НГ 2012/2013 в Красноярске
Ruyk
_y_man_

Всем доброго времени суток! В этом посте я опишу наше путешествие в славный город Красноярск. Всем желающим ознакомиться с красотами и возможностями этого замечательного места прошу под кат.

КДПВ (На вершине Первого Столба)
На первом столбе
nbsp;

Итак, предыстория. ИМХО нет ничего хуже, чем тухнуть на НГ в Москве, тем более что длинные праздники прямо таки просят потратить их на что-нибудь интересное. Изначально мы планировали вернуться на Воронцовские пещеры (Хоста, около Сочи)

Там осталось еще Большая кругосветка и Лаз недоступности. Но это уже все равно повторение… И, как всегда, почти в последний момент наш друг Дима АКА Бабун предложил ехать к нему в гости в Красноярск. Столбы, борды и пещеры… Я не смог отказаться…

28е Судорожные сборы, докупка подкошечных альпботинок, бег по Москве с 2мя 20кг рюкзаками + 2 борда + транс +мелочь. Вылет в ночь.

29е Прилет. Потерянные (недолетевшие) борды. Ищем способ выбраться из аэропорта. Такси ломят по 2-3 т.руб. Экспресс отменили, поэтому на перекладных таки доезжаем до Академгородка. Бессонная ночь продолжается бессоным днем – едем закупаться в Окей, потом болтаем обо всем. Ждем еще народ из Омска до позднего вечера. Подарили чугунный казанок – хорошо сочетается с индукционной плитой.

30е Долетают таки борды и еще Дина =). Сборы, выезжаем на перекладных до Дачи Захара на Базаихе. Растапливаем баню, убираемся и готовим. Место шикарное, Хребет Токмак прямо перед глазами (по нему тоже масса маршрутов, даже пешком есть). Вообще кругом горы и красота необыкновенная.

Токмак

Сделаю здесь небольшое отступление на тему плана города Красноярск (~1млн. жителей). Город разделен примерно пополам Енисеем. Температура воды +8С, Т.к. выше по реке (около Зеленогорска) находится гигантская Красноярская ГЭС, то вода очень шустрая и не замерзает. Культурный центр, Международный аэропорт, Академгородок и большинство магазинов на высоком северном, левом берегу (до 90 м.). На другой стороне расположен порт, складские, заводские помещения, некоторые жилые районы и самое главное: Столбы и склоны. Мостов всего три, движение загруженное. Вообще с транспортом в Красноярске проблемы, машины праворульные и на дорогах заторы – по полтора часа тратишь, чтобы пересечь город. Самые престижные места расположены как раз в районе реки Базаиха на правом берегу.

Фото Коммунального Моста (можете свериться с 10р. купюрой =) )

Коммунальный мост

31е Первый спортивный день, берем кошки, снаряжение и идем час в гору на Китайскую стену. Там до самого захода солнца ИТОшим. Надо сказать, что с непривычки вешать трассу с нижней было непросто.

Китайка (она же Китайская стена). Видна только первая ступень.
Китайская стена

Фото ИТО

Лирическое отступление про ИТО:

ИТО – Искусственные точки опоры, вид лазания, при котором практически не используется рельеф для хватов руками. Т.е. в условиях зимнего лазания это практически единственный вариант. Он собственно и составляет большую часть альпинизма. Вот примерный список минимально необходимого железа для ИТО: кошки, система, оттяжки (если есть уши – абсолютные точки), спусковуха, закладки, френды, крюки, и оригинальные приспособления – скайхуки, крюконоги и фифы. Если про скайхуки я раньше слышал:

Фото: Я провешиваю ИТО трассу.
Я навешиваю ИТО трассу

Фото скайхук

То Крюконоги и Фифы стали для меня откровением:

Фото Крюконоги Фифы

Собственно фифа это крюк, которым можно дотянуться как до уха, так и вклинить его в любую щель. Он ввязан в систему двойным усом, причем я его еще больше удлинял, перестегивал на один из самострахов. Потом цеплял к нему жумар и вставал на педали. Крюконоги это еще более забавные штуки – крюк, крепящийся на коленку с комплектом колец, чтобы ногу высоко не задирать. Главное не опрокинуться…

Вечером усталые в баню и встречаем НГ в компании таких же продвинутых туристов. Было весело, много еды и алкоголя.

