Штирлиц

Про кино: "Шпионский мост"

За длинные праздники посмотрели два новых фильма - на один не успели в кинотеатрах, а другой как раз-таки только пошёл. Первый - это "Шпионский мост". Получилось как-то так...



Прямо даже как-то расстроились. Во-первых, мы этот фильм ждали и промухали в кино, в общем-то, случайно. Во-вторых, история Абеля сама по себе настолько интересная и кинематографичная - как и вообще любая тема, связанная с нашим любимым мостом Глинике - её можно было так здорово и по-разному повернуть. В-третьих - ну, мне как-то казалось, что Спилберг уважаемый режиссёр, вроде бы. Снимает пафос - это да, но хоть качественный пафос. Конечно, Том Хэнкс в качестве главного героя должен был сразу насторожить, но вот не насторожил, а зря.

Что в итоге имеем? Имеем экранизацию книги, написанной американским адвокатом Абеля Донованом - соответственно, это у нас главный герой, и Хэнкс играет этого самого адвоката. В общем-то, я полагаю, что рассказ про то, как героический американский адвокат и просто хороший парень Том Хэнкс Донован героически спасает Абеля и по ходу ещё американского студента Прайора, несмотря на аццкие КГБ и ЦРУ, во многом основан на видении событий самим г-ном Донованом, и как следствие, не может быть вполне объективным. Ну и ладно бы - в конце концов, фильм про Тома Хэнкса Донована. Убивает другое.

Как, ну вот как в 2015 году хорошему режиссеру можно снять высокобюджетный фильм с сильным составом и наполнить его таким количеством самых третьесортных штампов, что это уже переходит всякие разумные пределы.

Адвокат Донован смотрит на всех честными глазами и цитирует Конституцию Соединенных Штатов - с тем посылом, что мы же гуманная нация, мы должны гуманно обращаться с вражеским шпионом Абелем. Несмотря на то, что на экране за гуманизм ратует исключительно Донован, тюремное содержание Абеля отнюдь не выглядит суровым - вежливое обращение, чуть ли не кофе со сливками - сиди, казалось бы, да радуйся, подлый советский шпион. В то же время, содержание лётчика Пауэрса, на которого Абеля в итоге выменяли, смакуется во всех деталях - тут тебе и облезлые казематы, и пытки бессонницей - в общем, "кровавая гэбня" во всей красе. При этом по ходу пьесы упоминается, что Абелю в США дали 30 лет заключения, чудом не отправив на электрический стул (кто автор чуда? конечно же, Том Хэнкс), а Пауэрсу в стррашных Советах - всего 10, из которых только 3 собственно в тюрьме. Это при том, что известно, что условия содержания Абеля в Штатах ни разу не были шоколадными - оно понятно, ЦРУ добивалось сотрудничества, а Абель сотрудничать не собирался.

Адвоката Донована начинают страшно не любить дома - от образцово-показательной семьи в доме-с-террасой, до "общественного мнения" - вот едет адвокат Донован в общественном транспорте, а все читают газеты, где про советского шпиона Абеля, и смотрят на адвоката Донована так недобро и подозрительно. А у того глаза такие добрые и понимающие. Ну, Том Хэнкс.

Адвокат Донован едет в Берлин договариваться об обмене Абеля. В Берлине именно в эти дни строят Берлинскую стену (её построили полгода назад) - строят это вот прямо строят, "камень на камень, кирпич на кирпич", причем строит, судя по всему, сразу Штази - ну, чтоб все понятно было, кто тут плохой парень. Ну, крики-плач, всё такое. Адвокат Донован через КПП попадает на территорию Восточного Берлина, где у него назначена встреча в советском посольстве. На территории Восточного Берлина вечная ночь, идёт снег (такой - как purple_files заметила, в "Старых песнях о главном" используют, из пенопласта), разрушенные неосвещенные улицы, по ним бродят медведи банды, которые первым делом ловят хорошего парня Донована и экспроприируют у него пальто. Единственное целое здание в Восточном Берлине - это сияющее советское посольство. Всё. Мы уныло пробубнили себе под нос, что вообще-то, в Восточном Берлине остались основные исторические районы Берлина - Унтер-ден-Линден, музейный остров, и т.п.... и что восстановили это все при ГДР... но нет. Снег и медведи. Тьфу, банды. При этом в Западном Берлине, ясен пень, тепло и яблоки, все гуляют в туфлях и модных шляпках, кино вино и домино. Мы опять уныло пробубнили под нос, что вообще-то, в послевоенные годы именно в Западном Берлине был под корень вырублен весь лесопарк Tiergarten - потому что тупо топить было нечем... но нет. Вы въезжаете в американский сектор - а значит, кино и булочки.

