?

Log in

No account? Create an account
Мамонты осваивают небо - /// CAVOK — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
NVG

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мамонты осваивают небо [Sep. 15th, 2010|05:55 pm]
NVG
[Tags|, ]

Если бы не зрение, я бы, конечно, стал летчиком. Причем не из-за романтики неба, о которой все поют. А потому, что авиация - это богиня транспортной техники. Самолеты и вертолеты - самое удивительное средство передвижения, которое придумал человек. Тот факт, что в воздухе может сама висеть многотонная металлическая хрень, до сих пор вызывает у меня неральный трепет, более сильный, чем иные автомобили, разгоняющиеся под 300 км/ч.

Мне повезло пассажиром налетать расстояние, почти равное расстоянию до Луны, полетать на тренажерах, освоить весьма реалистичный Microsoft Flight Simulator.

Но пару недель назад я наконец полетел сам - на этом симпатичном самолетике:





Место действия - подмосковный частный аэродром, на котором "квартируют" несколько аэроклубов. Самолет - этакая Сессна по-социалистически, польский PZL-104 Wilga:


Год выпуска этого экземпляра мне неизвестен, но судя по РЛЭ (Руководству по летной эксплуатации), он не моложе 1981 года, потому что компас на нем только магнитный, а радионавигационных средств нет. Летать можно только днем, с визуальным контактом с землей. Цитата из РЛЭ:

1.1.     Назначение и условия эксплуатации

Самолет «Вильга 35А», производства ПНР, предназначен для буксировки планеров, перевозки пассажиров и выполнения парашютных прыжков.

По аэродинамической компоновке самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом и четырехместной кабиной (рис. 1).

На самолете установлен поршневой девятицилиндровый двигатель АИ-14РА с воздушным двухлопастным винтом изменяемого шага УС-122000.

Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты до высоты 4000 м днем в простых метеоусловиях с грунтовых и бетонированных взлетно-посадочных полос.


На следующей фотке видно грунтовую взлетно-посадочную полосу - слева, за заборчиком. Клетчатый домик - Стартовый Диспетчерский Пункт. Активность на аэродроме удивила даже с учетом того, что это было воскресенье. Каждые несколько минут кто-то взлетает или садится, очереди на исполнительный (на взлет) в 2-3 борта - обычное дело:


В основном народ учится летать, кто-то катается для развлечения, а такие лайнеры, как АН-2, бросают с высоты живых людей. Парашютистов.



Но вернемся к нашей птичке. Несколько лет назад ее вскладчину выкупили несколько бывших пилотов Аэрофлота, пенсионеров. Обошлась им Wilga примерно как топовый Ford Focus. И по некоторым параметрам, кстати, похожа на легковой автомобиль среднего класса: максимальная взлетная масса 1300 кг, запас хода 350-500 километров, салон на четырех человек - или одного пилота и трех парашютистов (сидение правого пилота можно развернуть против полета):



Изначально Wilga предназначалась не столько для разбрасывания людей по небу, сколько для буксировки планеров (ниже - вид с "прицепа", найденный в инете):



Таскать за собой Wilga могла до двух планеров, и была предназначена в том числе для их эвакуации после посадки где-нибудь в полях. Поэтому у нее весьма малые скорости взлета и полета, отличная обзорность по кругу и прочное шасси. Кто знает, в какой местности приспичит сесть планеру?

Так устроен цельноалюминиевый фюзеляж-полумонокок:



Двигатель - 9-цилиндровый, звездообразный, АИ-14РА, выпускался в Польше по нашей лицензии. Из других воздушных судов с этим мотором наиболее известен, пожалуй, вертолет Ка-26.

На Вилге его взлетная мощность 260 л.с. при всего 2350 об/мин. В полете устанавливают крейсерские 1700-2000 об/мин, а скорость регулируют шагом стеклопластикового винта:


Охлаждение - воздушное. Роль термостата выполняет пилот: на панели приборов есть желтый маховичок привода жалюзи, прикрытием которых поддерживается рабочая температура головок цилиндров в районе 200-220 градусов. Система смазки - с сухим картером, конечно. Под брюшком - масляный радиатор:


В салоне - ковшеобразные сидения, боковой поддержке которых позавидует большинство спорткаров. Передние регулируются по длине, подушки легко снимаются, если пилоты "оснащены" парашютами: 



Низкие скорости полета - подъем на 90 км/ч, посадка на 120 км/ч, сваливание на чистом крыле при работающем двигателе при 70 км/ч - обеспечены большой подъемной силой, ради которой предкрылок выполнен стационарным. Посадочная фара - только на левом полукрыле:



Руль направления с компенсирующей поверхностью и габаритным огнем:


Руль высоты тоже со своеобразным "предкрылком", который повышает его эффективность при больших углах отклонения. Привод, конечно, без всяких усилителей:



На фотографиях многое выглядит потертым или стареньким. Но в реальности эта букашка, пользуясь автожурналистскими штампами, пышет ощущением качества. Все сделано прочно, надежно, продумано, ничего не болтается и шатается, крепеж законтрен и так далее.