Фото НГ
НГ

1ое Проспав аж до 11:30 мы собрались и пошли гулять по горам Токмаковского хребта до Арки:

Фото около Арки

Фото около АркиДальше был сумасшедший скат вниз на попе около 300 м перепада, иногда было прямо таки страшновато. Половина группы порвала штаны камнями (то, что не порвали кошками)… Надо сказать, что описываемые скалы относятся к Токмаковскому массиву. Места очень интересные, масса трасс ИТО, скальные, да и боулдеринг процветает. Но нам хотелось и на Центральные столбы…

2ое Температура упала до -35. Собрав вещи, мы поехали закупаться и затем двинули на столбы. 7км вверх по серпантину с солидным рюкзаком в такую холодину дались тяжело. Некоторые до перевала еле доползли. Местные понятно без особых проблем забегают туда чуть ли не за час. Нам со всеми вещами понадобилось более 2х… Отпившись чаем и сбитнем с блинами мы оставили вещи в избе и двинули на Первый. Вначале мы немного потренились на Слонике, и вперед на 80 м каменный пупырь. Очень интересное впечатление производят эти скальные выходы.

Вид с Первого Столба
вид с Первого столба

В детстве почти каждый ребенок лазил по деревьям. Кто-то выше, кто-то ниже, некоторые падают, большинству же все быстро надоедает. Красноярские столбы, они же пальцы, уникальны в плане разнообразия рельефов под любой уровень. На них можно быстро забежать с утра в кроссовочках, а можно пыхтеть 80м чистой жесткой 7ки боулдера. Можно лезть спелеостайл на 7и точках, а можно динамить чуть ли не рукоходом. Можно нырнуть в гигантскую сквозную щель в середине столба или ИТО шить по всему 600 м периметру…  All of your wishes are granted! Неудивительно, что здесь зародилось и окрепло туристическое движение, связанное с альпинизмом, горным туризмом и скалолазанием. Каждый второй житель точно был на столбах; с мая город пустеет, самый ходовой товар в городе у молодежи кошки и ледорубы! Просто Мечта наяву!

Фото Столб Перья

Перья

Дальше мы прогулялись до Перьев мимо Деда. К сожалению по Перьям зимой не лазят, а жаль ИТО там явно реальный… Мы вернулись в избу и встретили хозяев. Про Избы надо сказать несколько словно отдельно. Как оказалось есть отдельная категория людей: «столбисты». Их можно описать как нечто среднее между скалолазами и альпинистами, с сильном акцентом на соло, не гнушающиеся боулдеринга и спелеопоходов. Постепенно (в течение 3-4 поколений) выделился определенный контингент, проводящий большую часть на столбах. Естественно, каждый раз туда добираться долго, поэтому там начали строиться Избы. Именно так, с большой буквы. В них зародилась своя культура, традиции и правила. Хозяева поддерживали и перестраивали строения, превращая их в настоящие усадьбы. Коренным образом ситуация начала меняться после учреждения заповедника на территории столбов. Просто построить что-либо, проехать на территорию, пожить в палатке, пробить трассу или даже закрепить веревку на дереве стало невозможно. Было заключено определенное соглашение с обществом столбистов и Избы стали предметом огромной ценности. Сейчас идет очередная смена поколений столбистов и внутренние противоречия растут, но в целом это прекрасный пример проявления самостоятельной спортивной активности в обществе.

Фото Изба в лесу, на территории заповедника

Изба на Столбах

3е Сбросившись со столбов, мы вернулись домой, взяли борды с лыжами и поехали кататься в Бобровый Лог, или как зовут его местные Бобршавель. Причины такого названия раскрываются на месте. По радио крутят рекламу Лексусов и Инфинити, цены на подъем сравнимы с московскими, а стакан глинтвейна 200 мл стоит 200 р. Наши друзья, простояв почти 2 часа в очереди в прокат пропустили неосвещенные трассы, представляющие наибольший интерес, поэтому нам осталось немного вариантов. Тем не менее, удобные креселки и прилично ратраченные трассы позволили прилично раскататься (по 10 подъемов).

