платон говорит, а о. Александр Мень, злодейски убиенный пастырь русской интеллигенции, создатель церковного Самиздата, богослов и писатель. Это все, что для начала должен выучить каждый христианин. Повторять себе каждый день как Символ Веры. А уж дальше - подробности...

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
popandopulo
May. 6th, 2013 05:55 am (UTC)
читаю его много лет и не перестаю удивляться абсолютной свободе его ума. Непостижимо это в рамках РПЦ. Видимо, потому и убили.
termometr
May. 7th, 2013 05:05 pm (UTC)
овал не круг
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Босх
_zhirafa
Ольга.

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner