?

Log in

No account? Create an account

Чтение

Вдруг мне стало казаться,что умение читать,это отдельная способность.Причем, я даже не уверена,что ее можно развить.



Т/е ты или читаешь-погружаясь по макушку в тысячи миров,переживая и проживая сотни жизней,расширяя до бесконечности горизонты. Или складываешь буквы в слова,слова в предложения,предложения в фразы,фразы в сюжет. Прочитал.Еще книгу? Спасибо, у меня уже есть.


Раньше я полагала(где-то прочитав),что лишь при скорости чтения больше 100 слов в минуту ты начинаешь видеть образы, а не фразы. Теперь все больше убеждаюсь, что это не рецепт.

И ты или читаешь или нет.
И ЧИТАЕШЬ не равно читаешь.

Ты получаешь кайф или нет.Не удовольствие от сюжета, а кайф другой реальности.
Причем,неважно кто ты и кем ты.

И никакие отговорки про неправильное детство,не читающих родителей и какие-то условия не работают.В провинциальной рабочей семье сам по себе растет читающий ребенок-библиотеки были даже в самые тяжелые времена, а интеллигентной столичной,среди книг по стенам-не..

Вот мне с книгами повезло.Чтение сделало меня мною.Сейчас я понимаю,что процентов на 80,не меньше. И трудно найти в этом чью-то заслугу.Кажется,что просто мне было дано читать.Повезло.Дар божий,не иначе.Никаких условий и усилий.Библиотека,как дверь в другое измерение и все.

А кому-то дано слушать музыку( лично у меня в этом месте черная дыра) Или еще что-то.

И не Чтение это не плохо и не хорошо.Просто минус один кайф. Или плюс какой-то другой.

То,что без этого можно прекрасно жить, я знаю.То,что это не показатель интеллекта,успешности и прочего-знаю тоже.
Это всего лишь отдельный кайф,чей-то маркер"свой-чужой" ну и много много чего трудноуловимого.
И практически бесполезного.Но для читающего важного.

Причем, все это есть или нет в детстве-юности, а потом уже не имеет значения.
Человек,носящий в себе мировую художественную литературу потом уже может и не читать.Но он уже другой.Иначе видящий и думающий.




Или не?И умение по-настоящему читать,ловить кайф,подниматься над миром и собой, видеть картон, фальшь,чувствовать язык- можно развить?

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
я столько читала раньше. и совсем перестала сейчас. ну только в отпуске что-то успеваю. фсе.
Это другое.
Мне кажется,что запойно читающие-как алкоголики-могут бросить , нов се равно возвращается.
Я не читала несколько лет-только профессиональное.
Потом интернет бывает,заменяет.
Ну вы:)
А потом-оп и опять провалишься.
Если есть куда.:)

В детстве все ,конечно,иначе было.
Я скорее про читающих в детстве говорю.

Классически читающих.Для которых та же ВиМ или что другое громадное не наказание, а слезы жалости от конечности.
Мне кажется, наше детское запойное чтение, оно сродни гаджетам у детей нынешних, и пусть кидаются в меня камнями. :) Формировало ли оно нас, или мы, сформированные, выбирали книги, которые нам созвучны - я не знаю.

Сейчас я вообще ничего не могу читать. Не хочу, да и не интересно стало и сил нет. Не хочу пускать других людей в свою голову. Наверное, когда дым рассеется, то снова начну.

Музыка (кроме опер) хороша тем, что она безоценочна. С операми сложнее, там есть позиция автора и либреттиста.
Я читаю, и мне хочется. Заметила, что изменилось желание обсудить прочитанное - у меня порывами оно возникает, но в целом снизилось (и не только у меня).
Чтение в нашем детстве было на месте нынешних игр и видео в девайсах. Само чтение и погружение в него - культурный феномен, явственно зависимый и от эпохи, и от обстоятельств. Но я не припомню и в своём читающем детстве, чтобы проводились какие-то различия с теми, кто читать не любит, или читает по минимуму. Люди интересны разным, и они разными способами строят свои миры. Эскапизм не во главе угла, точно - надо что-то делать, "читать всякий дурак умеет" (как говорила одна из моих бабушек).
У меня проводились, я пока не "поймала волну" с Верном и фантастикой лет в 8-9, читала мало и из под палки. Мне почему-то детская литература была совсем не интересна. Так все годы до этого меня тыкали носом в читающих детей, мол смотри как твой кузен Миша читает. Ну и что, спустя несколько лет выяснилось, что кузен читал и учил наизусть штук 10 его любимых книг, типа энциклопедий. Я к этому моменту освоила пласты французской и английской исторической и приключенческой литературы. Но таки эскапизм, да, что одно, что другое.
а я согласна с вами. не знаю, насколько это можно развить, но по окружающим меня детям что-то не очень похоже, что это как-то серьезно целенаправленно развивается
По сути темы - мне кажется ровно наоборот. Очень важно, что ты делаешь в настоящем. Читать в детстве, наверное, полезно. Но это так же не "запасает чтением", как и еда в детстве не насыщает на всю жизнь. Впрочем, я про всё так считаю. Учиться в музыкалке - наверное, хорошо. Но важно - играешь или не играешь ты сейчас. Изучить математику в школе полезно для мозгов. Но важно, что из той математики у тебя есть сейчас. Научиться вести домашнее хозяйство или готовить полезно на уроках труда (например), но вопрос - можешь ли ты принять гостей и раскинуть скатерть-самобранку из тех продуктов, которые есть.