Схема Бобрового Лога

4е С утра взяв в прокат белый Патриот (2600 р./день) мы рванули вшестером в Дивногорск (час езды). Замечательное место для катания: 100р. / подъем, широкие трассы, целина по лесу – все прелести небольшого склона. Поскольку Олина доска совсем не годилась для целина мы тоже зашли в прокат – 100р. / час за борд. (Оффтоп – Где купить в Москве жесткий борд на 160 ?) Посидели в кафешке с нормальными ценами, докатали по 10 подъемов и поехали обратно в Красноярск сразу в Чайхану. Прикольное место, мы выпили несколько чайников разнообразного чаю, в том числе заваренный лавровый лист с перцем и имбирем (без самого чая), а также покурили кальян. Мясо было приличное, а вот сладостей восточных практически не было в наличии =(.

5е Судорожные сборы до поздней ночи накануне продолжились с утра заездами к знакомым за планом пещеры Женевская, веревкой (ужасный Укроп) и по рынкам/магазинам. У нас в плане было несколько слабых мест: во-первых для того чтобы добраться до пещеры надо было проехать по льду Красноярского моря (выше ГЭС), а он мог еще не успеть встать, к тому же выезд на лед официально запрещен (что никого не смущает), во-вторых взятый нами в аренду Патриот весит более 2тонн, а у него узкая зимняя резина, ну и в-третьих пещера Женевская на входе зарастает льдом последние годы, и был большой шанс, что мы не сможем пробить вход в нее. Запасным вариантом у нас была пещера Кубинская. Забегая вперед скажу, что все сложилось удачно.

Фото Карта Женевки

Доехав до залива Шумиха по М54 мы выехали на лед, заплатив 100р. бабке охраннице. Сама наезженная колея издалека выглядит, почти как асфальт, но изрезанный трещинами. Я, правда сидел в собачатнике, поэтому мало что видел. Мы строили догадки какова же толщина льда, пока не спросили у местного рыбака. Оказалось, что пока всего около 30 см, после чего всего немного испугались. Окрестные берега очень красивы и насквозь карстовые, так что количество пещер там просто неисчислимо. Тем не менее, не сбавляя скорости, мы добрались до залива Бирюса (более 7км) и начали искать подход к пещере. Найденные в интернете координаты оказались совсем неверными, видимо для защиты от новичков. Поплутав по окрестностям мы нашли вход и начали переодеваться. Это оказалось самым трудным – на улице было -28 и комбезы с сапоги задубели окончательно. К тому времени как мы начали спуск, большинство уже не чувствовало пальцев на руках и ногах. Очень помогали каталитические грелки (на всех у нас было 8 шт) , без них было бы совсем плохо. К сожалению для фотосъемки в пещере нужно специально большое количество синхронизованных вспышек и мешок батареек, поэтому мы в пещере совсем не фотографировали. Описывать подземные красоты я не мастер, скажу лишь, что большое впечатление произвели Ледовые Ворота и Ветерок. Потолки в ближней части пещеры покрыты удивительной изморозью, снежинки достигают огромных размеров. Ворота представляли собой широкую галерею, заросшую прозрачным льдом до самого потолка с удивительными горками и колодцами. Ветерок, которого мы больше всего опасались, протаял полностью, однако скоро возможность посещать Женевскую видимо исчезнет, т.к. Ледовые Ворота стали очень тесными, приходилось ползти на спине, отталкиваясь ногами от потолка. Как известно, узким калибром для спеликов является тот, в который каска входит боком, однако при такой тенденции зимнее посещение будет невозможным уже в этом году.

Фото можно глянуть например здесь.

