?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться наябедничать Next Entry
"У нас в России лучшие врачи, лучшее образование..."
butterfly
_zeta_
С такими мыслями я сюда в Финляндию приехала, тоже мозги промыты были. Хорошо их в советское время народу промыли :) Ещё, все эти предрассудки активно поддерживались местными русскими, недавно сюда приехавшими. Постоянно рассказывались разные страшные истории о том, где кого-то как-то неправильно лечили, а также все, "буквально все" (с), жаловались, что в школе здесь все тупые, и детей ничему не учат, все пользуются калькуляторами. Я была того же мнения. Ну а как же! В России в 9-м классе я уже прошла, что такое тангенс и котангенс, знала наизусть, сколько будет 11, 12, 13... 19 в квадрате, тут в девятом классе мы считали 2а+3a. Я себя чувствовала невероятно умной. В принципе, мне и в России математика в последних классах неплохо давалась, благодаря упорству: я по 4 часа могла сидеть над заданием и спать не ложилась, пока не понимала, как его решить. А здесь я и в соревнованиях по математике в лукио успела поучаствовать, и попасть в группу лучших, которым предложили тренинг для соревнований между скандинавскими странами. На тренинг я не поехала, т.к. дорога и прочее стоили денег, а мои родители в тот момент были безработными. Но сейчас не об этом.
Я решила стать учителем математики. "Я вам всем покажу, как математике надо обучать. Вот в России..!"

У каждого, кто не учился (здесь) на преподавателя, наверняка есть свои соображения, как нужно обучать детей, в каком объёме и какую информацию подавать, и, главное, - какими способами это делать. У меня тоже были относительно стандартные "русские" представления, когда я пошла учиться в университет. В процессе обучения именно на педагогическом факультете они радикально изменились.


Во-первых, я поняла, почему в девятом классе изучают 2а+3а, а не тангенс и котангенс - банально потому, что девятикласснику не нужен лишний хлам в башке. Я поняла, почему пользуются калькуляторами и таблицами формул: заучивание формул, конечно, развивает память, однако, совершенно не доказывает того, что ребёнок понял предмет. То есть, упор в обучении делается на то, чтоб материал был понятен, а не на то, чтоб кто-то зазубрил формулы или то, сколько будет 11 в квадрате. Кратко: умственные ресусрсы тратятся не на зубрёжку. В-третьих, я поняла, что нет математически тупых или неспособных людей. Да-да, вы все способны. Решает лишь мотивация. Ну и, конечно же, понимание материала с самого начала. Если ребёнок не понимает, что означает процесс умножения, деления, сложения, вычитания и т.д., то дальнейшая математика ему будет даваться с трудом. И так на каждой ступени можно спотыкаться, если в предыдущих знаниях по теме есть зазор.

В университете на педагогической части было очень интересно: люди, обучающие преподавателей, действительно умеют учить. По крайней мере, так было тогда, когда я училась. На педагогических курсах мы обсуждали разные способы мотивации, а также демонстрировали интересные способы объяснения той или иной темы или явления. Так, чтоб человеку было понятно и интересно.

Когда я пошла на практику в школу и лукио, первый мой преподаватель, на чьём классе я тренировалась, не дал мне попробовать ни одного из тех методов, которым нас обучали в университете. По его представлению учитель математики должен представлять собой говорящую голову у доски (подозреваю, что по представлению многих, читающих данный текст, - тоже:-)). То есть он не принимал моих планов занятий, если в них было что-то, по его мнению, не слишком стандартное. И, собсна, как оказалось, в этой школе было принято все методы обучения согласовывать с другими учителями и получать одобрение директора. Мотивации обучать у меня, чесгря, поубавилось изрядно. Зачем читать кучу книг о конструктивном обучении, практиковаться в нём на сокурсниках и писать кучу эссе, если в реальной жизни этому нет применения? Второй препод дал попробовать несколько методов, но осадочек всё равно остался, стало ясно, что внедрить на практике то, чему учили, будет крайне сложно.

Далее, случилось вообще непредсказуемое: после того, как я закончила по педагогической части все курсы и прошла всю практику, я перестала видеть смысл в куче курсов по математике и другим предметам, которые нужно пройти будущему преподавателю математики в университете. Стоит ли говорить о том, что я перестала видеть смысл в куче того, что изучала в 9-м классе в России?

Я это к чему... К тому, что прежде, чем ругать, что где-то тупые, с калькуляторами, плохо лечат и прочее, надо побывать внутри процесса не в качестве ученика или пациента, а в качестве того, кого ругают. Может тогда представления немного поменяются. Вот как у меня об обучении математике.

Метки:


  • 1
Обалденный пост, спасибо=)
я всем всегда говорю, что то, что нам давали читать в школе - это еще очень рано. я читала те же книжки в институте и мне они были и понятны, и актуальны, и интересны))

Именно так! Большинству просто не понять всего этого в таком раннем возрасте :) Мне из прочитанного в школе понравились только "Ревизор" и "Капитанская дочка", а вот о чём были "Горе от ума" или "Гамлет", я тогда вообще не поняла.