И так во всём. Бабушка моя не прошла для меня даром - существует только настоящий момент, и вопрос приоритетов решается тем, что ты делаешь и не делаешь сейчас. Если сейчас не хочется читать - то, видимо, это не такая сокрушительно-важная способность, а просто был день - была такая потребность. И прошла. А у кого-то она, может, настанет на пенсии.
Да, я про это и говорю.
Что начитанное в детстве дает тебе индульгенцию последующую жизнь-это уже есть:)

Вот как лукьянова ира сказала моей Ане-учи стихи-ты поймешь потом эту ценность-носить в себе стихи.и она тебе поможет.
Аня поняла буквально,напихала в себя стихов по макушку.Потом отошла от запоя,но я и сейчас учит уже без надобности, а по потребности носить.

Что будет еще дальше-может,как я -будет не переносить поэзию,но это уже будет.Внутри.

Ровно по такому принципу я строю свою студию-у ребенка должно быть то,во что он погрузился и попробовал,Сам,Все.
Чтобы " а я это делал,знаю,видел" уже было внутри.А дальше-да-ценность настоящего момента уже.

Вот я и подумала- а это умение читать,не как чтение слов и сюжета-оно же не безусловно и развивается ли вообще?В детстве?
Что станет триггером и катализирует кайф?
Или просто кто-то не находит этого крючка и не знает?

Я много знаю выросших и не понимающих чтение,хотя умеющих читать
Да что там,вот Дина пишет про библиотекарей,глухих к языку совершенно.Почитать тексты на одноклассниках-это люди умеют читать?

Вот почему это?И развивеъаетсяли?и нужно ли?
(пардон за неровный почерк-бегу)

Я вот на Кирилла смотрю, он читать как не любил, так и не любит. Но две вещи делает: во-первых, слушает постоянно аудиокниги (явно получая от этого удовольствие - то есть, видимо, он способен строить в голове вот это все, что ты описываешь, но при чтении на это сил остается меньше, а при слушании можно себе позволить), а во-вторых, после лекции о том, зачем именно нужно читать (я его специально на нее водила в Экспериментариум), смотрю, стал читать. Иногда побольше, иногда поменьше, но всегда есть дежурная книжка. И когда читает, часто увлекается и бросать не хочет, просит еще полчаса после отбоя и все такое. То есть и с этой стороны, видимо, тоже что-то развить можно.
Можно ли развить не знаю. Хотя уверена что детей надо приучать к книгам чуть ли не с пеленок. Начиная с книг с хорошими картинками...
А когда читаю сама- ни букв, ни страницы, ни слов не вижу. Это как попасть в объемное кино. Действительно -другой мир.
Мне очень сложно выразить то, что я хочу сказать... У нас дома большая библиотека. И неплохая, вроде. Видившие подтвердят, думаю. И около 85% стоящего на полках (там более 3500 книг) мной прочитано. И томики стихов имеют зачитанный вид, и многотомные издания. Но я не могу сказать, чтобы хоть часть прочитанного мне нужна была, как-то пригодилась... Читала запоем, под одеялом ночью, на коленках в школе. И абсолютно не бредила героями. Был интересен сюжет, образы, вызываемые при чтении. Книга закрывалась и если не было продолжения - я все забывала за ненадобностью. Оставалась лишь эмоция - хорошо или плохо, интересно или нет. Да, летала с Маргаритой, скакала с Дартаньяном....Но... если нет продолжения все можно стереть из памяти для новой книжки. Все толстые журналы, выпускаемые в 70-80 были у нас дома (могли подписываться), и Территорию и Вверх по лестнице... и Тропик рака все читалось с пылу-с жару. Сейчас читаю немного. И не читаю мусорные книги, чтением которых многие грешат тут. (как бы я не любила и не уважала автора). Может все что было прочитано - это выработка вкуса, отличить мусор от стоящего - не знаю. Но я чувствую, что мне это совсем-совсем не нужно, этот багаж - лишний, чемодан без ручки.