Приборный щиток подрессорен:


Верхний ряд, слева направо:
указатель скорости, магнитный компас, топливный расходомер (единственный электронный современный прибор), хронометр, указатель температуры горючей смеси.

Нижний ряд:
высотомер, авиагоризонт, вариометр, указатели температуры и давления масла, топлива, температуры головок цилиндров, тахометр.

Справа вверху узкая полоска дисплея радиостанции.

В самом низу - ряд переключателей:
фара, стартер, магнето (два контура), бензокраны, высотный корректор смеси, подкачивающий бензонасос.

Вместо штурвала у Вилги ручка, слегка наклоненная влево в расчете под правую руку.

Черный и белый рычаги на секторах - отопление кабины. Педали - ажурные и легкие, вполне удобные. Как водится в авиации, верхние педали управляют гидравлическими тормозами колес, основные нижние - рулем направления и задним колесом: 



Желтые рукоятки под левыми руками у обоих пилотов управляют оборотами двигателя, белые кругленькие рядом - шагом винта. Но у командира эти ручки заметно удобнее расположены. И только у него есть триммер руля высоты - черная "крутилка" слева:


Верхняя панель переключателей:



Для начала надо подкачать бензин ручной помпой. Двигатель запускается сжатым воздухом, после чего в кабине без наушников и "переговорки" делать нечего. Прогрев занимает минут 10-15: положено погонять мотор на разных оборотах, опробовать его приемистость - он должен выходить с малого газа на взлетный режим за 3 секунды - и так далее.

Запросили руление. Как только тронулись с места, весь мандраж у меня прошел. Слева - владелец самолетика, я справа.

Закрылки выпускаются механически - у командира слева из потолка торчит рычаг непосредственного привода. Вырулили на полосу, а потом... ррраз - и уже летим! Ускорения при разгоне почти не чувствуется, с гражданскими реактивными лайнерами не сравнить. Напомню, набрать надо всего 90 км/ч, после чего Wilga сама поднимается с трех точек - заднее колесо поднимать не нужно, ручку тянуть тоже.

Взлетная дистанция - лишь 150 метров. Первый кадр сделан в точке начала разбега:


А здесь уже летим:



В полете вообще-то смотреть в боковое окно страшно, тем более что оно огромное :) Высоко, мама дорогая!

Другое дело - смотреть вперед. Во-первых, понимаешь, что летишь на моторе, вот винт крутится впереди, это вселяет уверенность :)

Во-вторых, перед глазами - приборы, по ним ясно, что никуда ты не упадешь. А главное - во многом они дают ощущение единения с машиной, знание того, как она работает, чем дышит, питается, что себе думает...


Набрали метров 50, убрали закрылки, Димдимыч поднимает руки и говорит: все, дальше давай сам!

Поначалу страшно, конечно: управление очень чуткое, кажется, что миллиметров 5-10 перемещения ручки уже вызывают изменение крена или тангажа. Поначалу я вцепился в ручку двумя руками :)

Но оказалось, что для более-менее крутых маневров ручку надо отклонять на несколько сантиметров, тут не ошибешься. Симуляторный опыт, конечно, бесценен: дает привычку делить внимание между управлением и приборами, да и реакции на ручку очень похожи.

Правда, основной прибор при визуальном полете - не высотомер или указатель скорости, а... капот двигателя! Димдимыч советует следить за креном и тангажем по его положению относительно горизонта.

Полетали на высоте 200-300 метров, почувствовали что да как - и отправились в "пилотажную зону". Здесь высота метров 30, причем из кабины разницы почти никакой:

Расходует Wilga 45-50 литров 92-го бензина в час, или около 30 литров на 100 километров. Практически как раллийная машина :)

По финансам это увлечение вообще очень похоже на ралли. Самолетка стоит примерно как Subaru, бензина ест столько же... Даже скорости похожие:
Крейсерская - около 150 км/ч
Максимально допустимая - 220 км/ч

Потом полетали немного по кругам с посадкой и немедленным повторным взлетом - все просто и понятно, главное - запомнить визуально угол снижения на глиссаде.

Сели, зарулили, курсант получил замечания:
linkReply

Comments:
[User Picture]From: rallytiger
2010-09-15 02:13 pm (UTC)
Меня тоже Вильга таскала, когда я в планерную школу ходил. Есть такая-же фотка из планера. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _whitemamont
2010-09-15 02:14 pm (UTC)
Круто, показывай! )

А где школа была?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rallytiger
2010-09-15 02:42 pm (UTC)
На фотокарточке, сканить надо, давно это было :)
Летали на Бланиках в Крыму, в Планерском и под Серпуховым, клуб выезжал каждое лето, я два раза ездил.
Сам летный клуб в Чертаново находился.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishajest
2010-09-15 08:23 pm (UTC)
красота!! долго учился?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: equi
2010-09-16 04:31 pm (UTC)
пару раз топил меня в океане на симуляторе :) и потом полетел )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _whitemamont
2010-09-16 04:32 pm (UTC)
всю жизнь! )
(Reply) (Parent) (Thread)