совершенно да! я в школе не смогла прочитать "Мы", так как считала чушью. а потом прочитала в институте и теперь это моя любимая книжка))
до сих пор не понимаю, зачем мучить детей войной и миром))))

Одновременно и согласен и не согласен. Большинству детей синусы изучать бесполезно, они так никогда и не поймут, зачем они были нужны. В России также.

Но вот, если человек пошел получать после школы высшее техническое образование, но все эти знания сложатся в систему и уже точно станут понятны входе изучения матана. И без этих представлений, на которые в школе были потрачены 5-11 классы, осознать и вникнуть было бы нереально, оно и так трудно получается.

Например, в школе на работу с производными мы потратили несколько четвертей. Тогда это было еще не очень понятным. А в вузе стало все намного яснее. Но без такой долгой тренировки побыстрому набить руку не получилось бы. Это я все к тому, что еще было бы интересно узнать, как устроено высшее образование, не мешает ли такая школа будущим специалистам.

Здесь в старших классах ("лукио", 3 последних класса - 10, 11, 12) можно выбрать короткую или длинную математику - в зависимости от того, куда ты потом планируешь поступать.

Edited at 2013-03-28 17:40 (UTC)

Тогда, если длинная математика схожа с российской, то это очень здорово. Мне как неспециалисту, по крайней мере так кажется)

Длинная схожа, там в более быстром темпе всё проходится, производные, интегралы и т.д. В короткой, если честно, не помню, что проходят. За длинную математику дают больше баллов при поступлении в какой-либо вуз (если математика важна на этой специальности), но и с короткой поступить можно, хорошо написав вступительный экзам.

А я ненавижу свою школу, за то, что мы не изучали тензорный анализ вообще, и векторный анализ в частности. Мне пришлось сложно в университетские годы из-за этого. Но если бы я при этом не знал тригонометрии, то вообще бы из меня ничего путного не вышло бы. А ведь вся современная полностью физика основана на тензорном анализе. Без него на Вольфраме можно только картинки фракталов посмотреть и все.

Я в физике полный ноль. Как раз потому что зубрить я её зубрила, формулы знала, но дальше этого у меня не шло. При этом, девятый класс в России я закончила почти на отлично, только две четвёрки было - правоведние и немецкий. В географии, биологии, физике - я полный ноль, из литературы ещё что-то помню, от физкультуры была освобождена, по химии и математике что-то соображала... %)

Забудем про физику. Математика - ключ к любой науке. А ты хочешь его отобрать у детей.

Почему отобрать?:) Здесь система образования позволяет тебе получить все нужные знания по математике до поступления в технический вуз. В лукио можешь решить, какая тебе математика нужна - длинная с интегралами, или короткая, попроще. В зависимости от того, куда планируешь поступать.

А бывают школы, где это изучается?

Когда понимаешь, что такое интеграл, мир открывается для тебя с другой стороны.

"Я не понимаю, какой интерес может представлять женщина для мужчины, если она не может взять тройной интеграл." %)))

Я много раз уже думала, насколько я благодарна российской школе, что мы проходили весь этот сложный материал, и что я также сидела часами, пока не пойму и не разберусь. Когда уже в зрелом возрасте я пошла учиться менеджменту, мой темп понимания дисциплин типа финансов, микроэкономики итд был в сто раз быстрее, чем у шведских одноклассников, которые прошли "короткую" математику 10 лет назад.. Хоть и я думала, что все забыла и вся потраченная на интегралы молодость прошла зря, а мозги все равно оказались хорошо натренированы на понимание математических концепций, даже у прожженного гуманитария типа меня. А одноклассники не понимали простейшие графики типа y=2x. Но в Швеции все с школьным образованием гораздо печальней, чем в Финляндии.

У нас на курсе микроэкономики в универе вполне доступно объясняли всё то, что мы, математики, уже давно прошли. Нам было скучно, и мы гыгыкали на втором или третьем ряду, злили препода :) Один раз, помню, преподаватель задала какой-то вопрос и грозно указала на меня пальцем, мол, отвечай. Я её до этого не слушала (шушукалась с подругой), повисла гробовая тишина в зале, т.к. все думали, что мы ничего не знаем, раз не слушаем, но мы-то это всё ещё в старших классах (лукио) проходили...

Интерестно!

У нас в Тех. Вузе учили одно, а спрашивали на экзамене совершенно другое (какой то частный случай). Вот и надо было думать)) А, и экзамены с открытым материалом, с открытыми конспектами.

У нас в универе такой курс по алгебре был. Я отсидела все лекции, была на всех занятиях, где проходили домашние задания. А экзамен из более сотни студентов сдали только 17, или что-то такое. "Сдали" - набрали наименьшее количество баллов для прохождения курса. В результате преподавателю пришлось делать второй экзамен, который бы действительно экзаменировал то, чему учили :)

Меня эта тема интересует с практической точки зрения. Скажи, это правда, что в школе на уроках можно пользоваться калькулятором, главное - соблюсти логику задания?

Правда. Конечно, если это не урок, где именно учат считать :))

(Удалённый комментарий)
  • 1