Ксения читает достаточно, но не того, чем восхищались и чем дышали в детстве мы. Выбор ее странен порой и ставит меня в тупик.

Кайф? - может и кайф, может ты и права.
Я до своего ребенка была железобетонно (хе-хе) убеждена, что читать - это как дышать, есть, гулять, какое там развивать отдельно - оно само, по умолчанию и непреложно.
Сейчас нда, пересматриваю опыт, мой ребенок читает, но так и говорит: для меня чтение - это ДЕЛО, после него мне нужен отдых. Я в шоке, но чего уж. Так что похоже да, отдельное умение.
А по моему собственному опыту, отдельное умение - это смотреть кино. Вот это то, к чему я себя годами приучала, иногда буквально заставляла, и так в итоге вышло серединка-на-половинку: заставляю себя периодически что-то смотреть.
Вот читать - для меня это непередаваемый кааааайф, особенный кайф, когда найдешь книжку, в которую буквально проваливаешься всеми мыслями и чувствами.
Вот точно - начать смотреть фильм и досмотреть до конца - это работа.
Тоже сегодня думала про чтение. Можно ли развить любовь к чтения? Особая ли это каста тех, кто способен жить в этих мирах?
Наверное, есть люди наделённые фантазией от природы, поэтому им проще погрузиться в книгу.
Увлечь, я думаю, можно, читая вслух и подбирая книги по интересам ребёнка. Эмоциональное выразительное чтение тоже наверное помогает увидеть книгу глазами чтеца. Читала как-то, что дети учатся подражанием. Наверное, в этом есть рациональное зерно.
А фантазия, наверное, тоже может по наследству передаваться.
У меня дети пока маленькие, не знаю, как будет. А пока насаждаю свои представления о культуре :-) книги вслух читаю в лицах, песни пою. Им нравится :-)
Книга (чтиво) нужно индивидууму лишь как способ получения НЕОХОДИМОЙ информации.
Поясню на себе: в 90-е начал читать газету "Новая газета" и слушать "Эхо Москвы" для получения дополнительной информации политической направленности.
Работая бухгалтером читал (гуглил) для получения информации по определённой тематике.
Биллетристику не читаю лет 20. Классику не читаю лет 20. Потому что не вижу в ней ПОЛЕЗНОЙ информации: Я сам стал носителем полезной информации для СВОИХ.
Так что конкретное чтиво- это вопрос надобности для конкретного индивидуума.
И хочу добавить. В последнее время я почти не читаю, но *вспоминаю*. У меня хорошая память, и я многое из прочитанного хорошо помню. Однажды даже был случай, что я помнила, якобы, картинку из книги, искала по ней, а, оказалось, что книга была без картинок.
Читаю мало, потому что дети маленькие, практически нет времени. В основном перечитываю старое. Новое, если не проверенные авторы всегда беру с опаской, вдруг фигня какая-то. Так что, как такового, запойного чтения почти нет.

Edited at 2018-12-10 07:04 pm (UTC)
Не соглашусь, что не влияет на интеллект.
Как правило, читающий человек имеет большой лексикон, способен на фоне не читающего быстрее и понятнее донести информацию собеседнику, а что это если не признак интеллекта ?
А в остальном подписываюсь.
Особенно понравилось про сравнение с музыкой.
Такая же чёрная дыра.)
... это отдельная способность.Причем, я даже не уверена,что ее можно развить./
У меня была возможность в этом убедиться.
Есть две дочери, разница в возрасте 10 лет. Одна читала с 5 лет с фонариком под одеялом, вторая еле - еле , с пинков школьную программу. Ни одной книжки помимо не прочла. Старшая читает дл сих пор так же как в 5 лет, только уже не с фонариком, а между кормлениями сына.)
С младшей сей пример очень маловероятен, увы.
Но зато каким то образом умудряется выучить большие стихи и читает их на всевозможных конкурсах, сначала в школе, затем в колледже.
Я читаю как старшая, стихи не любила особо никогда, тем более учить наизусть.
Отец девочек не любит читать, а стихи тем более,так что это не воспитание и не гены.
P. S. Под напором учительницы начальных классов, которая была почему то убеждена, что любовь к книге можно развить и научить, мной были произведены многочисленные попытки с младшей.
К 10 годам я поняла, что это бесполезно.
Это способность, да.. И развить её нельзя. Она сразу дана в той или иной дозе всем.
всякое бывает, мой двоюродный брат, лет до 30 не читал,кроме школьной программы ничего(а я наоборот). а потом у него шкафы заваленные книгами.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

August 2019

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com