Американского студента Прайора - это которого героически выменял наш хороший парень Том Хэнкс Донован, несмотря на то, что обе разведки на него чихать хотели (на самом деле - крайне сомневаюсь, что две серьезных спецслужбы в таком сложном проекте стали бы вестись на какого-то там американского адвоката, даже если его зовут Том Хэнкс; более того, на самом деле, на Абеля выменяли не двух а аж трёх американских "попаданцев", но третий видимо в сюжет не монтировался) - так вот, американского студента ловит у стены аццкое Штази (ну или кто там ее строил или охранял). В буквальном смысле ловит, за рукав. А ты кто, мил человек? А я студент! - кричит мил человек, - изучаю тут у вас про Ленина и экономику, вот у меня даже диссертация есть... на этом месте у нас взлетает одна бровь... вот я ее даже с собой ношу в сумке! (достает здоровенный переплетенный талмуд)... на этом месте у нас взлетают обе брови. Что делает аццкий офицер? Разумеется, красиво и картинно рвёт толстенную диссертацию на фоне только что отстроенной стены. Не надо, это единственный экземпляр! - жалобно кричит американский студент. Мы в фейспалме. Заметка на полях: студента Прайора арестовали за т.н. экономические махинации - в простонародье это называется, спекуляции валютой. За что арестовали студента Прайора в фильме кроме того что "кровавая гэбня" - остается глубоко непонятным.

Далее адвокат Донован бегает между СССР, ГДР и США, пытаясь отспорить впридачу к Пауэрсу студента Прайора, далее ГДР зачем-то на сутки сажает адвоката Донована в тюрьму (мы так поняли, исключительно чтобы показать еще одну адскую тюрьму), потом отпускают, далее все более-менее благополучно договариваются. А, да, по ходу адвокат Донован наблюдает как у только вот "прям вот щас" отстроенной стены расстреливают пытающихся перелезть. Чего стене зря простаивать.

Перед непосредственно обменом Донован - он же хороший парень, мы помним - все волнуется и спрашивает Абеля, не боится ли он, что его тут же расстреляют или как минимум отправят в Сибирь. Абель реагирует философски - мол, могут обнять, а могут на заднее сиденье кивнуть, ну что ж. Надо ли говорить, что при обмене Пауэрса обнимают холят и лелеют, а Абелю кивают на заднее сиденье. Здесь становится особенно обидно, потому что блин, это неправда! Есть воспоминания самого Абеля о том, как его обменивали и как встречали, есть и факты в конце концов - чем занимался Абель, вернувшись в Советский Союз. И кстати уж, как встречали Пауэрса в США (плохо встречали; по сути, слил все что мог слить, хотя и мог мало).

Ах да, и финал. Адвокат Донован вернулся домой, там во всех новостях передали о том, какой он молодец, помог вернуть на Родину Пауэрса. И вот он едет в общественном транспорте, и все вокруг читают газеты, и смотрят на адвоката Донована так тепло и дружелюбно. А у того глаза такие добрые и понимающие. Ну, Том Хэнкс. Но вот он смотрит за окно, видит как детишки перелезают через забор и вспоминает, как расстреливают у Берлинской стены кровавые Штази ну или кто там ее охраняет.

В общем, вот такое вот кино про Холодную войну. Про то как важно быть хорошим парнем Томом Хэнксом, даже в таких непростых обстоятельствах. И вот - ну блин. Ну можно же было снять хороший фильм. Ну сняли же сравнительно недавно "Шпион выйди вон". Ну все то же самое можно было показать нормально. Честное слово, я не утверждаю, что Берлинская стена - это здорово и правильно (это ни разу не правильно и уж совсем не здорово). Я не утверждаю, что в советских тюрьмах всем поголовно носили кофе (нет, не носили). Но чёрт возьми, если уж вы берете реальную историю ,ну есть же фактология, что ли.

И ещё - пытались вспомнить и не вспомнили - а у США вообще есть хоть один фильм, где противник показан не идиотом (водка-селедка-медведи-гэбня), а как-нибудь ещё? Нам все говорят - у вас страшная пропаганда. Но елки-палки, даже в Советском Союзе сняли "17 мгновений весны". Сняли ли что-то подобное в Штатах - я, честно, не знаю. А это не очень сильная позиция, как мне кажется.

У фильма было 6 номинаций на "Оскар" (за что?..), взял один - Марк Райнолдс, как лучший актер второго плана, за роль Абеля. Отдаю ему должное, он действительно сделал все что мог. Почему не было других наград - прямо понимаю (хотя, учитывая тенденциозность, и не удивилась бы).

Хорошо, что не потратили деньги в кино, в общем.
  • Current Mood: наши западные партнеры:)
Tags:
Должны были - возможно; но не судили в итоге, насколько я понимаю. Т.е. мера наказания была выбрана именно советскому шпиону, а не предателю-гражданину США.

Но опять-таки, вопрос изначально не в этом был:) Дали 30 лет - ну ОК, дали. Дали 10 лет - ну ОК, дали. Но при этом США интеллигенты и милы, а СССР - ну все поняли:)
Одно дополнение: не "СССР", а ГДР. Это они студента задержали и адвоката зимой раздели.
Представители СССР дали Пауэрсу "всего" 10 лет, быстро согласились на обмен и заставили-таки ГДР студента отпустить. Так что вели себя почти по-джентльменски (насколько это вообще применимо в данной ситуации).
Правда, не признавали официально Абеля своим и не обняли после обмена.
Про ГДР я помню, про студента вообще не сравниваю (ибо бред:) ).