Далее пещера продолжалась многочисленными развилками. Мы повесили несколько веревок 15-20 м., однако не сделали ни одной перестежки. Вообще одна девушка у нас шла дюльфером, без спусковухи. Здесь хотелось бы сказать об особенностях краснояркой спелеологии и скалолазания. Близость к скальному массиву Столбов накладывает определенный отпечаток на понимание техники и необходимости страховки. Так, красноярцы спокойно ходят вертикальные 40 метровые меандры лазанием, дюльферят с отвесных стенок при трении, лазают по замерзшим отвесным столбам в летних кроссовках и кувырком в распоре соскальзывают по щелям. Мое отношение к этому двоякое. Выработанная за долгие года привычка к высоте, уверенность в своих руках и ногах, а также веселый налет бесшабашности привлекают. Однако даже самые скиллованые маньяки бывает падают насмерть просто из-за внезапного головокружения или глупой ошибки. Все-таки соблюдение тонкой грани баланса между риском и жизнью – это целое искусство и каждый должен делать выбор самостоятельно, не оглядывая на других.

Однако вернемся к пещере. Пройдя по Капельному гроту мы дошли до грота Тигра, и там уперлись. Проводник никак не мог вспомнить, куда дальше. Нам надо было попасть в грот Ха-Ха по узкому лазу, коих там просто огромное количество, причем большая часть сильно глинистые. Потратив не менее часа на поиски, мне наконец таки удалось найти нужный шкурник и мы пошли дальше. Пройдя в Дальняюю часть пещеры через грот Полтораки мы снова заплутали. Конечной нашей целью являлось подземное озеро. Однако как оказалось позже в него надо было попадать из другой ветки пещеры. К тому же в пещере было очень сухо, неизвестно сохранилось ли оно вообще. Поев хлеба с колбасой всухомятку мы принялись выбираться. Проходя через грот Ацтеков мы пошли немного другим способом и съэкономили один подъем по веревке. Вообще у нескольких ребят это был первый выход, так что они совместили посещение уникальной пещеры с отсутствием риска, т.к. она в основном горизонтальна. Пантины, дошедшие наконец до нас спустя год, так и не пригодились.

nbsp;       Дальше был скоростной выход из пещеры (менее двух часов), переодевание на морозе и молниеносный бросок до машины уже в полной темноте. Повернув ключ зажигания и услышав вжжжж я очень испугался, но со второго раза Патриот таки завелся. Мы разместились и скоро уже закусывали в придорожной кафешке.

6е Устав от ежедневных приключений мы решили выспаться и отдохнуть. Целый день мы посвятили отмыванию глины со снаряжения и комбезов и питю пива=). Прогулялись до берега Енисея, дул сильный ветер и было холодно. На ближайшей площадке были выстроены ледяные горки, фигуры и забор. Вообще в Красноярске со льдом работают все кому не лень.

7е Часть людей отбыла уже 6го, остальные уезжали 7го вечером, а мы 8го рано утром. В этот день мы прогулялись по острову на Енисее, пособирали камушков реке и посбивали снег, налипший на деревья. Затем завалились в Чайную Юрту. У этого заведения тот же хозяин, что и у Чайханы, однако она устроена совершенно по-другому. На набережной Енисея, рядом с музеем современного искусства, установлена настоящая большая Юрта с печкой в центре. Она устлана коврами и заставлена низенькими чайными столиками. Мы попробовали три разных чая: пуэр с молоком, какой-то восточный отвар и улун. Также поели бараньего шашлыка и восточных сладостей. Все относительно недорого. В-общем приятное место. Вечером смотрели дома фильм 1+1 «Неприкасаемые».

8е вылетели в Москву.

В-целом, это был отличный Новый год, пожалуй даже слишком активный. Я бы конечно предпочел больше пещер вместо катания на борде, тем более скоро (в начале марта) мы снова едем активно отдыхать. Нас ждут склоны Киргизии, Каракол. Честно говоря я уже с трудом вспоминаю когда отдыхал пассивно. А ведь еще столько замечательных мест, где я хотел бы побывать: Абхазия, Путораны, Забайкалье, Камчатка, Горная Турция и скалы Таиланда. Все еще впереди!